ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-85/20 от 02.07.2020 Алексинского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Алексинского городского суда Тульской области Пестрецов Н.А., рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда Тульской области жалобу главного эколога ООО «Алексинская БКФ» на постановление Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

постановлением Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - Управление) от ДД.ММ.ГГГГ главный эколог ООО «Алексинская БКФ» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в Алексинский городской суд, в которой просит вышеуказанное постановление отменить. В обоснование жалобы указано, что ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дела об административном правонарушении ФИО1 вручено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, которым Управление уведомило, что ранее поданные ею возражения на протокол, подлежат частичному удовлетворению в связи с наличием существенных недостатков протокола, а также уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 составлен новый протокол по ст.8.5 КоАП РФ, в нарушение требований ст. 29.4 КоАП РФ, так как дело об административном правонарушении в отношении нее ДД.ММ.ГГГГ должно было быть рассмотрено по существу. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ время совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ, однако указания на событие, произошедшее ДД.ММ.ГГГГ, протокол не содержит.

По мнению ФИО1 из обжалуемого постановления невозможно определить вид контрольного мероприятия, в результате которого выявлено нарушение, основания проведения контрольного мероприятия. В описательной части постановления указано о мероприятиях, проводимых ДД.ММ.ГГГГ Тульской природоохранной прокуратурой и специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО». Цель, результат мероприятий, а также отношение данных мероприятий к выявленному нарушению, в обжалуемом постановлении не изложены. Доказательств того, что факт административного правонарушения выявила Тульская природоохранная прокуратура в рамках проверки, проводимой ДД.ММ.ГГГГ, и предоставила соответствующие сведения в Росприроднадзор, в обжалуемом постановлении не изложено. Акт проверки, подлежащий составлению, в случае непосредственного обнаружения правонарушения, в адрес ООО «Алексинская БКФ» не поступал.

В качестве события административного правонарушения указано на несоответствие номера и даты проектной документации на строительство шламонакопителя отраженной в характеристике объекта размещения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2017 и номеров и даты рабочих чертежей, полученных в рамках административного расследования. При предоставлении в Управление характеристики объекта размещения отходов указан год реализации проекта строительства - 1978 согласно акту государственной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию и общий шифр номера - . Указанные данные нельзя рассматривать как искажение информации, поскольку рабочие чертежи проектной документации (, , , , , ) имеют общий , а типовая форма характеристики не предполагает перечисление всех номеров рабочих чертежей. Номер чертежа не содержит данных о характеристиках объекта, не влияет на эксплуатацию объекта и/или характер и объем размещения отходов, не является источником какой-либо экологической информации, не влияет на порядок учета образования и размещения отходов. Следовательно, выявленный факт указания общего номера проектной документации не может рассматриваться как нарушение ст.20 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 и не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.

Проектная документация на строительство объекта размещения являлась предметом плановой выездной проверки проводимой Управлением на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ., в ходе проверки проектная документация на строительство шламонакопителя была предоставлена. По итогам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, об указании должностным лицом ООО «Алексинская БКФ» общего номера проектной документации при заполнении документов, органам Росприроднадзора стало известно на момент проведения проверки, а срок привлечения за данное правонарушение истек.

С учетом изложенного просила постановление Приокского межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель ФИО2, доводы жалобы поддержали.

Представители Управления ФИО3, ФИО4 просили отказать в удовлетворении жалобы по доводам, изложенным в представленных возражениях. Считали обжалуемое постановление законным и обоснованным.

Из представленных возражений следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <адрес> составлен протокол об административном правонарушении в отношении главного эколога ООО «Алексинская БКФ» ФИО1 в связи с установлением в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ указание вида и основания проведения контрольно-надзорного мероприятии, в результате которого было выявлено нарушение, не предусмотрено. Акт проверки по ее результатам не составлялся. ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, одни экземпляр которого ДД.ММ.ГГГГ был получен представителем ООО «Алексинская БКФ» нарочно, о чем в экземпляре Управления имеется отметка).

В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Несоответствие номера и даты проектной документации не повлияло напрямую на порядок учета отходов, однако повлияло на искажение данных о самом шламонакопителе и его характеристиках, что влияет на эксплуатацию объекта размещения отходов, на характер и объем размещения отходов, которые в свою очередь имеют непосредственное отношение к учету отходов.

Копия характеристики объекта размещения отходов (шламонакопителя ООО «Алексинская БКФ», учетный ) по результатам инвентаризации, проведенной в 2017 году, находится в материалах, предоставленных ООО «Алексинская БКФ» Управлению. Данные характеристики объекта размещения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2018 году, находятся в составе Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

При этом, данные характеристики ОРО (шламонакопитель) по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году (учетный № ОРО ), проведенной в 2017 году (учетный № ОРО ), проведенной в 2018 году (учетный № ОРО ) в части проектной документации на строительство ОРО идентичны.

В рамках административного расследования был сделан запрос проектной документации шламонакопителя ООО «Алексинская БКФ», которым были предоставлены копии рабочих чертежей с номерами (1974 г.), (1974 г.), (1974 г.), (1974 г.), (1969 г.), (1969 г.), (1974 г.), (1974 г.), (1974 г.). Среди данных копий отсутствовали копии проектной документации, указанной в Характеристике ОРО (шламонакопитель) по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году (учетный № ОРО ), а именно проектной документации на строительство ОРО 1978 года с номером . Также ни один из представленных рабочих чертежей не имеет указания на 1978. Акт государственной комиссии о приемке объекта и эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения административного расследования предоставлен не был.

Согласно ст. 20 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Проектная документация на строительство ОРО содержит конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объекта. Данные решения и техника исполнения самого шламонакопителя влияет на эксплуатацию объекта размещения отходов, на характер и объем размещения отходов. Таким образом, сведения о проектной документации на строительство ОРО непосредственно влияют на оценку вместимости ОРО, негативного воздействия ОРО на окружающую среду. Данная информация (вместимость ОРО, негативное воздействие ОРО на окружающую среду) также указывается в характеристике ОРО.

Таким образом, неверное указание проектной документации на строительство ОРО влечет за собой необоснованность данных о вместимости ОРО и негативном воздействии ОРО на окружающую среду, которые, в свою очередь, являются сведениями, относящимися к учету в области обращения с отходами.

Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья оценивает собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а также с позиции соблюдения.

Статьей 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.

Объективная сторона административного правонарушения состоит из нескольких составов:

- несоблюдение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов иди иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;

- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;

- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектах окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию

При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которых в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны:

- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами,

- проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области окружающей среды.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 года № 49, утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов.

Пунктом 5 Правил инвентаризации предусмотрено, что источниками информации для инвентаризации объектов размещения отходов являются: проектная документация на строительство объектов размещения отходов; данные обследований (натурных, инструментальных, иных) объектов размещения отходов; фондовые материалы; иная документация.

Согласно пункту 6 Правил инвентаризации предусмотрено, что по завершению сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов, на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, один экземпляр которой хранится у юридического лица, другой экземпляр направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождении объекта размещения отходов.

Согласно пункту 6 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792, (далее - Порядок ведения государственного кадастра отходов) порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок) устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

В силу п. 16 Порядок ведения государственного кадастра отходов государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов, ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 49.

В соответствии с пунктом 19 Порядка ведения государственного кадастра отходов территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО.

Как следует из материалов дела в результате проверки, проведенной Управлением в отношении ООО «Алексинская БКФ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что в результате производственной деятельности ООО «Алексинская БКФ» при производстве картона и работе очистных сооружений образуются следующие виды отходов: отходы от размола и сортирования макулатуры, - отходы (осадки) при обработке сточных вод, не вошедшие в другие позиции, отходы (осадки) при механической очистке сточных вод бумажного производства. ООО «Алексинская БКФ» имеет 1 собственный объект размещения отходов, занесенный в ГРОРО. Шламонакопитель введен в эксплуатацию в 1978 году и расположен в овраге, в районе <адрес>. Шламонакопитель внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ. На территории шламонакопителя размещаются следующие виды отходов: отходы от размола и сортирования макулатуры, отходы (осадки) при механической очистке сточных вод, бумажного производства, отходы (осадки) при обработке сточных вод, не вошедшие в другие позиции (отходы после песколовки).

Согласно обжалуемому постановлению в качестве события административного правонарушения указано на несоответствие номера и даты проектной документации на строительство шламонакопителя отраженной в характеристиках объекта размещения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2017, 2018 годах и номеров и даты рабочих чертежей, полученных в рамках административного расследования.

Из текста обжалуемого постановления следует, что по вине должностного лица - главного эколога ООО «Алексинская БКФ» ФИО1, допущено искажение информации об источнике загрязнения окружающей среды и природных ресурсов в характеристике ОРО шламонакопитель по результатам инвентаризации, проведенной в 2017 и 2018 гг.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие

Согласно должностной инструкции главного эколога ООО «Алексинская БКФ» главный эколог относится к категории специалистов.

Анализ должностной инструкции не свидетельствует о наличии у ФИО1 организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а постановление по делу об административном правонарушении не содержит сведений о том, какие конкретно обязанности, закрепленные в должностной инструкции, нарушены ФИО1

Представленные в адрес Управления характеристики объекта размещения отходов пописаны не ФИО1

Таким образом, в рассматриваемом случае ФИО1 не является субъектом вмененного ей правонарушения.

Кроме того, форма характеристики объекта размещения отходов является приложением к Правилам инвентаризации объектов размещения отходов (утверждены Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 49).

Из изложенного следует, что форма характеристики утверждена не для целей включения полигона в государственный реестр объектов размещения отходов, а для целей инвентаризации полигона.

Строка 6 характеристики «Проектная документация на строительство ОРО» не является обязательной для заполнения.

Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах судья приходит к выводу об отсутствии в действиях главного эколога ООО «Алексинская БКФ» состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, в связи с чем оценка на предмет истечения сроков давности привлечения е к административной ответственности не дается.

Остальные доводы жалобы ФИО1 не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 КоАП РФ отмену обжалуемого постановления, должностным лицом не допущено.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.10, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу главного эколога ООО «Алексинская БКФ» ФИО1 на постановление Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Постановление Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении главного эколога ООО «Алексинская БКФ» ФИО1 прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Алексинский городской суд Тульской области в течение 10 суток с момента вручения настоящего решения.10 дней.

Судья