ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-864/2017 от 09.06.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 09 июня 2017 года по делу №12-864/2017

Судья Тедеева Е.А.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Тена А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

09 июня 2017 года

жалобу ФИО8 на постановление судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении гражданина Киргизской Республики ФИО9,

установил:

постановлением судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 мая 2017 года гражданин Киргизской Республики Тен А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации.

Не согласившись с постановлением судьи Раздольненского районного суда Республики Крым, Тен А. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил изменить постановление, а именно исключить дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации. В обоснование жалобы указано, что судья районного суда неправильно оценил установленные обстоятельства, а, кроме того, не выяснил обстоятельства его нахождения на территории Российской Федерации.

Выслушав Тена А., поддержавшего доводы жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Гражданину Киргизской Республики Тену А. вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 (в ред. ФЗ от 21.12.2013 N 376-ФЗ) КоАП РФ, - нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, при следующих обстоятельствах. 25 мая 2017 года около 11 часов в здание <адрес> сотрудником полиции был выявлен гражданин Киргизской Республики Тен А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживания) в Российской Федерации, а, в частности, срок действия его заграничного паспорта гражданина Киргизской Республики истек 20 марта 2017 года.

Указанные выше обстоятельства судья районного суда посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем привлек гражданина Киргизской Республики Тена А. к административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, положив в основу постановления следующие доказательства: протокол об административном правонарушении от 25.05.2017 г. (л.д. 1); заграничный паспорт Тена А. (л.д. 3); миграционную карту Тена А. (л.д. 4-5); копию трудового договора от 05 июля 2016 года (л.д. 6-7); соглашение от 15 мая 2017 года о расторжении трудового договора от 05 июля 2016 года (л.д. 8), объяснения Тен А. (л.д. 9).

Однако с таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения.

Наличие события правонарушения судьей надлежащим образом проверено не было.

Ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в противоправном действии или бездействии иностранного гражданина.

Как видно из материалов дела, гражданину Киргизской Республики Тену А. вменяется то, что у его общегражданского (заграничного) паспорта 20 марта 2017 года истек срок действия (л.д. 3). При этом, на момент составления 25 мая 2017 года протокола об административном правонарушении по признакам ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ срок действия миграционной карты, выданной Тену А. органами миграционного надзора, не истек (л.д. 5). Согласно данной миграционной караты срок пребывания Тена А. в Российской Федерации установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, как видно из материалов дела на момент составления протокола об административном правонарушении у Тена А. имелся внутренний паспорт гражданина Киргизской Республики (л.д. 12).

Из материалов дела так же следует, что Тен А., являясь гражданином Киргизской Республики, на территорию Российской Федерации прибыл 28 мая 2016 года в порядке, не требующем получения визы (Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории Российской Федерации). Срок пребывания был определен до ДД.ММ.ГГГГ. 5 июля 2016 года гражданин Киргизской Республики Тен А. заключил трудовой договор с индивидуальным предпринимателем ФИО5 С ДД.ММ.ГГГГ Тен А. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Муниципальным пунктом УФМС в Раздольненском районе Тен А. как иностранный гражданин поставлен на учет до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из объяснений Тена А., данных им в судебном заседании апелляционной инстанции, 25 мая 2017 года последний пришел в миграционные органы с целью выяснить вопрос о продлении его пребывания на территории Российской Федерации. При ознакомлении с его заграничным паспортом сотрудником полиции было обнаружено, что срок действия заграничного паспорта закончился 20 марта 2017 года. Срок действия заграничного паспорта, как пояснил Тен А. в судебном заседании, он пропустил из-за забывчивости.

В соответствии со ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 10 ФЗ N 115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ» документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Иностранным гражданином, законно находящимся на территории Российской Федерации, называется лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу статьи 1 Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан», граждане государств Сторон, независимо от места проживания, имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз по одному из действительных документов, указанных в приложениях N 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящему Соглашению.

Согласно приложения №3 указанного Соглашения (Перечень документов Кыргызской Республики) к таким документам относятся: паспорт гражданина Кыргызской Республики; паспорт СССР образца 1974 года с отметкой о принадлежности к гражданству Кыргызской Республики (на период до 1 января 2003 г.); дипломатический паспорт Кыргызской Республики; служебный паспорт Кыргызской Республики; свидетельство о рождении (для детей, не достигших возраста 16 лет); свидетельство на возвращение в Кыргызскую Республику; удостоверение личности, военный билет военнослужащего, проходящего военную службу, при наличии командировочного удостоверения, предписания или отпускного билета; летное свидетельство члена экипажа воздушного судна (при наличии записи в полетном задании); удостоверение личности работника железнодорожного транспорта (во время следования в составе поездных бригад); паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее).

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда гражданин Киргизской Республики Тен А. 25 мая 2017 года, то есть на момент составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, имел документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (л.д. 5). Его личность сотрудник полиции, кроме общегражданского (заграничного) паспорта, мог удостоверить по паспорту гражданина Киргизской Республики (л.д. 12), что соответствует положениям Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 «О взаимных безвизовых поездках граждан».

Данным обстоятельствам судья районного суда должной оценки не дал.

Согласно положениям статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по признакам ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении гражданина Киргизской Республики на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу ФИО10 удовлетворить частично,

постановление судьи Раздольненского районного суда Республики Крым от 25 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Киргизской Республики ФИО11 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Судья В.В. Агин