Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
«11» октября 2016 года <адрес>
Судья Ленинского районного суда <адрес> Мангилев С.С.,
при секретаре Корольковой М.Н.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, адвоката МГВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> жалобу адвоката МГВ в интересах ФИО1, на постановление государственного инспектора отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления госавтодорнадзора по <адрес>МИП серии № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления госавтодорнадзора по <адрес>МИП№ от ДД.ММ.ГГГГФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись вынесенным постановлением, адвокат МГВ в интересах ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление государственного инспектора отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления госавтодорнадзора по <адрес>МИП№ от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить, указывая, что ФИО1 не является субъектом данного административного правонарушения.
В судебное заседание ФИО1 не явился, был извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает возможным рассмотреть дело в присутствии лиц, явившихся на рассмотрение жалобы. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, МГВ, поддержал доводы жалобы, ссылался на отсутствие оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности, в связи с необоснованностью и незаконностью судебного постановления. Кроме того, указал, что автобус использовался ФИО1, осуществляющим экскурсионное обслуживание граждан <адрес> по экскурсионному маршруту «Ученический», для осуществления перевозок по заказу для целей проведения экскурсий, что исключает в его действиях состав вменяемого административного правонарушения.
По запросу судьи были представлены материалы дела об административном правонарушении.
Судья, рассмотрев вышеуказанную жалобу, выслушав доводы участников судебного заседания, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, – влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ФИО1 привлечен к ответственности за то, что ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 20 минут у <адрес> в <адрес>, управляя автобусом <данные изъяты>, осуществлял перевозку пассажиров по регулярному маршруту №, не имея при себе карты маршрута регулярных перевозок.
Действия ФИО1 квалифицированы по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в соответствии с санкцией данной правовой нормы.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Этим законом установлено требование о наличии карты маршрута регулярных перевозок.
Согласно положений подпункта 20 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» карта маршрута регулярных перевозок – документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.
В силу требований части 3 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
В силу части 1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок.
При рассмотрении дела должностным лицом (государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления госавтодорнадзора по <адрес>МИП) установлено, что ФИО1 для осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту № использовал автобус <данные изъяты>, на основании путевого листа № от ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
При осуществлении перевозки пассажиров водителем ФИО1 взималась плата за проезд, автобус был оборудован указателями маршрута с номером маршрута № (на лобовом стекле, на заднем окне) и с правой стороны кузова по ходу транспортного средства информацией о начальной, конечной и основных промежуточных остановочных пунктах маршрута №, позволяющей определить пассажирам маршрут движения, в путевом листе указан номер маршрута перевозки №.
Вместе с тем, размещение листа экскурсионного маршрута в салоне автобуса не подтверждает проведение экскурсии, а тем более не позволяет всем пассажирам знакомиться с указанной в ней информацией о достопримечательностях, истории и интересных и значимых фактах, а тем более соотносить ту или иную текстовую информацию экскурсионной программы с теми или иными объектами, которые визуально пассажир наблюдает через окна автобуса.
Согласно положениям статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортное средство относится к средствам повышенной опасности, использование которых связано с риском причинения вреда жизни и здоровью людей, тем более, транспортное средство, на котором осуществляется перевозка пассажиров.
Современные условия движения требуют от водителя повышенного внимания к ситуации на дороге, к соблюдению Правил дорожного движения, правил посадки-высадки пассажиров. Обеспечить выполнение этих задач невозможно при одновременном управлении транспортным средством и проведении экскурсии.
В силу требований пункта 5.2 Правил дорожного движения Российской Федерации установлен запрет пассажирам отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения.
Из материалов дела следует, что путевой лист № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ФИО1 ООО «Лимпопо», содержит указание на номер маршрута (№), что подтверждает осуществление ФИО1ДД.ММ.ГГГГ перевозки по регулярному маршруту №.
Подача ООО «Лимпопо» в Управление государственного автодорожного надзора по <адрес> уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по предоставлению услуг по перевозке по заказу от ДД.ММ.ГГГГ не отменила действие ранее выданной Управлением обществу лицензии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Договор фрахтования от ДД.ММ.ГГГГ№Ф/2016 и Договор на экскурсионное обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ противоречат друг другу.
Согласно пункта 1.2 Договора фрахтования от ДД.ММ.ГГГГ№Ф/2016 фрахтовщик (ООО «Лимпопо») обязуется организовать предоставление экскурсионных услуг, а фрахтователь (ООО «Орел или Решка») обязуется оплатить организационные мероприятия фрахтовщика. Как указывает в жалобе защитник, в обязанности ФИО1 входит осуществление экскурсионного обслуживания граждан <адрес>, из чего следует, что экскурсионное обслуживание проводит ООО «Лимпопо», что противоречит пункту 1.1 Договора на экскурсионное обслуживание, согласно которому экскурсионные услуги предоставляет ООО «Орел или Решка».
Таким образом, условия указанных договоров не позволяют однозначно высказаться о фактических взаимоотношениях договаривающихся сторон, вводят в заблуждение граждан и органы власти, рассматривающие условия договоров при реализации своих полномочий.
В соответствии со статьёй 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор фрахтования является разновидностью договора перевозки.
Статьей 787 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Согласно статье 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Согласно пункта 89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
В силу требований статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц.
Таким образом, в случае осуществления заказных пассажирских перевозок договор фрахтования заключается в интересах третьих лиц – пассажиров. Исходя из определения договора фрахтования, фрахтовщик должен произвести исполнение фрахтователю, а не пассажиру, при этом с пассажиром не заключается договор перевозки, а значит и не должны выдаваться билеты.
Согласно пункта 1.2 договора фрахтования №Ф/201б от ДД.ММ.ГГГГ фрахтовщик (ООО «Лимпопо») обязуется организовать предоставление экскурсионных услуг, а фрахтователь (ООО «Орел или Решка») обязуется оплатить организационные мероприятия фрахтовщика.
В соответствии с пунктом 1.3 договора фрахтования №Ф/201б от ДД.ММ.ГГГГ транспортные средства предоставляются для перевозки неопределенного круга лиц.
Пунктом 1.4 договора фрахтования №Ф/201б от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что взимание платы с перевозимых лиц за перевозку не допускается.
В силу пункта 5 статьи 27 Устава автомобильного транспорта в случае, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
Следовательно, оплата стоимости пользования транспортными средствами в данном случае должна производиться исключительно фрахтователем фрахтовщику в соответствии с условиями заключенного договора фрахтования.
Судья приходит к выводу, что имеющиеся в материалах дела «объяснительные» ФИО1, ЯОС и МДН подлежал исключению из числа доказательств по делу, поскольку не содержат сведений о разъяснении опрошенным лицам положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, а также процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, другие доказательства по делу, в том числе фотоматериалы, подтверждают факт взимания платы с пассажиров за услуги перевозки под видом экскурсионного обслуживания, что не может являться оказанием услуг по договору фрахтования. Судья приходит к выводу, что Денежные средства в сумме 15 рублей, принимаемые ФИО1 от пассажиров, являлись платой за проезд, а не оплатой по договору экскурсионного обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
В соответствии с пунктом 29 Правил перевозок пассажиров транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются в установленных местах (спереди, сбоку и сзади транспортного средства).
Наличие номера маршрута на указателях маршрута является безусловным атрибутом маршрута регулярных перевозок (пункты 30-33 Правил перевозок пассажиров) и позволяет потребителю пассажирских услуг однозначно определиться с возможностью доехать до нужного остановочного пункта, а также достоверно информировать граждан о возможности доехать до того или иного остановочного пункта посредством использования автобуса, имеющего соответствующий номер маршрута.
В соответствии с пунктом 32 Правил перевозок пассажиров на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
Как установлено должностным лицом при рассмотрении дела, автобус <данные изъяты>, находившийся под управлением ФИО1, был оборудован указателями маршрута с номером маршрута № (на лобовом стекле, на заднем окне) и с правой стороны кузова по ходу транспортного средства информацией о начальной, конечной и основных промежуточных остановочных пунктах маршрута №, позволяющий определить пассажирам маршрут движения, следовательно, ФИО1 осуществлял перевозку по регулярному маршруту.
Размещение на транспортных средствах табличек с наименованием маршрута и с информацией о начальной, конечной и основных промежуточных остановочных пунктах маршрута направлено на привлечение неопределенного круга лиц, желающих воспользоваться услугами по перевозке.
Согласно пункта 95 Правил перевозок пассажиров автобус, предоставляемый для перевозки пассажиров по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми над лобовым стеклом и (или) в верхней части лобового стекла; на правой стороне кузова по ходу автобуса; на заднем окне.
Представленные в материалы административного дела фотоснимки, свидетельствуют об обозначении автобуса как следующего по маршруту №, в то время как транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров по заказу, оформляются лишь табличками с надписью «заказной». Данное обстоятельство подтверждает осуществление ФИО1 регулярной перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а не по заказу.
Указание на транспортном средстве номера маршрута при осуществлении перевозок пассажиров по заказу не предусмотрено ни Уставом автомобильного транспорта, ни Правилами перевозок пассажиров.
Указанный в жалобе довод о несовпадении экскурсионного маршрута «Ученический» с муниципальным маршрутом регулярных перевозок №, судья считает несостоятельным, поскольку указание номера маршрута в реестре маршрутов, утвержденном муниципальным правовым актом, не является критерием, определяющим регулярность перевозки.
Понятие регулярности перевозки определяется исходя из норм, установленных Уставом автомобильного транспорта, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Таким образом, оплата пассажирами денежных средств за проезд, указание номера маршрута № (на лобовом стекле и на заднем окне) и с правой стороны кузова по ходу транспортного средства информации о начальной, конечной и основных промежуточных остановочных пунктах маршрута №, указание в путевом листе № от ДД.ММ.ГГГГ номера маршрута перевозки № подтверждают факт осуществления ФИО1 регулярных перевозок пассажиров.
Фактические обстоятельства дела подтверждают, что никаких действий, связанных с экскурсионным обслуживанием, во время движения автобуса не проводилось, автобус <данные изъяты>, под видом осуществления заказных экскурсионных перевозок использовался ФИО1ДД.ММ.ГГГГ для осуществления регулярных перевозок пассажиров. В связи с чем, наличие у ФИО1 карты маршрута регулярных перевозок в силу действующего законодательства является обязательным.
Таким образом, доводы жалобы защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, адвоката МГВ о том, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ осуществлял экскурсионное обслуживание граждан <адрес> по экскурсионному маршруту «Училище» («Ученический») не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Субъектом правонарушений выступают отечественные и зарубежные физические и юридические лица, наделенные статусом российского перевозчика.
Под российским перевозчиком подразумевается российское юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус для перевозки грузов или пассажиров.
Таким образом, субъектом данного правонарушения являются отечественные и зарубежные юридические и физические лица, наделенные статусом российского перевозчика, иностранного перевозчика. Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ под российским перевозчиком подразумевается российское юридическое лицо, физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус для перевозок грузов или пассажиров.
Поскольку ФИО1 являлся водителем транспортного средства ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <***>, является российским перевозчиком, то он является субъектом административного правонарушения предусмотренного статьей 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отсутствие у ФИО1 и у собственника автомобиля, статуса индивидуального предпринимателя какого-либо правового значения для дела не имеет.
Что касается доводов защитника о несоответствии протокола об административном правонарушении копии, выданной ФИО1, ввиду отсутствия в одном из предложений по тексту описания фабулы административного правонарушения фамилии ФИО1, судья считает их необоснованными, поскольку данное обстоятельство признает технической ошибкой, которая не влияет и не может влиять на оценку данного доказательства как относимого и допустимого по делу.
Таким образом, доводы жалобы адвоката МГВ, действующего в интересах ФИО1 не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Исходя из изложенного, суд считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, так как оно является законным и обоснованным.
Сумма штрафа, наложенная на ФИО1 – 5000 рублей, – соответствует санкции части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сроки наложения административного взыскания, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
При таких обстоятельствах, несмотря на обращение с жалобой в суд в установленный срок, судья не может признать жалобу обоснованной, так как государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления госавтодорнадзора по <адрес>МИП обжалуемое постановление вынесено в соответствии с законом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.3, 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления госавтодорнадзора по <адрес>МИП№ от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей, – оставить без изменения, а жалобу адвоката МГВ, действующего в интересах ФИО1, – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.С. Мангилев