ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-86/16 от 26.07.2016 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 12-86/16

Р Е Ш Е Н И Е

26 июля 2016 года п.Славянка

Судья Хасанского районного суда Приморского края Швецова И.С., рассмотрев жалобу директора ООО «Восточная торговая компания» на постановление зам.начальника Хасанской таможни по делу об административном правонарушении № от 15.02.2016 гожа в отношении директора ООО «Восточная торговая компания» ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

15.02.2016 года Хасанской таможней было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № о привлечении директора ООО «Восточная торговая компания» ФИО1 к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление Хасанской таможни от 15.02.2016 года, поскольку, считает его незаконным, подлежащим отмене, поскольку заявленное в постановлении правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При заполнении декларации декларант указал в графе 31 декларации на товары наименование оборудования в соответствии с видом оборудования, предложенным в сопроводительных документах: «Станок (сепаратор) для отделения мяса рыбы от костей».

В декларации соответствия указано наименование из протокола испытаний № от 12.08.2015, выработанное на основании испытаний данного оборудования в соответствии с требованиями Технического регламента TP №, то есть наименование в расширенном виде, основанное на всестороннем изучении оборудования. «Сепараторы для отделения мяса от кости».

Кроме наименования, в декларации соответствия указан вид "Оборудование технологическое для мясомолочной промышленности». Таким образом формулировка вида оборудования взята из Приложения 3 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", где в пункте 45 указано "Оборудование технологическое для пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности". Однако, как указано выше, при заполнении слово «рыбной» было ошибочно пропущено.

Данный анализ, а также протокол испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ указывают на то, что товар (оборудование) заявленный согласно № и обозначенный в графе 31 как «Станок (сепаратор) для отделения мяса рыбы от костей» и товар (оборудование) заявленный в декларации соответствия ТС N RU Д-СN.АВ45.В.85150 с полным наименованием "Оборудование технологическое для мясомолочной промышленности: сепараторы для отделения мяса от кости" является одним и тем же товаром.

Полагает, что ООО «ВТК», подавая вместе с № декларацию соответствия N RU Д-СN.АВ45.В.85150 не нарушало запретов и ограничений установленных нормативно правовыми актами Таможенного союза и нормативно правовыми актами России.

Следовательно, у таможенного органа не было оснований для привлечения к административной ответственности установленной частью 3 статьи 16.2 КРФоАП общества и должностного лица в связи с отсутствием объективной стороны правонарушения.

В судебное заседание ФИО1 не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о чем имеется уведомление о вручении.

Представитель Хасанской таможни ФИО2 с доводами жалобы не согласен, полагает, что оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку как было установлено, что декларантом в ДТ № было заявлено описание товара - станок (сепаратор) для отделения мяса рыбы от костей, что не соответствовало описанию товара, в отношении которого декларантом была представлена декларация о соответствии № от 23.09.2015, поскольку указанная декларация была выдана на товар - оборудование технологическое для мясомолочной промышленности, сепараторы для отделения мяса от кости.

Кроме того, в ответ на требование таможенного органа о предоставлении разрешительного документа на товар, задекларированный в ДТ, декларантом был заявлен отказ (пояснение №б/н от 16.10.2015) в связи с тем, что, по мнению декларанта, перечень товаров, подлежащих сертификации, не утвержден комиссией Таможенного союза.

Таким образом, в процессе осуществления таможенного контроля товаров, задекларированных в ДТ №, таможенным органом было установлено, что декларация о соответствии №№ от 23.09.2015 не относится к декларируемому товару.

Статьей 2 Закона № 184-ФЗ предусмотрено, что сертификат соответствия является документом, удостоверяющим соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Форма сертификата соответствия, представленного заявителем в таможенный орган при подаче ДТ и рекомендации по ее заполнению, в целях реализации пункта 2 статьи 25 Закона № 184-ФЗ, утверждены приказом Минпромэнерго России от 22.03.2006 №.

Согласно пункту 5 Рекомендаций по заполнению формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов, в строке «продукция» сертификата соответствия указываются сведения о продукции (тип, марка, модель, сорт, артикул, и др.), обеспечивающие ее идентификацию в соответствии с правилами, установленными техническим регламентом.

Пунктом 14 Рекомендаций предусмотрено, что в случае, если сертифицируется однородная продукция, в приложении к сертификату соответствия указывается перечень продукции, на которую распространяется действие сертификата соответствия (типы, марки, модели однородной продукции и др.).

Таким образом, все сведения, указанные в сертификате соответствия, являются обязательными идентифицирующими признаками продукции, поименованной в нем. В связи с этим, распространение действия сертификата соответствия на какую-либо иную продукцию, сведения о которой не соответствуют сведениям, указанным в нем, недопустимо и влечет административную ответственность по части 3 статьи 16.2 КоАП России.

Выслушав представителя таможни, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 22 минут в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Хасанского таможенного поста Хасанской таможни, специалистом по внешнеэкономической деятельности ООО "ВОСТОЧНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ" ФИО3 была подана в электронной форме декларация № на товары: товар № - станок (сепаратор) для отделения мяса рыбы от костей, изготовитель: <данные изъяты> КИТАЙ, товарный знак: "отсутствует", вес нетто - 180 кг, таможенная стоимость 44269,28 руб., код №

В результате проверки документов, предоставленных декларантом по ДТ №, сведений, заявленных в ДТ, таможенным органом было выявлено, что товар №, заявленный по ДТ №, входит в перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требовании технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (Приложение № TP №) в форме декларирования соответствия, согласно Решении Комиссии Таможенного союза № от 18 октября 2011 года.

Таким образом, подача таможенной декларации в целях помещения товаров под таможенную процедуру «выпуска внутреннего потребления» должна сопровождаться представлением в таможенный орган документа, подтверждающего соответствия рассматриваемых товаров требованиям, установленным Решением Комиссии Таможенного союза № от 18 октября 2011 годи именно соответствующих форм деклараций о соответствии.

Вместе с тем декларантом ООО "ВОСТОЧНАЯ ТОРГОВАЯ КОМПАНИЯ", в графе 44 на товар № ДТ № были заявлены сведения о декларации соответствия №ТС N RU Д-СКАВ45.В.85150 от 23.09.2015г., которая была предоставлена таможенному органу в формализованном в виде. В процессе оценки предоставленных декларантом документов, было установлено, что декларация о соответствии № ТС N RU Д-СN.АВ45.В.85150 от 23.09.2015 выдана на товар оборудование технологическое для мясомолочной промышленности, сепараторы для отделения мяса от кости.

В процессе осуществления таможенного контроля таможенным органом было установлено, что указанная декларация о соответствии не относится к декларируемому товару.

Заявленный в ДТ товар станок (сепаратор) для отделения мяса рыбы от костей, а декларация о соответствии № ТС N RU Д-СN.АВ45.В.85150 от 23.09.2015 выдана на товар оборудование технологическое для мясомолочной промышленности, сепараторы для отделения мяса от кости.

Кроме того, на требование таможенного органа о предоставлении разрешительного документа на декларируемый товар по ДТ, декларантом был дан отказ (пояснение № б/н от 16.10.2015) в связи с тем, что перечень товаров, подлежащих сертификации, не утвержден комиссией Таможенного союза.

В рамках проведения таможенного контроля по ДТ №, Хасанским таможенным постом было получено письмо ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» от 25.11.2015 № согласно которому продукция «Оборудование технологическое для рыбной промышленности: сепараторы для отделения мяса рыбы от костей» подлежит подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (TP №) в форме декларирования соответствия в соответствии с «Перечнем объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия» (Приложение № к TP №). При этом декларация соответствия от от 23.09.2015 № <данные изъяты> на «Оборудование технологическое для мясомолочной промышленности» не распространяет свое действие на «Оборудование технологическое для рыбной промышленности: сепаратор для отделения мяса».

Таким образом, ненадлежащее исполнение декларантом возложенных на него обязанностей по декларированию товаров и представлению в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, является основанием для привлечения декларанта к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, ООО "Восточная торговая компания" по товару № задекларированному в ДТ № предоставило недействительный документ - декларацию о соответствии, которая не относится к декларируемому товару, тем самым ненадлежащим образом исполнило обязанности.

В связи с тем, что, декларация о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ № № не распространяется на товар № по ДТ №, заявление сведений о ней в декларации и её предоставление в таможенный орган является фактом предоставления недействительного документа декларантом в таможенный орган.

ООО "Восточная торговая компания" при таможенном декларировании товара в ДТ № представило недействительный документ, который мог послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской - Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Данные обстоятельства послужили основанием к привлечению ООО «Восточная торговая компания» к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

В силу положений п. 2 статьи 150 ТК Таможенного союза товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы (примечание 2 к статье 16.1 КоАП РФ)

Статьей 179 ТК ТС определено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с данным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары в числе других сведений указываются сведения о товарах и сведения о соблюдении ограничений

В соответствии с пунктом 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (п.5).

Статьей 29 Закона о техническом регулировании установлено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии статьей 30 Закона о техническом регулировании.

В силу ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия осуществляется путем принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18Л0.2011 № (далее - Решение КТС №) принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования (ТР №)» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент совершения административного правонарушения), который согласно пункту 3.1 Решения КТС № вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящий Технический регламент распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, которые в свою очередь, подлежат оценке соответствия требованиям технического регламента в форме подтверждения соответствия (статья 7 Технического регламента).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Решение Коллегии ЕЭК №), продукция (товары), ввозимая (ввезенная) на таможенную территорию Таможенного союза, включенная в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах.

Документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах представляются таможенным органам, в том числе, при помещении продукции (товаров) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (подпункт «а» пункта 4 Решения Коллегии ЕЭК №).

Статья 8 Технического регламента предусматривает, что соответствия требованиям настоящего Технического регламента проводится в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечни объектов технического регулирования, приведенные в Приложении № Технического регламента, и осуществляется в форме сертификации и декларирования соответствия.

Приложения № Технического регламента предусматривают, что «оборудование и машины строительные» включены в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям Технического регламента в форме декларирования соответствия.

Как следует из статьи 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, а также представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 7 статьи 190 ТК ТС).

Следовательно, на момент подачи таможенной декларации должны быть достоверно заявлены все сведения о товаре, а также представлены необходимые документы.

Статьей 189 ТК ТС установлено, что за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьёй 188 ТК ТС, наступает ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

При этом под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам, и иные документы, не имеющие юридической силы (примечание 2 к статье 16.1 КоАП России).

Суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что при заполнении декларации о соответствии поля при внесении декларации в реестр слово «рыбной» было пропущено ошибочно, поскольку форма сертификата соответствия утверждена Приказом Минпромэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№ и согласно п. 5 Рекомендаций по заполнению формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов, в строке «продукция» сертификата соответствия указываются все сведения о продукции, обеспечивающие ее идентификацию в соответствии с правилами установленными техническим регламентом.

Таким образом, все сведения, указанные в сертификате соответствия, являются обязательными идентифицирующими признаками продукции, поименованной в нем.

В связи с этим, распространение действия сертификата соответствия на какую-либо иную продукцию, сведения о которой не соответствуют сведениям, указанным в нем, недопустимо и влечет административную ответственность по части 3 статьи 16.2 КоАП России.

В данном случае, предоставление таможенному органу сертификата соответствия № ТС N RU Д-СN/.АВ45.В.85150 не распространяет свое действие на фактически ввезенный товар, поскольку данная декларация о соответствии была выдана на товар – оборудование технологическое для мясомолочной промышленности, сепараторы для отделения мяса от кости, что является несоблюдением запретов и ограничений, установленных нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств –членов Таможенного союза, свидетельствует о наличии в его действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено.

Обстоятельств, исключающих производство по административному делу либо свидетельствующих о необходимости прекращения производства по административному делу, при рассмотрении жалобы судом не установлено.

В данном случае, декларация на товары № одновременно с пакетом документов, на основании которых была заполнена ДТ, подготовлена и подана в таможенный орган работником ООО «Восточная торговая компания» ФИО3, что не освобождает от ответственности директора ООО «Восточная торговая компания» ФИО1, поскольку общество имело возможность самостоятельно получить соответствующую информацию либо обратиться в компетентные органы по вопросу разъяснения нормативных правовых актов, касающихся таможенного законодательства, тем самым принять все возможные меры по соблюдению требований законодательства Таможенного союза.

Процессуальные документы о привлечении к административной ответственности оформлены с соблюдением требований законодательства, дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно, а наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела и в соответствии с санкцией данной статьи, оснований для отмены постановления Хасанской таможни, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении директора ООО «Восточная торговая компания» ФИО1 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

постановление Хасанской таможни от 15.02.2016 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора ООО «Восточная торговая компания» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья