ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-869/2021 от 08.09.2021 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-869/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г.Йошкар-Ола 08 сентября 2021года

Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев жалобу директора Управления федеральной почтовой связи Республики Марий Эл АО «Почта России» ФИО1 на постановление №ПО-52/9/303 от 13 июля 2021 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителем руководителя – начальником отдела по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №ПО-52/9/303 от 13 июля 2021 года, вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителем руководителя – начальником отдела, директор УФПС РМЭ – филиала АО «Почта России» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указано, что протокол от 29.06.2021 №АП-52/9/607 составлен в нарушение норм КоАП РФ в части привлечения к административной ответственности должностных и юридических лиц за совершение деяний, содержащих состав административного правонарушения. В данном протоколе указано на нарушение сроков отправки 16 ФЭС в уполномоченный орган. Вместе с тем, ч.1 ст.15.27 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение одновременно порядка и сроков направления сообщений. Таким образом, заявитель считает, что вменяемое ему правонарушение противоречит диспозиции ч.1 ст.15.27 КоАП РФ. В акте плановой выездной проверки отмечены нарушения сроков направления в уполномоченный орган, то есть нарушения срока, установленного п.п.4 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, нарушения Постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 №209 (ред. от 22.10.2020) «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям» в ходе проведения проверки отправки сообщений установлены не были. Таким образом, состав административного правонарушения при выявлении нарушения только сроков представления сведений в уполномоченный орган отсутствует.

В суд ФИО2, надлежаще извещенный, не явился, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не поступило, поэтому считаю возможным рассмотреть дело без его участия.

Представители Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу Т.Ф.А. (доверенность от 30.08.2021), П.В.Р. (доверенность от 19.04.2021) с жалобой заявителя не согласились, полагая, что ФИО2 обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, при этом было учтено письмо (информация) Роскомнадзора от 24.05.2021 о нарушений обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ как в части срока предоставления сведений в Росфинмониторинг, так и порядка проведения проверки периодичности. Порядок предоставления ФЭС, включая срок их направления, установлен Инструкцией №110, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015, требования которой были нарушены УФПС по РМЭ, сроки направления по 16 ФЭС были нарушены существенно.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Из материалов административного дела следует, что Управлением Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу на основании приказа Управления от 06.05.2021 №26-нд в период с 17.05.2021 по 11.06.2021 на территории Республики Марий Эл проведена плановая выездная проверка в отношении Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Республики Марий Эл - филиала АО «Почта России», в рамках которой осуществлен государственный контроль и надзор в сфере связи за исполнением Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части предоставления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, в количестве 16 сообщений в уполномоченный орган Росфинмониторинга с нарушением сроков:

- документ 4280412, сумма 169744.55, дата совершения операции 06.02.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 15.02.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210215_0 101200006 (3 рабочих дня);

- документ 300884197930, сумма 266000, дата совершения операции 29.01.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 14.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210414_0 101200003 (48 рабочих дней);

- документ 4506529, сумма 139200, дата совершения операции 19.03.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 101200001 (23 рабочих дня);

- документ 300887850496, сумма 200000, дата совершения операции 10.02.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 101200002 (42 рабочих дня);

- документ 3000886846991, сумма 200000, дата совершения операции 07.02.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 101200009 (45 рабочих дней);

- документ 300891630156, сумма 149000, дата совершения операции 20.02.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 101200004 (34 рабочих дня);

- документ 4277462, сумма 158898.55, дата совершения операции 15.01.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 1012000014 (60 рабочих дней);

- документ 4273846, сумма 162694, дата совершения операции 20.01.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 1012000017 (57 рабочих дней);

- документ 311210, сумма 111136.20, дата совершения операции 04.02.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 1012000003 (45 рабочих дней);

- документ 4271282, сумма 250000, дата совершения операции 16.01.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 101200010 (59 рабочих дней);

- документ 4286953, сумма 100327.75, дата совершения операции 21.01.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 101200011 (55 рабочих дней);

- документ 4285083, сумма 197944.75, дата совершения операции 18.01.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 101200012 (58 рабочих дней);

- документ 4285101, сумма 203368.25, дата совершения операции 15.01.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 20.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210420_0 10120000021 (62 рабочих дня);

- документ 4274930, сумма 197944.75, дата совершения операции 18.01.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 21.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210421_0 1012000023 (58 рабочих дней);

- документ без номера, сумма 158898.55, дата совершения операции 18.01.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 16.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_20210416_0 101200007 (58 рабочих дней);

- документ 310903, сумма 122214.40, дата совершения операции 09.02.2021, дата отправки ФЭС в РФМ 23.04.2021, номер ФЭС/нарушение сроков предоставления ФЭС в РФМ (рабочих дней) FM01_1_7724490000121543001_202I0423_0 100000001 (47 рабочих дней).

Вышеизложенное является нарушением п.п.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115 Ф3 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным и финансированию терроризма», также п.5.2 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденных Приказом АО «Почта России» 09.02.2021 №37/1-п, п.3«а», п.4«а» Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 №209, п.5.1 Приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

На основании указанных сведений, в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ по факту нарушения 29.06.2021 в отношении директора УФПС Республики Марий Эл - филиала АО «Почта России» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №АП-52/9/607 по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

Согласно приказу от 24.03.2020, ФИО1 назначен на должность директора УФПС РМЭ – филиала АО «Почта России» на основании дополнительного соглашения от 24 марта 2020 года с 24 марта 2020 года.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 07 августа 2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации федеральной почтовой связи, такой организацией является АО «Почта России», на которое распространяются требования Федерального закона №115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.

Пунктом 2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В соответствии со ст.3 Федерального закона №115 под обязательным контролем понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Осуществление внутреннего контроля включает в себя реализацию организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с п.1.7. ст.6 Федерального закона №115 в перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, в том числе относятся операции почтового перевода денежных средств, подлежащих обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100000 рублей, или превышает ее.

Порядок осуществления обязательного контроля и операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма определен Программой выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма Правил внутреннего контроля.

Пунктами 3«а» и 4«а» Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 №209, определено, что организации представляют в Росфинмониторинг в том числе информацию: а) о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами 2 - 8 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона (срок предоставления - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции); в) о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в Перечень террористов (срок предоставления - незамедлительно).

Пунктом 8 Положения о представлении информации в Росфинмониторинг установлено, что формат представления информации, структура передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения и получения подтверждения о его принятии, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при представлении информации, а также телекоммуникационные канаты связи, используемые для передачи информации в электронной форме в соответствии с абз.1 п.7 Положения о представлении информации в Росфинмониторинг определяются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 утверждена Инструкция о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Инструкция №110).

Согласно п.5.13 Правил внутреннего контроля определено, что подготовка и представление информации в уполномоченный орган осуществляется в виде ФЭС в соответствии с положениями и структурами, предусмотренными Инструкцией №110.

В соответствии с п.2.1, п.3.2, п.4.1 Инструкции №110, информация представляется в Росфинмониторинг в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС), сформированных в соответствии со структурами, предусмотренными Инструкцией №110. Каждому ФЭС присваиваются специальный десятизначный номер сообщения и дата сообщения, которые являются уникальными идентификаторами. При подготовке и представлении ФЭС организация, лицо используют справочники, в том числе приложение №4 «Справочник кодов видов операций, информация о которых представляется в Росфинмониторинг».

Согласно п.5.1 Инструкции №110 организации документально фиксируют и в соответствии с положениями Инструкции №110 представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом, в том числе не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю.

В соответствии с п.1.4«а», п.5.1 и п.5.8 Инструкции №110 информация об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляется в Росфинмониторинг и осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ.

Таким образом, по итогам проверки обнаружены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ и нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ в части предоставления ФЭС по 16 операциям, подлежащим обязательному контролю (свыше 100000 руб.) в уполномоченный орган Росфинмониторинга с существенным нарушением сроков, что является нарушением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно - п.п.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Ввиду отсутствия и не назначения в период с 17.07.2020 по 13.04.2021 специального должностного лица и лица его замещающего, которые ответственны за реализацию правил внутреннего контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к административной ответственности за данные нарушения обоснованно привлечен директор УФПС Республики Марий Эл филиала АО «Почта России» ФИО1, который в соответствии с Положением об Управлении федеральной почтовой связи Республики Марий Эл действует как представитель Общества на основании доверенности, выданной Обществом от 31.03.2021 №77АГ 3797583 (п.8.2 Положения), обеспечивает соблюдение требований законодательства в целях ПОД/ФТ в Филиале (п.8.4.23 Положения). При выполнении функций по управлению филиалом, в том числе при принятии решений, директор несет ответственность за обеспечение соблюдения требований законодательства в целях ПОД/ФТ в Филиале (п.8.5.24 Положения), также за соблюдение требований законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдения Положения и требований иных локальных нормативных актов Общества в деятельности Филиала (п.8.5.1 Положения).

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 29.06.2021 , актом проверки от 11.06.2021 , карточками сообщений (ФЭС), приказом от 24.03.2020 о назначении ФИО1 на должность директора УФПС РМЭ – филиала АО «Почта России» и иными материалами дела.

Доказательств объективной невозможности исполнения должностным лицом требований действующего законодательства материалы дела не содержат. Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что руководителем филиала общества не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом с соблюдением срока привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, характеризующих правонарушение, как малозначительное (ст.2.9. ч.1 КоАП РФ), не установлено, поскольку объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, является установленный порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Довод жалобы о том, что в протоколе указано только на нарушение сроков отправки 16 ФЭС в уполномоченный орган, а частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ в качестве необходимого элемента для привлечения к административной ответственности возможно нарушение одновременно порядка и сроков направления сообщений, судом признается не состоятельными, поскольку основан на неправильном толковании нормы закона.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ФИО1, по делу не усматривается.

С учетом изложенного, привлечение ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ является законным и обоснованным, наказание назначено минимальное в соответствии с санкцией статьи, оснований для изменения или отмены постановления административного органа не имеется.

Руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление №ПО-52/9/303 от 13 июля 2021 года, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заместителем руководителя – начальником отдела М.П.В., которым директор Управления федеральной почтовой связи Республики Марий Эл АО «Почта России» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья - Т.Н. Касаткина