ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-862/17 от 16.09.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-862/2017РЕШЕНИЕпо жалобе по делу об административном правонарушении

город Йошкар-Ола «16» сентября 2021 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу директора ООО «ВДС» Ильина А.С. на постановление №07-12/10-З по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.43 ч.1 КоАП РФ, вынесенное заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл 16 февраля 2021 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл от 16 февраля 2021 года директор ООО «ВДС» Ильин А.С. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил признать постановление незаконным и отменить. В обоснование жалобы указано, что согласно письму ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Чувашской Республике» (испытательная лаборатория), ФБУ «Чувашский ЦСМ» включено в национальную часть Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (номер в реестре аккредитованных лиц , дата внесения в реестр 22.07.2015) от 25.01.2021 №078/05. Вывод о том, что ООО «ВДС» допустило нарушение требования TP ТС 015/2011 является неправомерным.

Декларирование проведено в соответствии с действующим законодательством, продажа зерна сопровождалась декларацией о соответствии №RU Д-RU.PA01.A.013539/20 от 23.11.2020, в которой указана информация о годе урожая и месте происхождения зерна. ООО «ВДС» 31.12.2020 зерно по товарно-транспортным накладным , в адрес ООО «<иные данные>» Республика <иные данные> не отпускалось. Автор жалобы полагает, что вывод Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл о наличии в действиях директора ООО «ВДС» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, является неправомерным.

ФИО1 и представитель потерпевшего ООО «<иные данные>» в суд не явились, извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела от них не поступило, поэтому полагаю возможным рассмотреть жалобу заявителя без их участия.

Представители Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл О.В.И. (доверенность от 12.03.2021), Б.Е.А. с доводами жалобы не согласились, считая постановление законным и обоснованным. Товарные накладные , от 30.12.2020 представлены административному органу ООО «<иные данные>», довод заявителя о том, что ООО «ВДС» 30.12.2020 зерно по товарно-транспортным накладным , в адрес ООО «<иные данные>» Республика <иные данные> не отпускало, является необоснованным, между указанными юридическими лицами существует договор на поставку зерна, зерно по нему поставлялось неоднократно. В постановлении ошибочно указана дата 31.12.2020 в товарно-транспортных накладных , , т.к. в деле представлены ТН от 30.12.2020, в которых отсутствует указание о месте и времени происхождения поставляемой пшеницы, соответствует ли она сведениям, внесенным в декларацию, установить не представлялось возможным. После внесения представления декларация от 23.11.2020 Обществом отозвана, в Едином реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии информация по ней отсутствует.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.

Согласно примечанию к ст.14.43 КоАП РФ, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N184-ФЗ «О техническом регулировании».

Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и процессам ее реализации.

В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 02.01.2000 N29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного ветеринарного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 27.12.2002 N184-ФЗ «О техническом регулировании» (Федеральный закон N184-ФЗ) определяет стандарт, как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.

В соответствии со статьями 6 и 7 Федерального закона N184-ФЗ, защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.

Требования к продукции или связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п.1 ст.46 Федерального закона N184-ФЗ).

Как следует из объема предъявленного правонарушения, 30.12.2020 в Управление поступило обращение от 30.12.2020 о поступлении подкарантинной продукции (пшеница мягкая на пищевые цели, урожай 2020г.) из Чувашской Республики (ООО «ВДС») в Республику <иные данные> (ООО «<иные данные>»), с приложением декларации о соответствии зерна (пшеница мягкая на пищевые цели, урожай 2020г.) от 23.11.2020ЕАЭС , принятой в нарушение требований Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна».

Декларация о соответствии от 23.11.2020 оформлена на основании протокола испытаний от 31.07.2020, выданного испытательной лабораторией ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Чувашской Республике» (аттестат аккредитации .) и протокола испытаний испытательной лаборатории Областного государственного бюджетного учреждения «Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия» (аттестат аккредитации ).

При подтверждении (декларировании) соответствия требованиям TP «О безопасности зерна», ООО «ВДС» (<адрес>), допустило нарушения требований ст.5, п.2 ст.7 TP :

- при определении токсичных элементов (свинца, кадмия по ГОСТ EN 14083-2013, ртути по ГОСТ Р 63183-2008) на выявление предельно допустимого уровня используемые методы (испытаний) не включены в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (TP ) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции;

- при определении Т-2 токсина по методике МУ 3184-84 на выявление предельно допустимого уровня используемый методы (испытаний) не включен в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (TP ) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции;

- при проведении процедуры оценки соответствия зерна требованиям технического регламента Таможенного союза TP «О безопасности зерна» при определении остаточного количества (МДУ) пестицидов (2,4-Д кислота, соли, эфиры по методике МУ 1541-76; ртутьорганические пестициды по методике МУ 1218-75), используемые методы (испытаний) не включены в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (TP ) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Таким образом, пшеница мягкая на пищевые цели, урожай 2020г. не прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные TP «О безопасности зерна», а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно.

Общество с ограниченной ответственностью «ВДС» (продавец) с нарушением требований технических регламентов перевозки, реализации допустило выпуск в обращение (купля-продажа) зерна на единую таможенную территорию Таможенного союза, не прошедшего необходимые процедуры оценки соответствия, установленные требованием TP «О безопасности зерна».

ООО «ВДС» не обеспечило подтверждение заявленного соответствия партий зерна требованиям TP «О безопасности зерна», тем самым допустило недостоверное декларирование соответствия продукции зерна, что является нарушением ч.1 ст.3; ст.5, п.2 ст.7 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна»; допустило продажу зерна по товаротранспортным накладным (, от 30.12.2020), не содержащим информацию о годе урожая, месте происхождения и информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям технического регламента (TP ). Данный факт свидетельствует о нарушении ч.16 ст.4 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна».

В соответствии с п.1 ст.3 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна» зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяется на зерно;

Согласно ст.5 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна» соответствие зерна настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований и выполнением требований других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на него распространяется. Методы исследований (испытаний) и измерений устанавливаются в стандартах, включенных в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований настоящего технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утверждаемый Комиссией Таможенного союза.

В пункте 2 ст.7 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна» определено, что подтверждение соответствия зерна, произведенного на единой таможенной территории Таможенного союза, и зерна, ввозимого на единую таможенную территорию Таможенного союза, проводится по единым правилам и схемам, установленным настоящим техническим регламентом.

В соответствии с ч.16 ст.4 Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна» зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о:

1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт);

2) количестве зерна, в единицах массы;

4) наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (ГМО) в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.

Факт совершения административного правонарушения установлен и подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 08 февраля 2021 года; предписанием от 14 января 2021 года; представлением о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 16 февраля 2021 года; должностной инструкцией директора ООО «ВДС» и другими материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Таким образом, совокупность доказательств в их взаимной связи с фактом отсутствия в товаросопроводительных документах сведений, подтверждающих происхождение и прослеживаемость (вид зерна, год урожая, место его происхождения) спорного товара, свидетельствуют о нарушении ООО «ВДС» положений Федерального закона от 02.01.2000 N29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ «О техническом регулировании», Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N874, а также о несоблюдении Обществом требований указанного регламента при выпуске в обращение зерна пшеницы, что образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 26.01.2016 №308-АД15-18129.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст.2.4. КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Согласно приказу от 25 января 2019 года, ФИО1 с должности агронома переведен на должность директора на постоянной основе.

Спорная декларация от 23.11.2020 подписана директором ООО «ВДС» ФИО1

Таким образом, в действиях директора Общества с ограниченной ответственностью «ВДС» ФИО1 обоснованно должностным лицом административного органа установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае заявителем не была проявлена должная осмотрительность, а при оценке результатов испытаний не осуществлена проверка их надлежащего оформления, а также ненадлежащим образом юридическим лицом оформлены товаросопроводительные документы - товарно-транспортные накладные , от 30.12.2020.

Довод автора жалобы о том, что декларирование проведено в соответствии с действующим законодательством, и продажа зерна сопровождалась декларацией о соответствии от 23.11.2020, в которой указана информация о годе урожая и месте происхождения зерна не является основанием для отмены постановления административного органа от 16.02.2021. Кроме того, указанная декларация Обществом была отозвана после выявленных административным органом нарушений, сведения по ней в Едином реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии отсутствуют.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных ст.2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, отсутствуют, поскольку продажа некачественной и опасной продукции создает реальную угрозу причинения вреда здоровью населения, что не позволяет сделать вывод о малозначительности деяния.

Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Наказание назначено заявителю минимальное, в соответствии с санкцией ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

С учетом приведенных выше выводов не усматриваю оснований для удовлетворения жалобы ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление №07-12/10-З, вынесенное заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл 16 февраля 2021 года, которым директор ООО «ВДС» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья - Т.Н. Касаткина