ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-860/2021 от 09.11.2021 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

09 ноября 2021 года г.Тверь

Судья Московского районного суда г.Твери Орёл Ю.А., с участием представителей Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» Львовой Н.К., Рыбникова А.Н., представителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Григорьева А.Г., государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполнительного директора Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» Жерздева В.В. на постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А. о привлечении Общество с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» к административной ответственности по ст.8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М.,

у с т а н о в и л:

постановлением о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А., Общество с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» привлечено к административной ответственности по ст.8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.

Решением по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М. постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года о привлечении Общество с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 80000 рублей, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А. оставлено без изменения, жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент», без удовлетворения.

Исполнительный директор Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» (далее ООО «Эколайн Менеджмент») Жерздев В.В. обратился в Осташковский межрайонный суд Тверской области с жалобой на указанное выше постановление в порядке, предусмотренном правилами ст. ст.30.1 - 30.3 КоАП РФ, в которой просил отменить постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А. о привлечении ООО «Эколайн Менеджмент» к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ, и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М.

Определением судьи Осташковского межрайонного суда Тверской области от 16 сентября 2021 года жалоба исполнительного директора Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» Жерздева В.В. на постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А. по делу об административном правонарушении по ст.8.15 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент», и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М., направлено для рассмотрении по подведомственности в Московский районный суд г.Твери.

В обосновании жалобы указано, что как зафиксировано актом проверки и протоколом, у ООО «Эколайн Менеджмент» имеются все разрешительные документы на сброс, включая Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 07 ноября 2018 года для сброса сточных вод в озеро Селигер, Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты от 29 декабря 2018 года (разрешением установлены допустимые концентрации ЗВ на выпуске сточных и (или) дренажных вод). И Решением, и Разрешением установлены показатели, которым должны соответствовать показатели сточных вод, сбрасываемых в водный объект. В протоколе указано, что сброс сточных вод производиться с превышением ПДК, установленных для водных объектов рыбохозяйственного значения. И сделан вывод, что таким образом ООО «Эколайн Менеджмент» нарушает правила эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств. Однако, ссылки на нормативный акт, которым утверждены какие-либо правила, эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств отсутствуют, также нет ссылок на конкретные статьи и пункты правил эксплуатации. Вместе с тем, отбор проб в ходе проверки производился лабораторией перед вьпуском в озеро Селигер (техническое устройство - лоток), а не в точке, установленной нормативно-разрешительной документацией для контроля - рассеивающий вьпуск в озере Селигер. Озеро Селигер является водоемом высшей рыбохозяйственной категории. В рассматриваемом случае вывод о превышении ООО «Эколайн Менеджмент» установленных нормативов качества воды для водных объектов рыбохозяйственного назначения, утвержденных Приказом , сделан Управлением на основании проведенных во время проверки исследований проб воды из технического устройства - лотка, согласно которым выявлены превышения концентрации взвешенных веществ, сульфат-ионов, аммоний-ионов, нитрит-ионов, нитрат-ионов, фосфат?ионов. Вместе с тем, из материалов дела следует, что химический анализ с составлением вышеуказанных протоколов проведен Управлением Росприроднадзора из проб сточной воды, взятой из технического устройства – лотка, а не из проб ввозного объекта озера Селигер. В свою очередь, установленные Приказом нормативы качества воды и предельно допустимых концентраций вредных веществ, превышение которых констатировало Управление по результатам проверочного мероприятия, являются нормативами качества окружающей среды и относятся к компоненту природной среды - водному объекту рыбохозяйственного значения озера Селигер, а следовательно, не применимы к сточной воде технического устройства – лотка, который не имеет статуса водного объекта, что подтверждается справкой уполномоченного органа Тверского ЦГМС от 13 июля 2021 года . Кроме того, из материалов дела следует, что водный объект озеро Селигер предоставлен ООО «Эколайн Менеджмент» в пользование для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод. ООО «Эколайн Менеджмент» в Управлении Росприроднадзора по Тверской области 29 декабря 2018 года получено Разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Согласно указанному Разрешению предприятию разрешается осуществлять сброс веществ в составе сточных вод в водный объект - озеро Селигер по выпуску в период с 29 декабря 2018 года по 28 декабря 2023 года. В приложении к разрешению прилагается перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в озеро Селигер по рассеивающему выпуску , являющегося контрольной точкой сбросов в озеро Селигер согласно программы производственного экологического контроля. Также предприятием в Министерстве природных ресурсов и экологии получено Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 07 ноября 2018 года . В пункте 12 указанного Решения установлено, что вода в озере Селигер в месте сброса сточных (дренажных) вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям, предъявляемым к водоемам высшей рыбохозяйственной категории. В рамках осуществления производственного экологического контроля предприятием организованы ежемесячные отборы и исследования вод в 4 контрольных точках отбора (рассеивающий выпуск, 500 метров слева и справа от него, а также точка на озере Селигер в районе д. Жулево). В проводимых в 2019-2021 годах исследованиях, превышений ПДК утвержденных нормативов в контрольной точке сброса сточных вод в озеро Селигер (рассеивающий выпуск) не имеется. Таким образом, превышений ПДК в водном объекте не имеется. Следовательно, в действиях ООО «Эколайн Менеджмент» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.15 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» Рыбников А.Н. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам и пояснил, что у ООО «Эколайн Менеджмент» имеются все разрешительные документы на сброс, включая Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 07 ноября 2018 года для сброса сточных вод в озеро Селигер, Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты от 29 декабря 2018 года, разрешением установлены допустимые концентрации ЗВ на выпуске сточных и (или) дренажных вод. И Решением, и Разрешением установлены показатели, которым должны соответствовать показатели сточных вод, сбрасываемых в водный объект. В постановлении ссылки на нормативный акт, которым утверждены какие-либо правила, эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств отсутствуют, также нет ссылок на конкретные статьи и пункты правил эксплуатации. Вместе с тем, отбор проб в ходе проверки производился лабораторией перед выпуском в озеро Селигер (техническое устройство - лоток), а не в точке, установленной нормативно-разрешительной документации для контроля - рассеивающий выпуск в озере Селигер. Озеро Селигер является водоемом высшей рыбохозяйственной категории. Химический анализ с составлением вышеуказанных протоколов проведен Управлением Росприроднадзора из проб сточной воды, взятой из технического устройства - лотка, а не из проб ввозного объекта озера Селигер. В свою очередь, установленные Приказом нормативы качества воды и предельно допустимых концентраций вредных веществ, превышение которых констатировало Управление по результатам проверочного мероприятия, являются нормативами качества окружающей среды и относятся к компоненту природной среды - водному объекту рыбохозяйственного значения озера Селигер, а следовательно, не применимы к сточной воде технического устройства - лотка, который не имеет статуса водного объекта. Водный объект озеро Селигер предоставлен ООО «Эколайн Менеджмент» в пользование для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод. ООО «Эколайн Менеджмент» в Управлении Росприроднадзора по Тверской области 29 декабря 2018 года получено Разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты. Согласно указанному Разрешению ООО «Эколайн Менеджмент» разрешается осуществлять сброс веществ в составе сточных вод в водный объект - озеро Селигер по выпуску в период с 29 декабря 2018 года по 28 декабря 2023 года. В приложении к разрешению прилагается перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в озеро Селигер по рассеивающему выпуску , являющегося контрольной точкой сбросов в озеро Селигер согласно ПЭК. Также ООО «Эколайн Менеджмент» в Министерстве природных ресурсов и экологии получено Решение о предоставлении водного объекта в пользование от 07 ноября 2018 года . В пункте 12 указанного Решения установлено, что вода в озере Селигер в месте сброса сточных (дренажных) вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать требованиям, предъявляемым к водоемам высшей рыбохозяйственной категории. В рамках осуществления производственного экологического контроля предприятием организованы ежемесячные отборы и исследования вод в 4 контрольных точках отбора (рассеивающий выпуск, 500 метров слева и справа от него, а также точка на озере Селигер в районе д. Жулево). В проводимых в 2019-2021 годах исследованиях, превышений ПДК утвержденных нормативов в контрольной точке сброса сточных вод в озеро Селигер (рассеивающий выпуск) не имеется. Просит отменить постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А. о привлечении ООО «Эколайн Менеджмент» к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ, и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М., производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Эколайн Менеджмент» события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.15 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» Львова Н.К. поддержала доводы изложенные в жалобе, также поддержала пояснения Рыбникова А.Н. Просила отменить постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А. о привлечении ООО «Эколайн Менеджмент» к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ, и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М., производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Эколайн Менеджмент» события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.15 КоАП РФ.

В судебном заседании государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкина М.А. пояснила, что ООО «Эколайн Менеджмент» осуществляет хозяйственную деятельность согласно ОКВЭД: сбор и обработка сточных вод. Очистные сооружения распологаются на 2-х смежных земельных участках с кадастровыми номерами и . У ООО «Эколайн Менеджмент» оформлено разрешение о предоставлении водного объекта в пользование от 07 ноября 2018 года для сброса сточных вод в озеро Селигер в черте города Осташков Тверской области. Срок водопользования установлен до 31 декабря 2021 года. ООО «Эколайн Менеджмент» оформлено разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты , дата выдачи разрешения 29 декабря 2018 года, которое действует в период с 29 декабря 2018 года по 28 декабря 2023 года. В соответствии с разрешение установлены допустимые концентрации ЗВ на выпуске сточных вод и дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса мг/дм?. По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проб сточной воды, отобранной по адресу: <адрес>, общий выпуск сточных вод в озеро Селигер, лоток, и сравнения их с допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в составе сточных вод сбрасываемых в водный объект – озеро Селигер по выпуску , установленных разрешение от 29 декабря 2018 года, установлено превышение загрязняющих веществ. Перед сбросом в озеро Селигер сточная вода из лотка после всех степеней очистки не соответствует показателям, установленным в разрешительных документах на сброс, чем нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. Просит постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года о привлечении ООО «Эколайн Менеджмент» к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ, и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М., оставить без изменения, жалобу директора ООО «Эколайн Менеджмент» Жерздева В.В. без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Григорьев А.Г. пояснил, что ООО «Эколайн Менеджмент» осуществляет хозяйственную деятельность согласно ОКВЭД: сбор и обработка сточных вод. Очистные сооружения располагаются на 2-х смежных земельных участках. По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проб сточной воды, отобранной по адресу: <адрес>, общий выпуск сточных вод в озеро Селигер, лоток, и сравнения их с допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в составе сточных вод сбрасываемых в водный объект – озеро Селигер по выпуску , установленных разрешение от 29 декабря 2018 года, установлено превышение загрязняющих веществ. Просит постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года о привлечении ООО «Эколайн Менеджмент» к административной ответственности по ст.8.15 КоАП РФ, и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М., оставить без изменения, жалобу директора ООО «Эколайн Менеджмент» Жерздева В.В. без удовлетворения.

Представители Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на вопросы суда не смогли пояснить, какие конкретно узлы и агрегаты водохозяйственного сооружения, эксплуатируемые ООО «Эколайн Менеджмент» находились в неисправном состоянии, полагая, что превышение ПДК, выявленные при отборе проб из выпускного лотка, само по себе свидетельствует о ненадлежащей работе очистных сооружений.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласноч.3ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с п.8 ч.2ст.30.6 КоАП РФпри рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу пункта 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В соответствии подпунктами «а» и «б» пункта 3.3.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года №168 основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются: обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с соблюдением требований территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных ресурсов и Госсанэпиднадзора; организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений.

Статьей 8.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, устанавливаемый как общими требованиями к рациональному использованию и охране водных ресурсов, так и специальными нормативными правовыми актами и техническими нормами по эксплуатации сооружений, регулирующими условия эксплуатации (аварийные, климатические, погодные и т.п.), а также правилами по обращению с размещенными в накопителях отходами и сточными водами, сбрасываемыми в водные объекты.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, например несоблюдении сроков контроля за состоянием гидротехнических сооружений, непринятии мер по своевременному их ремонту, предотвращению аварийных ситуаций, в размещении в накопителях иных по качественному составу отходов в отличие от предусмотренных техническими условиями, превышении объемов жидких отходов в накопителях, иных нарушениях обеспечения допустимого уровня аварий гидротехнических сооружений, непредставлении декларации безопасности гидротехнического сооружения и т.п.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Из постановления должностного лица от от 15 июля 2021 года следует, что по результатам плановой выездной проверки установлено, что перед сбросом в озеро Селигер сточная вода из лотка после всех степеней очистки не соответствует показателям, установленным в разрешительных документах на сброс, чем нарушаются правила эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.

По данному факту в отношении Общества с ограниченной ответственностью ООО «Эколайн Менеджмент» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.15 КоАП РФ и вынесено вышеуказанное постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования пришло к выводу о том, что факт допущенного правонарушения и виновность ООО «Эколайн Менеджмент» доказаны и подтверждены материалами дела об административном правонарушении в полном объеме.

Однако такие выводы инспектора являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст. ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.

Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Положения ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Как усматривается, вышестоящее должностное лицо Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования согласился с выводами, изложенными в постановлении инспектора от 15 июля 2021 года о том, что несоответствие сточной воды из лотка после всех степеней очистки показателям, установленным в разрешительных документах на сброс, привело к нарушению правил эксплуатации водохозяйственного сооружения, ответственность за которое, предусмотрена ст.8.15 КоАП РФ.

Однако данный вывод ни инспектором Бабкиной М.А., ни старшим государственным инспектором Титовой М.М. в постановлении и решении, должным образом не аргументирован.

Так, в постановлении должностного лица подробно описывается конструкция очистных сооружений, расположенных на двух смежных земельных участках с кадастровыми номерами и , с указанием имеющихся на них объектов, механизм сброса очищенных сточных вод через заглубленный рассеивающий выпуск в озеро Селигер. Кроме того, с использованием сравнительных таблиц указывается на нарушение условий, отраженных в Решении о предоставлении водного объекта в пользование от 07 ноября 2018 года, для сброса сточных вод в озеро Селигер в черте города Осташков Тверской области.

Между тем, при описании события правонарушения должностным лицом не установлено, имелись ли нарушения в узлах и агрегатах водохозяйственного сооружения, каким образом организация в лице ее исполнительного директора нарушила правила эксплуатации очистных сооружений.

Кроме того, нахожу справедливым утверждение автора жалобы о том, что пробы сточной воды были отобраны сотрудниками Тверского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» не из водного объекта (озеро Селигер), а из лотка – технического устройства. Указанное обстоятельство в судебном заседании подтвердили и представители Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. При этом пробы воды, отобранные из лотка, сравнивались по показателям с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 07 ноября 2018 года, в пункте 12 которого установлены требования к воде в озере Селигер в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект в ходе хозяйственной деятельности ООО «Эколайн Менеджмент». Однако пробы воды в самом водном объекте не отбирались.

Анализ постановления административного органа свидетельствует о том, что оно вынесено с нарушением требований ст.29.10 КоАП РФ, поскольку в нем имеются лишь ссылки на нарушение ООО «Эколайн Менеджмент» требований ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 35, 55, 56, 60, 65 Водного кодекса РФ, постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 года «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», содержащие требования в отношении эксплуатируемых объектов, без оценки применительно к действиям или бездействию должностного лица.

Судом не принимается во внимание утверждение инспектора Бабкиной М.А. о нарушении ООО «Эколайн Менеджмент» Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализаций, утвержденные Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года, поскольку ссылок на данный нормативно-правовой акт обжалуемое постановление не содержит.

Голословная констатация нарушения требований природоохранного законодательства в области использования и охраны водных объектов ООО «Эколайн Менеджмент», не может являться основанием для вывода о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.15 КоАП РФ.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А. о привлечении Общество с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» к административной ответственности по ст.8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М., подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Эколайн Менеджмент» прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

жалобу исполнительного директора Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» Жерздева В.В. на постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А. о привлечении Общество с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» к административной ответственности по ст.8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М. – удовлетворить.

Постановление о назначении административного наказания от 15 июля 2021 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Тверской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Бабкиной М.А. о привлечении Общество с ограниченной ответственностью «Эколайн Менеджмент» к административной ответственности по ст.8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 17 августа 2021 года, вынесенное и.о. заместителя руководителя Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Титовой М.М. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Ю.А. Орёл

1версия для печатиДело № 12-860/2021 (Решение)