ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-85/2021 от 28.12.2021 Петровского районного суда (Ставропольский край)

---

26RS0----78

РЕШЕНИЕ

... 28 декабря 2021 года

Судья Петровского районного суда ... Такушинов А.А.,

с участием помощника прокурора ... Катасоновой Е.Н.

должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении председателя СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А.,

рассмотрев жалобу председателя СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А. на постановление --- от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.48 КоАП РФ в отношении должностного лица - председателя СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А.,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Миронченко А.И. от -.-. должностное лицо- председатель СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере -.- руб.

В жалобе на данное постановление председатель СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А. просит постановление ст. государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Миронченко А.И отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения, обосновывая жалобу следующим.

Считает, что данное постановление вынесено в нарушении процессуальных норм КоАП РФ, а именно: согласно п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** N 5 (ред. от ***) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от *** время совершения административного правонарушения не указано. В обжалуемом постановлении не приведены доказательства, подтверждающие факт совершения им административного правонарушения, кроме ссылки на постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. В материалах административного дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что указанные в обжалуемом постановлении работы оказывают прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, также не установлено и место совершения административного правонарушения, поскольку место сброса воды, которое разрешено СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» на основании решения ----***.-.- от ***, которое якобы раскопано, повреждено и место расположения сброса воды из водоема, расположенного на земельном участке с КН -.-, указанного в обжалуемом постановлении находятся в разных географических местах.

В судебном заседании председатель СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А. поддержал жалобу, изложенные в ней доводы и просил постановление отменить, прекратив производство по делу.

Помощник прокурора ... Катасонова Е.Н. в судебном заседании просила оставить постановление без изменения, указав, что все нарушения установлены в ходе проведенной проверке на месте.

Суд, выслушав Абубакарова М.А., принимая во внимание мнение помощника прокурора ..., исследовав материалы дела об административном правонарушении, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от *** № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственпой власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, сохранение биологического разнообразия, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся езбственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в с ответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить врал кружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектовой других природных ресурсов, в том числе меры пожарной -езопасности: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных :равил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение шмель г почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ), при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических coopужений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч. 2 ст. 61 ВК РФ, водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Как усматривается из материалов дела, ... по коллективному обращению жителей ..., а также в рамках проверки исполнения природоохранного законодательства Сельскохозяйственным производственным кооперативом Рыбколхоз «Зеркальные пруды» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст.8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе проверки установлено, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ...*** выдано решение ----***.006--.-*** о предоставлении водного объекта в пользование с целью забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» для осуществления аквакультуры (рыбоводства) на балке Берестровка, ..., 4,06 км, на юго-запад от села Благодатного. В ходе осмотра, *** в точке с географическими координатами (в системе WGS-84), указанными в Решении 45=25"03.84” сш.. 42с33"12.24" вд обозначающей место забора водных ресурсов, где отсутствуют какие-либо гидротехнические сооружения, оборудованные рыбозащитными сооружениями соответствующие требованиям СП 101.13330.2012. На момент осмотра водного объекта «Старая плотина», расположенного на земельном участке с кадастровым номером -.-, установлено понижение уровня воды около 60 см, с оголением (ложа) дна водоема на 12 м около дамбы и более 200м. в хвостовой его части.

Согласно данных Государственного водного реестра РФ ручей балка Берестовка является естественным поверхностным водным объектом и относится к типу водного объекта - река, которая согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса находится в собственности Российской Федерации, длина реки 33 км., ширина водоохранной зоны в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации от *** №74-ФЗ составляет 100 метров.

Согласно ч.1 ст. 50 Федерального Закона от *** № 166-ФЗ «О рыболовстве и водных биологических ресурсов» при территориальном алии. градостроительном зонировании. планировке территории, планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном планировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществление иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В соответствии с пп. «д» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ***--- (далее - Постановление ---), мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются: установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений.

Согласно п. 3.27 СП 101.13330.2012. Свод правил. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения. Актуализированная редакция СНиП ***-87. утвержденные Приказом Минрегиона России от ***--- (далее — СП 101.13330.2012) под рыбозащитными сооружениями понимаются - гидротехнические сооружения и (или) устройства, предназначенные для предотвращения попадания личинок, молоди и взрослых рыб в гидротехнические сооружения и (или) устройства забора воды и отведения их в жизнеспособном состоянии в безопасное место водного объекта рыбохозяйственного значения.

В соответствии с п. 9.1. - 9.5.. 9.8 СП 101.13330.2012. проектирование рыбозащитных сооружений осуществляется с учетом специфики конструктивных решений гидротехнических сооружений и (или) устройств забора воды.

Рыбозащитные сооружения должны предотвращать гибель личинок, молоди и взрослых рыб в гидротехнических сооружениях и (или) устройствах забора воды и обеспечивать их отведение в безопасное место водного объекта; не должны оказывать негативного воздействия на общую репродуктивную способность рыб. их внутренние органы и ткани; должны исключать возможность формирования условий для привлечения, удержания, дезориентации рыб. образования во до воротных участков в зоне своего действия.

Эффективность рыбозащитных сооружений, применяемых на гидротехнических сооружениях гидроэлектростанций (за исключением деривационных ГЭС), принимается по результатам испытаний (мониторинга) рыбозащитных сооружений, для рыб размером от 12 мм и выше должна быть не менее 70% (за исключением рыбозащитных сооружений, применяемых на гидроэнергетических объектах, указанных в 9.5) по каждому сезону года.

Проектирование рыбозащитных сооружений необходимо осуществлять на основе рыбохозяйственной характеристики водного объекта, в которой должны быть указаны категория водного объекта рыбохозяйственного значения, видовой и размерный состав защищаемых рыб, период их ската, трассы миграций, места обитания, вертикальное и горизонтальное распределение рыб, места расположения нерестилищ и зимовальных ям.

Фактическая эффективность рыбозащитных сооружений определяется в срок не позднее двух лет с даты их ввода в эксплуатацию по результатам испытаний (мониторинга)

Постановлением Правительства Российской Федерации от ***--- утверждены требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, которые обязательны для всех лиц независимо от их организационно-правовой формы.

В силу п. 18 Требований, при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использовання объектов животного мира и среды их обитания.

В силу ст. 28 Федерального закона от *** № 52-ФЗ «О животном мире» (далее Федеральный закон 52-ФЗ), юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

Согласно ч.1 ст.65 Водного кодекса РФ №74-ФЗ от ***, водоохраняемыми зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которые устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Таким образом, в нарушение ч.1 ст.42, ч.2 ст.61 ВК РФ, ст.28 Федерального закона №52-ФЗ, ч.1 ст.50 Федерального закона №166-ФЗ, п.п. «д» п.2 Постановления ---, п.18 Требований, отсутствуют какие-либо гидротехнические сооружения, оборудованные рыбозащитными сооружениями соответствующие требованиям СП 101.13330.2012.

Административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, предусмотрена частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от -.-.; актом осмотра; фототаблицей; объяснениями К от -.-.; объяснениями Абубакарова М.А. от -.-; протоколом об административном правонарушении --- от *** и другими доказательствами по делу.

Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у судьи не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.

Доказательства принятия должностным лицом, всех зависящих от него мер по недопущению осуществления деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, также как и наличие объективных препятствий для исполнения обязанности по соблюдению законов, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены.

Доводы жалобы о том, что в постановлении от *** не указано время совершения правонарушения, судом отклоняются, поскольку в постановлении от -.- указано, что административное правонарушение выявлено ***.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Нарушений процессуальных норм, которые могли бы явиться основанием для признания обжалуемого постановления незаконным, по делу не допущено.

С учетом изложенного указанная жалоба и приведенные в ней доводы не опровергают события административного правонарушения и факт его совершения должностным лицом председателем СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А.

Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления о назначении административного наказания суд не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Прикавказского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов от 22.10.2021г по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица- председателя СПК Рыбколхоз «Зеркальные пруды» Абубакарова М.А.- оставить без изменения, жалобу Абубакарова М.А. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ...вой суд через Петровский районный суд ... в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.А. Такушинов