ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-86/20 от 23.07.2020 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

По жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности

23 июля 2020 года г.Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего: Рябцевой А.И.,

при секретаре Романовой Э.Г.

рассмотрев в судебном заседании жалобу ПАО «Кубаньэнерго» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ :

ПАО «Кубаньэнерго» обратились в суд с жалобой на постановление Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Управление лесного хозяйства №195Л/2020 от 04.06.2020 года по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, ссылаясь то, что не доказана их вина в совершении вмененного им административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ПАО»Кубаньэнерго», действующая на основании доверенности, жалобу поддержала в обосновании которой пояснила, что на балансе ПАО «Кубаньэнерго» в лице Сочинские электрические сети (далее - Общество) состоит объект основных средств ВЛ 110 кВ Кабардинская тяговая - Навагинская. Охранная зона установлена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 160. Указанным постановлением утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила). Пунктами 21, 23 Правил установлено, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать "содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренными проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиям, определяемыми в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, путем вырубки, образки крон деревьев (кустарников) и иными способами. Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Необходимая ширина просек прокладывается в соответствии с пунктом 21 указанных Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определятся в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих Правил (пункт 22).

В соответствии с Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 08.12.1994 года № 689 «Об обеспечении сохранности электрических сетей и трансформаторных подстанций», учитывая определяющую роль электроэнергетической отрасли в жизнеобеспечении населения и хозяйственного комплекса, подстанции, распределительные сети и линии электропередач считаются объектами важного значения региона. Во исполнение указанных выше норм с 01.04.2020 подрядная организация ООО «БИС», на основании письма ПАО «Кубаньэнерго» от 13.03.2020 № 10/006/1661 (приложение 1) приступила к плановой расчистке просеки ВЛ 110 кВ Кабардинская тяговая - Навагинская, проходящих по лесным землям Навагинского участкового лесничества Пшишского лесничества. ООО «БИС» принял на себя обязательства производить работы с соблюдением действующего законодательства РФ, в том числе в сфере пожарной безопасности в лесах, соблюдать при производстве работ Стандарт в области промышленной, пожарной, экологической безопасности и охраны труда к организациям, привлекаемым к работам по договорам оказания услуг и подряда на объектах ПАО «Кубаньэнерго», а также нести ответственность в случае его несоблюдения. Однако, государственным инспектором ФИО1 10.04.2020, на основании распоряжения ГКУ КК «Комитет по лесу» филиала Пшишского лесничества от 09.04.2020 №5 (приложение 2) о введении на территории Пшишского лесничества режима ЧС, были приостановлены работы по расчистке просек и запрещено персоналу подрядной организации ООО «БИС» проезда и прохода на территорию лесного фонда. Во время ЧС 28.04.2020 инспектором ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении. Режим ЧС отменен на основании Постановления администрации МО Туапсинский район от 30.04.2020 года № 542 «Об отмене режима функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования Туапсинский район» (приложение № 3).

С 30.04.2020, после отмены режима ЧС, подрядной организацией ООО «БИС» в соответствии с требованием пункта 61 Приказа Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 порубочные остатки измельчены и равномерно разбросаны для дальнейшего перегнивания и образования верхнего слоя почвы. Так же были выполнены противопожарные минерализованные полосы с обеих сторон просеки, что исключает возможность возникновения и распространения возгорания. Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 и устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и являются обязательными для исполнения. Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Согласно п. 61 приказа Рослесхоза от 01.08.201 1 N 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» очистка мест рубок осуществляется в том числе разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Указанное обстоятельство является основополагающим при рассмотрении вопроса о привлечении Общества к административной ответственности. Считает, что при таких обстоятельствах, в действиях ПАО «Кубаньэнерго» отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем просит постановление отменить, а производство по делу прекратить.

Министерство природных ресурсов Краснодарского края, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, представив отзыв и пояснения на жалобу, в которых просят оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Представитель ООО «БИС», в судебном заседании пояснил, что он является руководителем организации, с которой ПАО «Кубаньэнерго», заключили контракт по очистке охранных зон линий электропередач. Министерство природных ресурсов ссылается на нарушение п.34-35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ 30 июня 2007 года №417, в соответствии с которыми при эксплуатации линий электропередач предусмотрена уборка порубочных остатков в охранной зоне. Однако, по мнению Министерства природных ресурсов порубочные остатки должны быть вывезены или сожжены. Однако, при производстве работ они руководствовались Приказом №337 от 01.08.2011 года»Об утверждении правил заготовки древисины», согласно п.61 которых предусматривает несколько способов очистки от порубочных остатков, в том числе путем разбрасывания измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий. 07 апреля 2020 года они по контракту с ПАО «Кубаньэнерго№ выполняли работы по очистке просеки, лесничий Багдасарян, пришел на просеку приостановил работы, ссылаясь на ЧС, объявленное в Туапсинском районе, пояснив, что никакие работы проводить нельзя. Впоследствии через несколько дней в отсутствие представителей ПАО «Кубаньэнерго» и в их отсутствие составили протокол. При рассмотрении протокола в Министерстве природных ресурсов сообщили, что приостановление работ было неправильным, и можно было продолжать работы по очистке. Таким образом. При составлении протокола работы по очистке не были завершены, и очистка была проведена одним из разрешенных способов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, об удовлетворении жалобы ПАО «Кубаньэнерго», по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленным законом.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Проверка законности постановлений по делам об административных правонарушениях в соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ предполагает всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Часть 3 ст.8.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из представленных материалов следует, что на балансе ПАО «Кубаньэнерго» в лице Сочинские электрические сети (далее - Общество) состоит объект основных средств ВЛ 110 кВ Кабардинская тяговая - Навагинская. Охранная зона установлена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 160, которым утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. Пунктами 21, 23 Правил установлено, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать "содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах; поддержание ширины просек в размерах, предусмотренными проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиям, определяемыми в порядке, установленным законодательством Российской Федерации, путем вырубки, образки крон деревьев (кустарников) и иными способами. Для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Необходимая ширина просек прокладывается в соответствии с пунктом 21 указанных Правил, расстояния, в пределах которых осуществляется вырубка отдельно стоящих (групп) деревьев (лесных насаждений), а также минимально допустимые расстояния до крон деревьев определятся в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе настоящих Правил (пункт 22).

13.03.2020 в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края ПАО «Кубаньэнерго» в лице заместителя генерального директора по техническим вопросам главным инженером ФИО2 направлено уведомление о расчистке трасс ВЛ 110кВ Туапсе-Навагинская, Горячий Ключ-Шепси в период с 15 марта по 30 декабря 2020 года.

Согласно представленного контракта на выполнение работ №407/30-77 от 27 марта 2020 года расчистку трасс линий электропередач выполняет по поручению ПАО «Кубаньэнерго» ООО «БИС».

Как следует из пояснений представителей ПАО «Кубаньэнерго» и ООО «БИС» акты приема выполненных работ не подписывались, поскольку работы не завершены. Вместе с тем, на участке линии электропередач, указанном в протоколе об административном правонарушении, работы по расчистке проводились, однако по устному распоряжению лесничего были приостановлены. После отмены режима ЧС, обрезанные ветки, были измельчены и разбросаны.

Согласно протоколу об административном правонарушении №003198 от 28.04.2020 ПАО «КУбаньэнерго» вменяется нарушение п.п. 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 18.08.2016) (далее Правила).

Как следует из протокола в Навагинском участковом лесничестве Пшишского лесничества в квартале 30 выдел 55 в 15час.30 мин., без указания даты проведения осмотра, в ходе патрульного выезда обнаружены порубочные остатки в виде хвороста, оставленные под линией электропередач ВЛ-110, чем нарушены Правила пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередач. На момент проверки Постановлением администрации МО Туапсинский район от 07.04.2020 №467 введен режим ЧС.

По указанным обстоятельствам ПАО «Кубаньэнерго» постановлением №195Л/2020 от 04.06.2020 привлечено к административной ответственности, по ч.3.ст.8.32 КоАП РФ.

В оспариваемом постановлении указано, что под линией электропередач ВЛ-110 расположенной в квартале 30 выдел 55 Навагинского участкового лесничества Пшишского лесничества обнаружены порубочные остатки в виде хвороста.

Вместе с тем, сведения, указанные в протоколе и в оспариваемом постановлении не содержат безусловных данных, позволяющих определить наличие, состав порубочных остатков и древесины и место их расположения. Не произведена замерка измельченных порубочных остатков, их количество и нарушенное расстояние, то есть не раскрыт сам факт события правонарушения и его составляющие доказательства.

По факту выявления нарушений, административным органом не был составлен и предоставлен ПАО «Кубаньэнерго» необходимый в данном случае акт осмотра места правонарушения, что является нарушением п.7 ч.3 ст.96 ЛК РФ, п.8 (б) Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N394 (ред. от 01.11.2012).

В силу пункта 1 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем, на таких лиц при осуществлении государственного контроля также возложена и обязанность составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение (п. 7 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации); соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан; знакомить должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя или граждан либо их представителей с результатами мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) (подпункты "б", "ж" пункта 10 Положения).

Кроме того, в нарушение ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не указана дата совершения административного правонарушения, а при вынесении постановления дата указано 20 апреля 2020 года, однако каких-либо документов подтверждающих проведение проверки именно в указанный день материалы не содержат.

При этом, по делу не оформлен осмотр (схема) места выявленного правонарушения с указанием точных размеров охранной зоны линии электропередачи, где были выявлены указанные нарушения, что, в свою очередь, не нашло надлежащего отражения в самом протоколе об административном правонарушении, что вызывает определенные сомнения в правильности и обоснованности привлечения ПАО «Кубаньэнерго» к административной ответственности.

Представленные административным органом ксерокопии фотографий являются непригодными ни для установления места совершения правонарушения, ни его объективной стороны.

В силу положений ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из изложенного, виновность ПАО «Кубаньэнерго» доказательствами, имеющимися в деле, не установлена, которые, при этом, имеют явную неопределенность и неустранимые сомнения, которые в силу ст.1.5 КоАП РФ толкуются в пользу виновного лица. В силу чего, имеются основания для отмены постановления №195Л/2020 в отношении ПАО «Кубаньэнерго»» по основанию недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Кроме того, суд считает обоснованными доводы представителя ПАО «Кубаньэнерго» и ООО «БИС» в части того, что ими расчистка проведена в соответствии с действующими нормами.

Так, Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417 и устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и являются обязательными для исполнения. Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Согласно п. 61 приказа Рослесхоза от 01.08.201 1 N 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» очистка мест рубок осуществляется в том числе разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание на месте рубки.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными ООО «БИС» в судебное заседание фотографиями, согласно которых порубочные остатки измельчены, и имеются противопожарные минерализованные полосы с обеих сторон просеки, что исключает возможность возникновения и распространения возгорания.

Из содержания пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ следует, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, суд приходит к выводу, что вина ПАО «Кубаньэнерго» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ не доказана, в их действиях отсутствует состав административного правонарушения и, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по административному делу прекращению, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ :

Жалобу Публичного акционерного общества «Кубаньэнерго» удовлетворить.

Постановление Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Управление лесного хозяйства №195Л/2020 от 04.06.2020 года о привлечении Публичного акционерного общества «Кубаньэнерго» к административной ответственности по ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей отменить.

Производство по административному делу прекратить, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляц3ионном порядке в краснодарский краевой суд в течение 10 суток с момента получения копии решения суда.

Председательствующий

Судья Рябцева А.И.