Дело № 12-86/2019 УИД:91RS0001-01-2019-001182-93 Р Е Ш Е Н И Е Судья Феодосийского городского суда Республики Крым Шаповал А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление № 12 от 26.03.2019 г. начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО5 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 № 12 от 26.03.2019 г. бывший глава Администрации города Феодосии ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и должностному лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Жалоба обоснована тем, что он не является надлежащим субъектом совершения данного правонарушения, поскольку получателем субсидии является не Администрация города Феодосии, а Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Администрации г. Феодосии Республики Крым», которое определено главным распорядителем бюджетных средств по расходам на капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, и является получателем субсидии. Кроме того, заявитель считает, что бюджетные средства предоставлялись в форме межбюджетного трансферта в порядке ст. ст. 135-136 Бюджетного кодекса, а указание в Соглашении о предоставлении субсидии является произвольным выбором сторон Соглашения и не может служить неоспоримым доказательством сути правоотношений. Поэтому, если и было совершено правонарушение, то оно подлежит квалификации по ст. 15.15.3 КоАП РФ – нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов. Также, по мнению ФИО2, должностное лицо Службы финансового надзора РК самолично, без достаточных правовых оснований, изменила период проведения внеплановой проверки в Администрации г. Феодосии, поскольку внеплановая проверка проводилась за период с 01.01.2018 г. по 10.12.2018 г., а выявлены нарушения по состоянию на 31.12.2018 г. Данные обстоятельства указывают на грубое нарушение требований закона. Также, по мнению заявителя, не был учтен тот факт, что действие Соглашения не окончено и оно распространяет свое действие до 01.06.2019 г., либо на срок до исполнения сторонами своих обязательств. Также, заявитель считает неправомерным разделение административного правонарушения на эпизоды, поскольку все семь нарушений выявлены в рамках одной проверки, одним и тем же контролирующим органом. В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы. Представители Службы финансового надзора Республики Крым возражали против доводов жалобы, считая постановление о привлечении к административной ответственности законным и обоснованным. Также, в судебное заседание представлена копия постановления о привлечении к административной ответственности Администрации г. Феодосии за совершение указанного правонарушения, которое не обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, а также документ, подтверждающий уплату штрафа Администрацией. Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.07.2017 г. № 372 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым из бюджета Республики Крым. Согласно Общим требованиям № 372 субсидии предоставляются в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым полномочий по вопросам местного значения. В соответствии с п. 7.2 Общих требований № 372 одним из условий предоставления субсидий является, в том числе, выполнение требований к показателям результативности предоставления субсидий и требований соблюдения графика выполнения работ (при наличии). В соответствии с п. 9 Общих требований № 372 одним из положений Соглашения о предоставлении субсидии должны быть определены значения показателей результативности использования субсидий, выделяемых как в рамках выполнения государственных программ, так и вне рамок государственных программ. Администрацией города Феодосии (Муниципалитет) в лице Главы администрации г. Феодосии ФИО2 подписано Соглашение с Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым в лице заместителя Министра ФИО4 о предоставлении в 2018 г. субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ ФИО7 на создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, приобретение модульных зданий (конструкций) в муниципальную собственность в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета Республики Крым по коду главного распорядителя средств бюджета Республики Крым 803, раздел 07, подраздел 01, целевая статья 21 1 02 70810, вид расходов 523. В соответствии с п.2.1 Соглашения от 30.11.2018 № 1422/2018 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет в 2018 году 39667770,53 руб. Общий размер Субсидии предоставляемой из бюджета Республики Крым исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, уровня софинансирования, равного 95%, составляет в 2018 году 37684382,00 руб. Согласно п.3.2 Соглашения от 30.11.2018 № 1422/2018 одним из условий предоставления Субсидии является письменное обязательство муниципального образования об обеспечении выполнения показателей результативности и использования Субсидии в сроки, установленные Соглашением от 30.11.2018 № 1422/2018. В соответствии с п.4.3 Соглашения от 30.11.2018 № 1422/2018 Муниципальное образование обязуется обеспечить выполнение условий предоставления Субсидии, установленных п.3.2 Соглашения от 30.11.2018 № 1422/2018 и достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия. Согласно п.2.1 Соглашения от 30.11.2018 № 1422/2018 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 5.2 Соглашения от 30.11.2018 № 1422/2018 в случае нецелевого использования Субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления Субсидии к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.6.1.1 Соглашения от 30.11.2018 № 1422/2018 Уполномоченным органом муниципального образования, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципального образования возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения), является Администрация города Феодосии Республики Крым. Соглашение вступает в силу со дня подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств. Согласно Приложению № 1 к Соглашению от 30.11.2018 № 1422/2018 «Перечень модульных зданий (конструкций) муниципальной собственности, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» Субсидия выделяется на приобретение модульного сада к МБОУ «Коктебельская школа» г.Феодосия, пгт.Коктебель, пер.Долинный,21-а. Согласно Графику перечисления Субсидии Субсидия перечисляется в декабре 2018 года. Согласно Приложению № 6 к Соглашению от 30.11.2018 № 1422/2018 «Показатели результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» показателем, который необходимо достигнуть, является создание в 2018 году 80 новых мест в дошкольных образовательных организациях Республики Крым. Согласно Приложению № 7 к Соглашению от 30.11.2018 № 1422/2018 «Обязательство муниципального образования городской округ ФИО7», подписанное главой администрации города Феодосии ФИО2, муниципальное образование обязуется обеспечить выполнение показателей результативности использования Субсидии в сроки, установленные Соглашением от 30.11.2018 № 1422/2018. Согласно решению 88-й сессии 1-го созыва Феодосийского городского совета от 15.12.2017 № 909 «О бюджете муниципального образования городской округ ФИО7 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с изменениями, внесенными решением 101-й сессии 1-го созыва от 30.11.2018 № 1087, главным распорядителем средств по расходам на приобретение модульного сада определено Управление образования Администрации города Феодосии. Согласно письму Администрации города Феодосии от 07.03.2019 № 2-11/4765/3, полученного на запрос Службы финансового надзора Республики Крым от 28.02.2019 № 12- 14/335, поступило средств субсидии в бюджет муниципального образования городской округ Феодосия на реализацию мероприятий по Государственной программе «Развитие образования в Республике Крым на 2016-2025 годы» в рамках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № 1422/2018 по состоянию на 01.01.2019 в сумме 39667770,53 руб. Управлением образования Администрации города Феодосия получателем средств субсидии определено МБОУ «Коктебельская школа» г.Феодосия, пгт.Коктебель, пер.Долинный,21-а, которому доведены лимиты бюджетных обязательств по субсидии из бюджета Республики Крым и утвержден план финансово-хозяйственной деятельности начальником МКУ Управление образования Администрации г. Феодосии Республики Крым 29.03.2018 в соответствии с приказом от 25.12.2017 № 378 «Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений». На выделение средств субсидии между МКУ Управление образования Администрации г.Феодосии в лице начальника ФИО13 подписано Соглашение с МБОУ Коктебельская школа им. И.И.Березнюка в лице директора ФИО14 от 30.11.2018 № 4. Предметом Соглашения от 30.11.2018 № 4 является определение порядка и условий предоставления субсидии бюджетным учреждениям на иные цели на создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, приобретение модульных зданий (конструкций) в муниципальную собственность (раздел 1 Соглашения от 30.11.2018 № 4). Учредитель вправе осуществлять контроль за использованием субсидии на цели, в том числе путем проведения проверок. Учреждение обязуется обеспечивать целевое и эффективное использование средств субсидии (п.2.3.1 Соглашения от 30.11.2018 № 4). В случае невыполнения и (или) нарушений условий, установленных Соглашением, перечисления субсидии по решению Учредителя приостанавливается до устранения нарушений (п.4.1 Соглашения от 30.11.2018 № 4). Во исполнение Соглашения от 30.11.2018 № 4 МБОУ «Коктебельская школа им.ФИО6<адрес> Республики Крым» заключен контракт с ООО «Ростовоблстрой» на «Приобретение модульного детского сада к МБОУ Коктебельская школа г.Феодосия, пгт.Коктебель, пер.Долинный,21-а» от 13.11.2018 № 0175200000418000562_317263 (далее - Контракт от 13.11.2018). Согласно п.1.1 Контракта от 13.11.2018 ООО «Ростовоблстрой» обязуется поставить модульный детский сад к МБОУ Коктебельская школа <...>» согласно техническому заданию и спецификации. Цена контракта составляет 39667770,53 руб. (п.2.1 Контракта от 13.11.2018). Контракт от 13.11.2018 вступает в силу с даты заключения до полного исполнения Сторонами обязательств, но не позднее 31.12.2018 (п.14.1 Контракта от 13.11.2018). Проверкой исполнения Контракта от 30.11.2018 № 4 установлено, что акты о приемке оказанных услуг по форме КС-2 не подписывались, оплата не осуществлялась. Согласно письму Администрации города Феодосии от 14.02.2019 № 2-11/3234/2 на запрос Службы финансового надзора Республики Крым от 11.02.2019 № 12-14/259 Отчет о достижении показателей результативности по состоянию на 01.01.2019 года не предоставлялся в связи с тем, что модульный детский сад не приобретен и не введен в эксплуатацию. Таким образом, вследствие несоблюдения требований п.10 ч.1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.7.2 Общих требований № 372, п.3.2, п.4.3.1, п.4.3.3 Соглашения от 30.11.2018 № 1422/2018 ввиду неисполнения контракта от 13.11.2018 не достигнуты показатели результативности, выражающиеся в создании в 2018 году 80 новых мест в дошкольных образовательных организациях Республики Крым, чем нарушены условия предоставления субсидии в сумме 37684382,00 руб. В соответствии с п.4.3 Соглашения от 30.11.2018 № 1422/2018 Муниципальное образование (Администрация города Феодосии), должностным лицом которого является глава Администрации города Феодосии, обязуется обеспечивать выполнение условий предоставления Субсидии, установленных п.3.2 и обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий. Согласно ст. 36 Устава муниципального образования городской округ ФИО7 к полномочиям Администрации г. Феодосии по решению вопросам местного значения относится составление и исполнение бюджета городского округа Феодосия, осуществление контроля за его исполнением, составление отчета об исполнении. На основании решения 83-й сессии 1-го созыва Феодосийского городского совета от 04.10.2017 г. № 856 «О назначении на должность Главы администрации г. Феодосии ФИО2» председателем Феодосийского городского совета ФИО8 заключен контракт с ФИО2 от 10.10.2017 г. В соответствии с п. 3 Контракта Глава администрации обязуется: - исполнять полномочия Администрации г. Феодосия по решению вопросов местного значения, определенных в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закрепленных в Уставе муниципального образования городской округ ФИО7, и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым. Данные обстоятельства были выявлены должностными лицами Службы финансового надзора Республики Крым в ходе проведения в период с 11.12.2018 г. по 24.12.2018 г. внеплановой проверки полноты освоения бюджетных средств, выделенных их бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ Феодосия РК, на основании поручения Главы Республики Крым ФИО9 от 11.12.2018 г. № 1/01-32/7959. 22.01.2019 г. заместителем заведующего Восточным отделом финансово-бюджетного надзора Службы финансового надзора Республики Крым ФИО10 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. 22.02.2019 г. и.о. начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО11 вынесено определение о продлении срока проведения административного расследования. 19.03.2019 г. заместителем заведующего Восточным отделом финансово-бюджетного надзора Службы финансового надзора Республики Крым ФИО10 в отношении главы Администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 12 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ. 26.03.2019 г. начальником Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 вынесено постановление № 12 о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в сумме 10000 руб. Диспозиция данной статьи предусматривает ответственность за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса. Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении получателем субсидии условий их предоставления. В акте внеплановой проверки полноты освоения бюджетных средств, выделенных их бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ Феодосия РК, на основании поручения Главы Республики Крым ФИО9 от 11.12.2018 г. № 1/01-32/7959 административный орган указывает, что причиной неосвоения субсидии на создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных организациях, приобретение модульных зданий (конструкций) в муниципальную собственность в сумме 37684382,00 руб. является невыполнение подрядчиками условий контракта от 13.11.2018 г. Из объяснений ФИО2 следует, что причиной неосвоения субсидии является то, что технологический процесс по поставке и установке модульной конструкции детского сада составляет 4-5 месяцев. В судебном заседании представитель административного органа подтвердила, что в настоящее время осуществляется монтаж модульного детского сада, срок введения его в эксплуатацию планируется до начала нового учебного года. В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП Российской Федерации). На основании статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Между тем, согласно статье 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (часть 1); обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (часть 2); неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (часть 3). В пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 2010 года N 934-О-О указано, что несмотря на то что названные конституционные положения по своему буквальному смыслу направлены на закрепление презумпции невиновности в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, их значение выходит за рамки уголовного преследования. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве. По сути, аналогичная правовая позиция выражена также и в других решениях Конституционного Суда Российской Федерации (например, Постановления от 7 июня 2000 года N 10-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, Определение от 9 апреля 2003 года N 172-О). В соответствии с правовыми позициями, выраженными в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, от 27 апреля 2001 года N 7-П, от 30 июля 2001 года N 13-П и от 24 июня 2009 года N 11-П, в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем; федеральный законодатель, устанавливая меры взыскания штрафного характера, может предусматривать - с учетом особенностей предмета регулирования - различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. Закрепляющий общие положения и принципы административно-деликтного законодательства КоАП Российской Федерации также исходит из того, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5); лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (часть 2 статьи 1.5); неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5). Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. В нарушение приведенных норм права административным органом не представлено в материалы дела каких-либо доказательств, указывающих на наличие у ФИО2 вины в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Административным органом установлен лишь факт своевременного неисполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ№_317263 между МБОУ «Коктебельская школа им. ФИО12» и ООО «Ростовоблстрой». Кроме того, нельзя не согласиться с доводами ФИО2 об отсутствии события вмененного правонарушения, ибо условия предоставления субсидии Администрацией соблюдены. Условия предоставления субсидии - это совокупность документов и сведений, соблюдение которых предшествует принятию решения – раздел 3 Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, приобретение модульного детского сада к МБОУ «Коктебельская школа». Заключенный МБОУ «Коктебельская школа им. ФИО6» контракт на приобретение модульного детского сада свидетельствует о соблюдении указанного условия. Невыполнение обязательств в рамках этого договора (по вине подрядчика, в силу иных обстоятельств) не может квалифицироваться как несоблюдение условий предоставления субсидии, а лишь свидетельствует о недостижении предусмотренных договором о предоставлении субсидии и договором подряда результатов, что не образует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ. Факт привлечения Администрации г. Феодосии к административной ответственности за совершение этого же правонарушения не может иметь преюдициальное значение для настоящего дела, поскольку данное решение административного органа в судебном порядке не оспаривалось. Учитывая изложенное, и в частности то, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, суд приходит к выводу о том, что административный орган не представил доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ФИО2 состава вмененного ему правонарушения. В связи с тем, что материалами дела не подтверждается наличие в действиях ФИО2 состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, суд находит постановление подлежащим отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: Жалобу ФИО2 на постановление № 12 от 26.03.2019 г. начальника Службы финансового надзора Республики Крым ФИО3 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ – удовлетворить; постановление по ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ от 26.03.2019 г. – отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ. Судья – |