ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-85/2024 от 05.02.2024 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

мировой судья Курбангалиева Ю.В. Дело № 12-85/2024

УИД 12МS0001-01-2023-006459-52

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 05 февраля 2024 года

Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 12 декабря 2024 года (резолютивная часть от 11 декабря 2024 года), по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 12 декабря 2024 года (резолютивная часть от 11 декабря 2024 года) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, указав, что не является субъектом правонарушения, в рассматриваемом деле ФИО1 вменяется неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей в части осуществления контроля за своевременностью установления пенсий, что не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.5.63 КоАП РФ, в связи с чем дело подлежит прекращению в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Мировым судьей также, вопреки имеющимся в деле доказательствам, не установлено обстоятельств для применения ст.2.9 КоАП РФ, а именно то, что услуга С.Л.С. оказана, пенсия назначена и выплачена с момента обращения, то есть нарушения прав С.Л.С. на получение пенсии не допущено, какого-либо ущерба не причинено. Заявитель считает, что приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что нарушение сроков принятия решения формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом роли ФИО1, отсутствия каких-либо тяжких последствий, а также конкретных обстоятельств дела, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем у суда имелись все основания для признания административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен о его проведении надлежащим образом.

Защитник ФИО1 – адвокат Н.С.А. доводы жалобы поддержал.

Потерпевшая С.Л.С., извещенная о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд не явилась, согласна телефонограмме от 12 января 2024 года, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие).

Старший прокурор отдела прокуратуры Республики Марий Эл Б.М.Г. просила жалобу оставить без удовлетворения, полагала, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным. Оснований для признания правонарушения малозначительным, не имеется. Потерпевшая С.Л.С. была лишена возможности получить своевременно пенсию.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, работников государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, - от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из правонарушающих действий (или бездействия - с момента истечения установленного законом срока для выполнения соответствующей обязанности или полномочия).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего1 пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В силу ч. 7 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» заявление о назначении страховой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

В соответствии с пунктами 1, 9 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 № 16п, установление страховых пенсий является государственной услугой, предоставляемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (с 01 января 2023 года - территориальные органы Социального фонда России).

Исходя из п. 13 Административного регламента рассмотрение заявления о назначении пенсии и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам прокурорской проверки, проведенной по жалобе С.Л.С., установлено, что она 07 сентября 2023 года через Единый портал государственных услуг в Отделение подала заявление о назначении страховой пенсии по старости (дата поступления - 07 сентября 2023 года, регистрационный номер заявления 100281/23).

При этом решение о назначении пенсии С.Л.С. заместителем управляющего Отделения ФИО1, при наличии всех необходимых документов, принято лишь 27 октября 2023 года, то есть с нарушением установленных законом сроков.

Распоряжением председателя Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 04.01.2023 ФИО1 переведен на должность заместителя управляющего Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл.

Согласно должностной инструкции, утвержденной управляющим ОСФР по Республике Марий Эл 04.01.2023, ФИО1 обеспечивает организацию работы по реализации федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов по установлению пенсий и иных социальных выплат (п.10.1), осуществляет организацию, мониторинг и контроль процессов установления пенсий, социальных выплат, выплат семьям с детьми и методическое сопровождение единообразной правоприменительной практики в сфере пенсионного и социального обеспечения (п.10.2), обеспечивает осуществление контроля за распределением функций по установлению пенсий, а также своевременностью установления пенсий и иных социальных выплат в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, актами СФР, иные вопросы, относящиеся к его компетенции (п.п.10.6, 11 должностной инструкции).

30 ноября 2023 первым заместителем прокурора Республики Марий Эл возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном часть 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя управляющего Отделения Фонда Пенсионного страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл ФИО1

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1 является должностным лицом, на которого возложена персональная ответственность за качество государственных услуг, предоставляемых подразделениями, находящимися под его руководством, что подразумевает контроль за работой указанных органов и соответственно контроль за соблюдением ими установленных законом сроков выполнения государственных услуг.

Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах мировой судья обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях заместителя управляющего Отделения ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ, выразившегося в нарушении должностным лицом органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков.

Судом установлено, что ФИО1 в силу занимаемой должности допустил предоставление государственной услуги С.Л.С. с нарушением срока, при этом имел возможность для соблюдения законодательства об оказании государственной услуги, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Решение о назначении пенсии от 27 октября 2023 года принято именно ФИО1 с нарушением предусмотренного для этого законом срока.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Выводы мирового судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются верными.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения ФИО1 от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, не имеется. Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5.

Несогласие заявителя с оценкой установленных мировым судьей обстоятельств правовым основанием к отмене вынесенного по делу постановления не является.

Таким образом, нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые могли быть истолкованы в пользу ФИО1 по делу не усматривается.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

При назначении наказания мировым судьей были учтены требования статьи 4.1 КоАП РФ и наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного и других заслуживающих внимание обстоятельств в минимальном размере.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 12 декабря 2023 года (резолютивная часть от 11 декабря 2023 года) о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 5.63 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Ермолаева М.Л.