ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-866/2021 от 07.10.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ 12-866/2021

66RS0001-01-2021-007698-20

РЕШЕНИЕ

07.10.2021 гор. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области от 07.04.2021 года по делу № 066/04/14.31-5269/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .31-5269/2020 исполняющему обязанности заместителя генерального директора по развитию и реализации услуг АО "Облкоммунэнерго" ФИО1 по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе защитник ФИО1 просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает на то, что ФИО1 о времени и месте составления протокола, о времени и месте рассмотрения дела не извещался, копию постановления по делу об административном правонарушении не получал. Постановлением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Семнадцатого арбитражного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении АО "Облкоммунэнерго", и выданное на его основании предписание от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконными.

В судебном заседании защитник ФИО1 – Палабугина Д.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .31-5269/2020 административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, жалобу удовлетворить.

В судебное заседание ФИО1, должностное лицо заместитель руководителя Свердловского УФАС России ФИО2 не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, об отложении не ходатайствовали.

Заслушав защитника, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления не нахожу.

Частью 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 192, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.

Как следует из материалов дела, между АО «Энергосбыт Плюс» (гарантирующий поставщик) и ИП ФИО3 (потребитель) заключен договор энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приложением к данному договору объектом энергоснабжения, в том числе является магазин по адресу: <адрес>.

Нежилое помещение: здание магазина по адресу: <адрес> согласно договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО3 (арендодатель) передано во временное владение и пользование ООО «Лига-С» (арендатор). Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках определены Основными положениями. В соответствии с п. 167 Основных положений сетевые организации проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

На основании п. 172 Основных положений проверки расчетных приборов учёта осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Согласно п. 173 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком.

По факту выявленного безучетного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление (п. 192 Основных положений).

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем (п. 192 Основных положений).

Согласно п. 177 Основных положений в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

АО "ОблКоммунЭнерго" разработан план - график проведения плановых проверок приборов учета электрической энергии на май 2019 года, в который включена точка поставки заявителя (<адрес>), что подтверждается письменными объяснениями сетевой организации, АО «ЭнергосбытПлюс» и представленным графиком.

Представителями АО "ОблКоммунЭнерго" ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен выезд на объект (магазин) по адресу: <адрес> для проведения проверки приборов учета.

На объекте по вышеуказанному адресу находилась заведующая магазином ФИО4, которая допустила представителей АО "ОблКоммунЭнерго" к приборам учета, что следует из письменных объяснений ФИО4 (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), письменных пояснений сотрудников АО "ОблКоммунЭнерго" ФИО5, ФИО6., составивших акт неучтенного потребления электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ, а также из пояснений представителей АО "ОблКоммунЭнерго", которые были даны в ходе рассмотрения дела.

При этом согласно представленной копии трудовой книжки, ФИО4 является сотрудником ООО «Лига-С» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, то есть не состоит в трудовых отношениях с ИП ФИО3

Согласно договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между АО «Энергосбыт Плюс» (гарантирующий поставщик) и ИП ФИО3 (потребитель), прибор учета на вышеуказанном объекте установлен в ВРУ 0,4 кВ магазина, то есть не в общедоступном месте.

Допуск к прибору учета имеют только сам заявитель и энергетик торговой сети ФИО7, что подтверждается указанным договором энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и приказом ИП ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 177 Основных положений в связи с тем, что для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя, как в рассматриваемом случае, сетевая организация должна уведомить потребителя о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

Ни ИП ФИО3, ни ФИО7 не были уведомлены за 5 рабочих дней о проведении проверки.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, и обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

В случае, когда акт составляется в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии.

В результате проведенной сетевой организацией ДД.ММ.ГГГГ проверки приборов учета, расположенного в точке поставки по вышеуказанному адресу, был выявлен факт безучетного потребления электрической энергии, выразившийся в искажении данных об объеме электрической энергии (погрешность в работе прибора учета составила 41,5 %) и на месте составлен акт неучтенного потребления электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, акт неучтенного потребления электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ был составлен на объекте по адресу: <адрес> в отсутствие потребителя, его уполномоченного представителя.

Также в акте неучтенного потребления электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ, составленном представителем АО "ОблКоммунЭнерго", согласно п. 193 Основных положений не указаны следующие сведения:

- о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;

- объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;

- замечания к составленному акту (при их наличии).

Акт неучтенного потребления электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ подписан ФИО8 (графа «потребитель/представитель потребителя») в офисе по адресу: <адрес> А, где также находились другие работники.

Нежилое помещение по адресу: <адрес>А передано ИП ФИО3 в аренду ООО «Лига-С» (договор аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ).

Акт неучтенного потребления электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ не содержит никаких уточняющих сведений относительно полномочий ФИО8, а также указание ее должности.

Из представленной копии трудовой книжки ФИО8 следует, что ФИО8 принята на должность бухгалтера у ИП ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, то есть не состоит в трудовых отношениях с заявителем ИП ФИО3

На основании изложенного, должностное лицо в действиях ФИО1 усмотрел признаки нарушения ч.2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что выразилось в нарушении АО "ОблКоммунЭнерго" ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в виде несоблюдения требований к порядку проведения проверок приборов учета и требований к порядку составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии, установленных пунктами 177, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, а именно: не уведомление потребителя за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки приборов учета о дате и времени проведения такой проверки, а также составление акта неучтенного потребления электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие потребителя (его уполномоченного представителя), в связи с чем к акту должны были быть приложены доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления такого акта, а сам акт должен был быть составлен в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, которые подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении, что сетевой организацией не было сделано, что привел к ущемлению интересов ИП ФИО3 в сфере предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, суд не усматривает в действиях исполняющего обязанности заместителя генерального директора по развитию и реализации услуг АО "ОблКоммунЭнерго" ФИО1 состава этого административного правонарушения, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании части 1 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Наличие у конкретного юридического лица статуса хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, само по себе не означает, что любое несоблюдение им требований действующего законодательства свидетельствует о ведении монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ. Иной подход не соответствовал бы предмету и целям правового регулирования, определенным в статье 1 Федерального закона N 135-ФЗ (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 309-ЭС21-119).

В рассматриваемом случае, предприниматель обращался с жалобой в Управление фактически за разрешением гражданско-правового спора в сфере электроэнергетики между потребителем (абонентом) и сетевой организацией, возникшего по факту доступа представителя сетевой организации к измерительным комплексам абонента и составлению акта неучтенного потребления электроэнергии.

Следовательно, не имеют правового значения выводы о наличии (отсутствии) в действиях общества "ОблКоммунЭнерго" признаков злоупотребления доминирующим положением в одной из форм, предусмотренных в части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ. Не всякое противоправное действие субъекта естественных монополий ведет к нарушению антимонопольного законодательства.

Исходя из смыслового толкования приведенных выше законоположений и ввиду отсутствия необходимых признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ основания для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ, у антимонопольного органа не имелось, что, в свою очередь, следуя правилам пункта 2 части 9 статьи 44 Федерального закона N 135-ФЗ, должно было повлечь принятие антимонопольным органом решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Отсутствие законных оснований для возбуждения и рассмотрения обозначенного дела, неправильное толкование и применение норм права привели к принятию Управлением решения и предписания, не соответствующих Федеральному закону N 135-ФЗ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях исполняющего обязанности заместителя генерального директора по развитию и реализации услуг АО "ОблКоммунЭнерго" ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ.

В связи с этим, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Р Е Ш И Л :

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу .31-5269/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности заместителя генерального директора по развитию и реализации услуг АО "ОблКоммунЭнерго" ФИО1 отменить, жалобу ФИО1 – удовлетворить.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении прекратить

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.

Судья Черных О.А.