ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-86/16 от 30.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 12-86/16

РЕШЕНИЕ

30 марта 2016 года город Саратов

Судья Ленинского районного суда г. Саратова Кожахин А.Н., при секретаре Арутюняне И.С., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении коммерческого директора общества с ограниченной ответственностью «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1, рассмотрев материалы административного дела в отношении должностного лица коммерческого директора общества с ограниченной ответственностью «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Коммерческий директор общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 допустил нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), при следующих обстоятельствах.

В ходе проведенной на основании распоряжения о проведении внеплановой/документарной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ-р, проведена проверка ООО «Калужская Фруктовая Компания», зарегистрированного по юридическому адресу: <адрес>, в ходе которой выявлено, что должностным лицом коммерческим директором ООО «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 при осуществлении деятельности, по адресу: <адрес> было направлено уведомление о заключении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Республики Узбекистан ФИО2

В соответствии с приказом ФМС России от 12 июня 2010 года № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» (в ред. Приказа ФМС России от 12 марта 2015 года № 149) направленная форма уведомления утратила силу, что является нарушением п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Приказа ФМС России от 28 июля 2010 года, № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица коммерческого директора ООО «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 старшим инспектором отдела УФМС России по Саратовской области в Ленинском районе г. Саратова ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Должностное лицо – коммерческий директор ООО «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 в судебном заседании с составом административного правонарушения согласился, одновременно просив признать совершенное им административное правонарушение малозначительным.

Заслушав должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно представленным материалам ФИО1 является коммерческим директором ООО «Калужская Фруктовая Компания», то есть является должностным лицом.

Вина должностного лица коммерческого директора ООО «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается полученными с соблюдением требований КоАП РФ доказательствами.

Так, согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ следует, что неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч по пятидесяти тысяч рублей.

На основании распоряжения о проведении внеплановой/выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ-р, проведена проверка ООО «Калужская Фруктовая Компания».

Факт совершения должностным лицом коммерческим директором ООО «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 административного правонарушения подтверждается предписанием -р от ДД.ММ.ГГГГ, запросом о предоставлении документов, сопроводительным письмом о направлении истребуемых в запросе документов, формой уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства, описью вложения в почтовое отправление, уведомлением о вручении почтовой корреспонденции, копией трудового договора с работником от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с выявленным нарушением в отношении должностного лица коммерческого директора ООО «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении , содержащий сведения и обстоятельства выявленного правонарушения, явившимися основанием для составления данного протокола.

Пунктом 2 Приложения №6 к Приказу ФМС России от 28 июня 2010 года №147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно п.9 ст.13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Так, Приказом ФМС России от 12 марта 2015 года № 149 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 года № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» внесены изменения в приказ ФМС России от 28 июня 2010 года № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации»*(2) (с изменениями, внесенными приказами ФМС России от 5 сентября 2013 г. № 372*(3), от 18 декабря 2013 г. № 688*(4), от 12 марта 2014 г. № 182*(5), от 18 августа 2014 г. № 489*(6) и от 8 декабря 2014 г. № 640*(7)).

Указанным Приказом внесены следующие изменения: 1. В пункте 1: 1.1. Абзац шестой изложить в следующей редакции: «Форму уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину - высококвалифицированному специалисту (Приложение ).»; 1.2. Дополнить новым абзацем шестнадцатым следующего содержания: «Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам (Приложение ).»; 2. Приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящим Изменениям; 3. Приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящим Изменениям; 4. Приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящим Изменениям; 5. В приложении .1. Пункт 6 изложить в следующей редакции: «6. Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).»; 5.2. В пункте 7 слова «и достоверность указанных в нем сведений» исключить; 5.3. Пункт 8 дополнить абзацем третьим следующего содержания: «Уведомителю или его представителю, в случае, если уведомление подано непосредственно в территориальный орган ФМС России, выдается справка, подтверждающая прием уведомления (приложение к настоящему Порядку).»; 5.4. В пункте 9 слово «подачи» заменить словом «получения»; 5.5. Приложение к Порядку представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства считать Приложением ; 5.6. Дополнить новым приложением следующего содержания: «Приложение к Порядку представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (рекомендуемый
образец).

Характер совершенного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, объектом посягательства которого являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, при этом объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечении устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда.

Таким образом, действия должностного лица коммерческого директора ООО «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 судья квалифицирует по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что нарушение должностным лицом требований законодательства, хотя формально и содержат признаки состава правонарушения, однако с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных интересов и правоотношений. Иных нарушений законодательства указанное противоправное деяние не повлекло.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, общественную опасность административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностные лица, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение является легко устранимым, при рассмотрении дела об административном правонарушении не выявлено вредных последствий его совершения, что исключает причинение реального ущерба государству, обществу или третьим лицам, судья считает, что в рассматриваемом случае в действиях должностного лица отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

По мнению судьи, в данном случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ. Применение же меры административного наказания в виде штрафа, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи предусматривающей наказание в виде штрафа от 35000 руб. до 50000 руб. носило бы неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.

При этом следует учитывать отсутствие в материалах дела документального подтверждения, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, посягающего на общественный порядок, общественные интересы и интересы государства, свидетельствующих о причинении какого-либо вреда и наличии тяжких последствий, в связи с чем полагаю, что данное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений и в данном конкретном случае возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ.

При данных обстоятельствах судья приходит к выводу о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица коммерческого директора ООО «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Признать должностное лицо коммерческого директора общества с ограниченной ответственностью «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Освободить должностное лицо коммерческого директора общества с ограниченной ответственностью «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица коммерческого директора общества с ограниченной ответственностью «Калужская Фруктовая Компания» ФИО1 по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова со дня вручения или получения копии решения.

Судья: А.Н. Кожахин