УИД 65RS0018-01-2020-000410-40 №12-85/2020
Р Е Ш Е Н И Е
27 октября 2020 года пгт. Южно-Курильск
Судья Южно-Курильского районного суда Сахалинской области Юхно Н.В., с участием представителя административного органа ФИО1, рассмотрев жалобу защитника Кузьменко А.С., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной», на постановление государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 группы отделения режимно-контрольных мероприятий службы в рп Южно-Курильск Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области от 29 июля 2020 года (№ПУ/378-20), которым общество с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 500 000 руб.,
у с т а н о в и л:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащее ООО Рыбокомбинат «Островной» судно «Островной-8», под управлением капитана ФИО2, 03 июня 2020 года в 01 ч. 50 мин. при выходе из территориального моря Российской Федерации пересекло Государственную границу РФ в географических координатах <данные изъяты> не информировав пограничный орган об изменениях в ранее поданных географических координатах места пересечения судном государственной границы РФ по телефонной, факсимильной связи или электронной почте, чем нарушило пункты 4, 5 статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», пункт 13 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года №341.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 группы ОРКМ Службы в рп. Южно-Курильск Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области Городских И.О. от 29 июля 2020 года ООО Рыбокомбинат «Островной» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В поданной в Южно-Курильский районный суд на указанное постановление жалобе защитник Кузьменко А.С. просит прекратить производство по делу ввиду малозначительности либо снизить размер назначенного административного штрафа в порядке части 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивируя это тем, что со стороны капитана имела место техническая ошибка, допущенная в поданном им в пограничный орган уведомлении о намерении неоднократного пересечения государственной границы, в части указания географических координат, в которых судно пересечет государственную границу, в связи с чем, каких-либо неблагоприятных последствий в результате этого не наступило, поскольку капитан уведомлял пограничный орган о фактическом пересечении судном государственной границы. Также указывает, что Общество осуществляет якорный проект по созданию рыбоперерабатывающего комплекса на территории опережающего развития «Курилы», включенный в список приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Подавляющая часть проекта финансируется за счет заемных средств, в связи с чем назначенный размер административного штрафа негативно отразиться на инвестиционном проекте, а также несет угрозу реализации инвестиционного проекта.
На рассмотрение жалобы законный представитель ООО Рыбокомбинат «Островной» не явился, о времени и месте рассмотрения извещен, ходатайств не заявлял.
Представитель административного органа ФИО1 просил суд постановление от 29 июля 2020г. оставить без изменения, а жалобу представителя ООО Рыбокомбинат «Островной» Кузьменко А.С. без удовлетворения.
Выслушав представителя административного органа ФИО1,, изучив доводы жалобы, материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.
Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Положениями статьи 9.1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о Государственной границе РФ) установлены правила пересечения Государственной границы на море.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 названной нормы в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе РФ неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов. Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2019 года №341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее по тексту – Правила уведомления пограничных органов), которые в том числе устанавливают порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств (подпункт «а» пукнта 1 Правил уведомления пограничных органов).
Уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море (далее также по тексту - Уведомление) направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении (пункт 2 Правил уведомления пограничных органов).
Уведомление для судов, указанных в подпункте «а» п. 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению №1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта (далее - порт), из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море. Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте (пункт 4 Правил уведомления пограничных органов).
Пограничный орган в течение одного часа подтверждает получение уведомления. В случае если от пограничного органа не поступило подтверждение о получении уведомления, заявитель в течение одного часа после его направления проверяет по телефонной связи получение пограничным органом уведомления (п.8 Правил уведомления пограничных органов).
В случае изменения планируемого маршрута следования судна в указанный в уведомлении район, об этом незамедлительно информируется пограничный орган, в который было направлено уведомление по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте. Пограничный орган в течение одного часа подтверждает получение информации. В случае если от пограничного органа не поступило подтверждение о получении информации, заявитель удостоверяется в получении пограничным органом указанной информации любым доступным способом связи (пункты 12, 14 Правил уведомления пограничных органов). К
Как следует из материалов дела, ООО Рыбокомбинат «Островной» уведомило пограничный орган о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российским судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, с указанием даты и маршрута следования судна «Островной-8» под управлением капитана ФИО2 В данном Уведомлении указаны географические координаты планируемого места пересечения государственной границы РФ при выходе из территориального моря РФ - 43°58.8" СШ 146°23.0" ВД.
03 июня 2020 г. в 01 ч. 50 мин. судно «Островной-8» пересекло государственную границу на выход из территориального моря РФ в иных географических координатах - 43°39.8" СШ 147°05.7" ВД, при этом не уведомило пограничный орган об изменениях планируемого маршрута следования судна, указанного в уведомлении.
В период с 23 час. 00 мин. 07 июня 2020г. по 09 час. 50 мин. 10 июня 2020г. в ходе проведения режимно-контрольных мероприятий по государственному контролю в сфере охраны МБР и контролю соблюдения режима государственной границы РФ инспекторской группой было установлено, что капитаном судна РС «Островной-8» является ФИО2, судно находится в исправном техническом состоянии, укомплектовано навигационным, радиоэлектронным и промысловым оборудованием для осуществления рыболовства, средствами технического контроля (в исправном состоянии).
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом административного органа дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Таким образом, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (части 2 и 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО Рыбокомбинат «Островной» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и является самостоятельным юридическим лицом, способным нести права и обязанности.
Объективных обстоятельств, препятствующих ООО Рыбокомбинат «Островной» выполнению положений Закона о Государственной границе Российской Федерации не установлено, то есть юридическое лицо имело правовую и реальную возможность эти обязанности выполнить, но не предприняло соответствующих мер. Юридическое лицо обязано было проявить ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения положений Закона о Государственной границе Российской Федерации.
Доказательств невозможности исполнения юридическим лицом требований указанного Закона «О государственной границе Российской Федерации» в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
По смыслу части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также исходя из принципов юридической ответственности, неисполнение юридическим лицом требований публичного порядка вследствие ненадлежащего исполнения трудовых (служебных) обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим юридическое лицо от административной ответственности.
Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 14 декабря 2000 года №244-О, следует, что вина юридического лица проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от его имени и допустивших нарушение действующего законодательства.
По правилам статьи 61 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Таким образом, все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц (работников), которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление. Все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица.
Согласно свидетельству о праве собственности на судно от 07 мая 2018 года, собственником судна РС «Островной-8» является ООО Рыбокомбинат «Островной».
ФИО2 является капитаном судна РС «Островной-8» (судовладелец РС «Островной»).
Таким образом, действия капитана судна РС «Островной-8» ФИО2, действующего в интересах РС «Островной-8» и наделенного управленческими, организационными и административно-хозяйственными функциями в отношении находящегося в распоряжении указанного юридического лица имущества судна РС «Островной-8»и членов экипажа, следует рассматривать как действия самого юридического лица ООО Рыбокомбинат «Островной».
Следовательно, юридическое лицо ООО Рыбокомбинат «Островной», осуществляя деятельность, направленную на обеспечение своих интересов, также в частности пересечения Государственной границы с использованием судна РС «Островной-8», обязано было контролировать действия своего работника капитана ФИО2, как в части защиты интересов компании, так и в части наступления возможных благоприятных последствий в связи с возможными нарушениями.
ООО Рыбокомбинат «Островной» как судовладелец и работодатель было обязано правильно организовывать труд своих работников, а поэтому несет ответственность в случае несоблюдения своими работниками норм действующего законодательства в области правильности прохождения исключительной экономической зоны РФ. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников - все это также является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленной на обеспечение его деятельности.
Вступая в правоотношения в области охраны Государственной границы Российской Федерации, ООО Рыбокомбинат «Островной»должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
При указанных обстоятельствах судья считает правильным вывод должностного лица административного органа о том, что материалами дела подтверждается наличие в действиях ООО Рыбокомбинат «Островной», вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Довод заявителя жалобы о том, что со стороны капитана имела место техническая ошибка, допущенная в поданном им в пограничный орган уведомлении о намерении неоднократного пересечения государственной границы, в части указания географических координат, в которых судно пересечет государственную границу, в связи с чем, каких-либо неблагоприятных последствий в результате этого не наступило, поскольку капитан уведомлял пограничный орган о фактическом пересечении судном государственной границы, суд не может принять во внимание, поскольку ООО Рыбокомбинат «Островной» не приняло возможные и необходимые меры по соблюдению капитаном судна «Островной-8» законодательства о Государственной границе РФ. Обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом требований указанного законодательства, не представлено.
Доводы жалобы о соблюдении порядка уведомления пограничных органов при фактическом пересечении государственной границы РФ является несостоятельным, поскольку сам по себе факт такого уведомления не освобождает от обязанности по соблюдению требований статьи 9.1 Закона №4730-1 и пунктов 4, 12, 13 Правил уведомления №341 в части, касающейся обязательного предварительного уведомления пограничных органов о планируемом пересечении государственной границы на море, и о вносимых изменениях.
Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выявлено.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в несоблюдении публично-правовых обязанностей, посягает на порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу. Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий (на что ссылается заявитель) не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Оснований для назначения ООО Рыбокомбинат «Островной» наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не имеется.
В соответствии с частями 3, 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, для применения положений названной нормы необходима совокупность исключительных обстоятельств.
В качестве исключительных обстоятельств защитник в жалобе указывает на то, что назначенная Обществу сумма штрафа несет угрозу инвестиционному проекту, реализуемому им в рамках государственной программы. Вместе с тем, данный проект не раскрывает имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица и не подтверждает наличие исключительных обстоятельств.
Учитывая характер совершенного Обществом административного правонарушения, объектом посягательства которого являются отношения в сфере защиты государственной границы РФ как части системы обеспечения национальной безопасности РФ, что свидетельствует о высокой степени общественно опасности правонарушений в указанной сфере, и, принимая во внимание, что при рассмотрении жалобы не представлены достаточные доказательства, подтверждающие исключительность рассматриваемого случая, либо избыточный (чрезмерный) характер назначенного административного наказания, оснований для снижения размера административного штрафа не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание юридическому лицу назначено в рамках санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с общими правилами назначения наказания – статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене либо изменению постановления должностного лица, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного участкового инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 2 группы отделения режимно-контрольных мероприятий Службы в рп. Южно-Курильск Пограничного управления Федеральной службы безопасности России по Сахалинской области от 29 июля 2020 года (№ПУ/378-20), вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью Рыбокомбинат «Островной» Кузьменко А.С. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Курильский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Юхно