ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-85/2021 от 10.08.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья ФИО1 Дело (12-85/2021)

РЕШЕНИЕ

** 10 августа 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя должностного лица – председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» ФИО1 – ФИО2 на постановление судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ и.о. председателя Контрольно-счетной палаты муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» (далее – Контрольно-счетная палата **) ФИО3 в отношении должностного лица - председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» ФИО1 (далее – председатель администрации) составлен протокол об административном правонарушении по ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Постановлением судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – председатель администрации ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи, представитель председателя администрации ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на его незаконность, указывая, что в протоколе об административном правонарушении полностью не раскрыты объект, объективная сторона (отсутствует место, время и событие правонарушения), субъективная сторона административного правонарушения. В материалах дела отсутствует копия паспорта председателя администрации, в связи с чем сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, установлены по заявлению о выдаче (замене) паспорта Ф-1П. При составлении протокола ФИО1 не разъяснены права и обязанности в полном объеме.

В судебное заседание представитель должностного лица – председателя администрации ФИО2, председатель администрации ФИО1, и.о. председателя Контрольно-счетной палаты муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» ФИО3 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.

В соответствии с ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты ** на 2020 год проведена контрольная проверка в администрации ** Контрольно-счетной палатой **, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки целевого и эффективного использования средств бюджета муниципального района, выделенных на реализацию программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2018-2020 годы».

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в администрацию ** Контрольно-счетной палатой ** направлено представление для принятия мер по устранению финансовых и иных нарушений, привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

В представлении указано о принятии мер к устранению выявленных нарушений, а именно:

Внести изменения в программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2018-2020 годы» в соответствии с требованиями Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ;

В соответствии с п.2.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ представить информацию об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов бюджетными учреждениями ** за 2018-2019 год;

В целях повышения результативности и эффективности использования бюджетных средств, КСП ** рекомендует администрации ** принять действенные меры по устранению и дальнейшему недопущению отмеченных в нем нарушений и недостатков. Усилить внутренний финансовый контроль за соблюдением бюджетного и иного законодательства.

Администрации ** провести работы возврата средств неустойки на сумму 133000 рублей по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ на сумму - 43000 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 000 рублей с ООО «Свежий хлеб».

Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

О результатах рассмотрения представления необходимо было уведомить Контрольно-счетную палату ** не позднее 30 дней с даты получения представления.

Представление получил ДД.ММ.ГГГГ делопроизводитель Сарыглар для вручения и.о. председателю.

ДД.ММ.ГГГГ председателем Контрольно-счетной палаты ** вынесено предписание для принятия мер по устранению нарушений и привлечения к ответственности виновных лиц.

В предписании указано: 1. Администрации ** провести работы возврата средств неустойки на сумму 133000 рублей по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ на сумму - 43000 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 000 рублей с ООО «Свежий хлеб»; 2. Принять меры к привлечению ответственности виновных должностных лиц.

О результатах рассмотрения предписания необходимо было уведомить Контрольно-счетную палату ** не позднее 30 дней с даты получения предписания.

Предписание получил ДД.ММ.ГГГГ секретарь ФИО4

В письме от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 01-110/741 Администрация ** контрольно-счетной палате поясняет, что:

Невозможно внести изменения в муниципальную программу в связи с окончанием срока реализации программы в 2020 году и исключения ее из реестра муниципальных программ на 2021-2024 годы;

Информация об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов бюджетными учреждениями ** предоставлена будет до ДД.ММ.ГГГГ;

Для эффективного использования бюджетных средств впредь не будут допускаться нарушения и недостатки и будет усилен внутренний финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства;

По перечисленным платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были приобретены межкомнатные двери (в соответствии с задачами муниципальной программы) от ООО «Свежий хлеб», прилагаются фотоотчеты. Недополученные единицы дверей поставщик обязуется обеспечить до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о. председателя контрольно-счетной палаты от главного специалиста контрольно-счетной палаты ФИО5 поступило сообщение о том, что администрацией ** предписание от ДД.ММ.ГГГГ по итогам контрольного мероприятия «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2018-2020 годы» не выполнено. Администрация обязалась представить информацию об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов бюджетными учреждениями ** до ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить недополученные единицы дверей до ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов бюджетными учреждениями ** и мероприятия по возврату средств и неустойки на сумму 133 000 рублей не поступила, в связи с чем просит принять необходимые меры.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. председателя Контрольно-счетной палаты **ФИО3 в отношении должностного лица - председателя администрации ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, из которого следует, что по итогам проведения контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2018-2020 годы» «Развитие физической культуры и спорта в ** на 2018-2019 годы» исходящим письмом от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию ** направлено предписание Контрольно-счетной палаты ** для принятия мер по устранению финансовых и иных нарушений, а также привлечения виновных лиц к ответственности. Администрацией ** исходящим письмом от-110/741 от ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ, которым пояснено, что в связи с окончанием срока реализации программы в 2020 году и исключения ее из реестра муниципальных программ на 2021-2023 годы невозможно внести изменения в муниципальную программу, обязались предоставить информацию об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов бюджетными учреждениями ** до ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить недополученные единицы дверей до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, информации об объеме снижения потребляемых энергетических ресурсов бюджетными учреждениями ** и мероприятия по возврату средств и неустойки на сумму 133000 рублей по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ на сумму – 43000 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 000 рублей с ООО «Свежий хлеб» не имеется. Таким образом, администрацией ** предписание исполнено ненадлежащим образом. В результате чего допущены нарушения, предусмотренные ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

В постановлении судья районного суда указал, что факт события административного правонарушения и виновность должностного лица подтверждаются совокупностью доказательств.

Судья Верховного Суда Республики Тыва соглашается с данным выводом судьи на основании следующего.

Положения ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Материалы дела объективно свидетельствуют о том, что должностное лицо ФИО1 не выполнила в установленный срок представление должностного лица муниципального органа финансового контроля.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно решению Хурала представителей муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» с ДД.ММ.ГГГГ на должность муниципальной службы председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» назначена ФИО1

В соответствии с ч. 2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент внесения представления) под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" установлено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", предусмотрен порядок выдачи представлений и предписаний контрольно-счетными органами.

В ст. 9 Положения о Контрольно-счетной палате **, утвержденного решением Хурала представителей муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что Контрольно-счетной палатой осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, при проведении которых составляется акт, который доводится до руководителей проверяемых органов и организаций.

В статье 18 Положения о Контрольно-счетной палате **, утвержденного решением Хурала представителей муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ, урегулирован порядок выдачи преставлений и предписаний.

Приведенные выше положения свидетельствуют о том, что должностные лица Контрольно-счетной палаты при осуществлении деятельности по контролю в бюджетной сфере вправе выдавать обязательные для исполнения представления о принятии мер по устранению причин и условий нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что председателем администрации в установленный срок были приняты меры, указанные в предписании, а также при составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом и при рассмотрении протокола об административном правонарушении в суде, не приложены доказательства к жалобе и при пересмотре постановления судьи.

Судья, проанализировав требования, указанные в предписании контрольно-счетной палаты, пришел к обоснованному выводу о том, что они являлись законными в пределах компетенции проверяющего органа.

По пункту 1 предписания о возврате денежных средств неустойки на сумму 133000 рублей по платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ на сумму - 43000 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 000 рублей с ООО «Свежий хлеб»:

за 2018 год для реализации мероприятия программы израсходованы средства из местного бюджета. При выборочной проверке наличия приобретенных средств по товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ за счет средств программы на мероприятия данной программы установлено отсутствие дверей внутренних межкомнатных – 3 шт., двери входной двухстворчатой с узорами – 1 шт., дверей внутренних межкомнатных по договорам розничной купли-продажи между администрацией ** и ООО «Свежий хлеб» в общей сумме 133000 рублей (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму - 43000 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 000 рублей), что считается неподтвержденными расходами, выразившимися в расходовании бюджетных средств за неоказанные услуги. Фактически перечислены денежные средства за невыполненные поставки товаров. Таким образом, допущено неправомерное расходование бюджетных средств. В связи с чем контрольным органом установлено неправомерное расходование средств бюджета на сумму 133000 рублей.

В пункте 2 предписания указано о принятии мер к привлечению ответственности виновных должностных лиц.

Согласно пункту 1 статьи 18 Положения о Контрольно-счетной палате **, утвержденного решением Хурала представителей муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ, контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному району или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждения нарушений.

Следовательно, в связи с выявленными нарушениями законодательства, контрольно-счетная палата обоснованно требовала привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения.

Таким образом, выводы судьи о доказанности виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, являются обоснованными.

Вопреки доводам жалобы о том, что личность должностного лица не установлена, в установочной части протокола об административном правонарушении указаны все паспортные данные лица, привлекаемого к административной ответственности, с указанием должности, тем самым из протокола можно идентифицировать лицо, привлекаемое к ответственности.

Доводы жалобы о том, что личность ФИО1 установлена на основании заявления формы 1П не может повлечь по делу отмену судебного акта.

Доводы жалобы о том, что ФИО1 в протоколе об административном правонарушении не разъяснены ее права, несостоятельны, поскольку на составление протокола об административном правонарушении ФИО1 не явилась, надлежащим образом извещена о составлении протокола, при этом в уведомлении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении имеется разъяснение прав лица, привлекаемого к административной ответственности, которое было получено ФИО1

Доводы жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении не указаны место, время и событие административного правонарушения опровергаются протоколом об административном правонарушении, в котором указано, какой именно документ был направлен, время направления и факт отсутствия реагирования на предписание. Из содержания протокола об административном правонарушении возможно установить объект, объективную и субъективную сторону административного правонарушения.

Таким образом, доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку действительно материалами дела подтверждается отсутствие реагирования на законное и обоснованное предписание.

Несогласие автора жалобы с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении должностного лица – председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

На решение может быть подана жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (**).

Судья ФИО6