ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-86/2017 от 26.06.2017 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 12-86/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Николаевск на Амуре 26 июня 2017 года

Судья Николаевского на Амуре городского суда Хабаровского края Рогаченко Л.В.,

с участием старшего помощника Николаевского на Амуре транспортного прокурора Ефимова М.А.,

начальника транспортной и авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» Ланских В.А.,

рассмотрев в судебном заседании протест Николаевского на Амуре транспортного прокурора Сухоставского В.А. на постановление должностного лица – заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта Трифонова А.В. от 04.05.2017 г №6-24/29-2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении начальника транспортной и авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» Ланских Валерия Анатольевича по ст. 11.3.1 ч. 3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Николаевским на Амуре транспортным прокурором 13.04.2017 г вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.3.1 ч. 3 КоАП РФ - в отношении начальника транспортной и авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» Ланских В.А.

Основанием для вынесения постановления послужили материалы проверки, проведенной сотрудниками Николаевского линейного отделения полиции по факту обнаружения 21.03.2017 г на борту воздушного судна в аэропорту Николаевск на Амуре легко воспламеняющих и горючих веществ.

Постановлением должностного лица - заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Трифонова А.В. от 04.05.2017 г №6-24/29-2017 прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника транспортной и авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» Ланских В.А. по ст. 11.3.1 ч. 3 КоАП РФ – в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В обоснование указано, что в деле отсутствуют материалы, подтверждающие прохождение аттестации Ланских В.А., без которой он не должен допускаться к работе по обеспечению транспортной безопасности, в связи с чем, функции его не подтверждены. Кроме того, при осуществлении предполетного досмотра воздушного судна №465, 21.03.2017 г инспектором по досмотру воздушных судов транспортной и авиационной безопасности (служба СТиАБ) Вайзеровым А.О. – специально подготовленным для этой цели сотрудником, действовавшим в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и ВК РФ, подчиненным по службе начальнику транспортной и авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» Ланских В.А., в медицинской аптечке обнаружены и изъяты легковоспламеняющиеся предметы: спички серные и спички длительного горения, сухое горючее - по 1 упаковке.

С доводами должностного лица, изложенными в постановлении, Николаевский на Амуре транспортный прокурор не согласился, принес протест, в котором просил постановление отменить и прекратить дело об административном правонарушении в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности, указав на то, что запрещенные к перевозке предметы были найдены на воздушном судне, а ст. 11.3.1 ч. 3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами.

В судебном заседании ст. помощник Николаевского на Амуре транспортного прокурора Ефимов М.А. на доводах и основаниях отмены постановления должностного лица, изложенных в протесте прокурора настаивал, дополнительно пояснил, что в ходе проведения плановой проверки аэропорта Николаевск на Амуре на предмет исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства, сотрудник прокуратуры Бутов и сотрудник ЛОП аэропорта обнаружили в самолете, стоявшем на летном поле запрещенные к перевозке легковоспламеняющиеся предметы. По результатам проведенной проверки прокурором возбуждено дело об административном правонарушении.

Начальник транспортной и авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» Ланских В.А. возражал против доводов протеста транспортного прокурора и пояснений помощника прокурора Ефимова М.А., пояснил, что нахождение в медицинской аптечке на борту самолета спичек и сухого горючего обнаружил подчиненный ему по службе сотрудник службы безопасности Вайзеров в ходе предполетного досмотра, обративший внимание на то, что аптечка не опломбирована надлежащим образом, о чем сообщил сотруднику линейного отделения полиции, с участием которого составил акт, а также доложил ему. Фактически, его привлекают к административной ответственности за выполненную в соответствии с должностными обязанностями, работу. На предприятии проведена проверка, однако не установлено, каким образом указанные выше предметы попали на борт самолета.

Изучив доводы протеста на постановление должностного лица, материалы дела, выслушав стороны, прихожу к следующему выводу:

Согласно ч. 2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 84 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается, в том числе, путем исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза, предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра.

Согласно п. 2 ст. 84, ст. 85 ВК РФ, п. 6 Положения о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г №897, в аэропорту в качестве меры обеспечения авиационной безопасности применяется обязательный предполетный досмотр в отношении воздушных судов, бортовых запасов, членов экипажа, пассажиров, багажа (в том числе вещей, находящихся при пассажирах), а также грузов и почты.

Согласно части 2 статьи 85 ВК РФ предполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.

Основными задачами проведения предполетного досмотра являются своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов лиц с оружием и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте, и иных предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к свободному обороту.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г №897 (в редакции 14.12.2006 г) «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» - досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства.

Каждый аэропорт должен иметь специальные помещения и технические средства для досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов.

Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утверждены Приказом Минтранса России от 25.07.2007 г №104.

Согласно пунктам 23, 24 бортовые запасы воздушного судна в различных видах упаковки досматриваются в специально оборудованных пунктах досмотра в аэропорту.

Досмотренный багаж, бортовое питание, грузы и почта подлежат маркировке номерными стикерами уполномоченными лицами служб авиационной безопасности.

Согласно п. 85, перед загрузкой на борт воздушного судна груз, почта и бортовые запасы воздушного судна подвергаются предполетному досмотру различными видами и способами с применением технических и специальных средств, а также проведением контрольного взвешивания.

Предполетный досмотр и перевозка опасных грузов осуществляются в соответствии с требованиями Приложения 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху» и Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).

Согласно п. 103, предполетный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств и бортового питания экипажа и пассажиров, бортового кухонного оборудования проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в оборудованных пунктах досмотра с использованием технических и специальных средств.

Согласно п. 108, груз, почта, бортовые запасы воздушного судна, аварийно-спасательные средства и бортовое питание воздушного судна не должны содержать предметы и вещества, запрещенные к перевозке на борту воздушного судна.

В соответствии со ст. 11.3.1 ч. 3 КоАП РФ - непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.3.1 КоАП РФ, является формальным, наступления последствий в виде реального проникновения запрещенных предметов на борт воздушного судна и иных последствий - для его выполнения не обязательно.

Однако, в судебном заседании установлено, 21.03.2017 г в салоне пассажирского самолета АН-24 в аэропорту Николаевск на Амуре, инспектором по досмотру воздушных судов службы авиационной безопасности при предполетном досмотре судна рейса №465, в медицинской аптечке обнаружены и изъяты предметы: 1 упаковка спичек серных, 1 упаковка спичек длительного горения, 1 упаковка сухого горючего, то есть легковоспламеняющиеся вещества.

Из пояснений сторон, сведений из журнала учета бортовых аптечек, следует, что аптечка последний раз была проверена и опломбирована 30.01.2017 г. Из объяснений Вирченко А.В. – инспектора САБ от 11.04.2017 г следует, что во время его дежурства в марте 2017 г экипажи воздушных судов бортовые аптечки на борт судна не проносили и к досмотру не предъявляли.

Согласно рапортам сотрудника ЛОП Макарова В.К., Корчагина А.В., рапорту и служебной записке инспектора по досмотру Вайзерова А.О., на аптечке на борту воздушного суда пломба была сорвана. Согласно Акту №1 от 21.03.2017 г указанные выше легковоспламеняющиеся вещества и предметы – изъяты.

Таким образом, с достоверностью установлено нахождение 21.03.2017 г на борту пассажирского воздушного судна предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами.

В соответствии с приказом и.о. генерального директора КГУП «Хабаровские авиалинии» от 03.10.2016 г №279, ответственным за транспортную безопасность на предприятии назначен Ланских В.А. – начальник службы транспортной и авиационной безопасности, одной из функций которого является организация работы указанной службы аэропортов. Для выполнения возложенных на него функций – осуществляет руководство деятельностью службы транспортной и авиационной безопасности аэропорта по защите от противоправных действий на территории аэропорта и расположенных на ней объектов, контролирует соблюдение норм, правил, процедур авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами.

На основании анализа вышеприведенных нормативных документов, суд пришел к выводу, что непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которую установлена ч. 3 ст. 11.3.1 КоАП РФ.

Суд считает, что Ланских В.А. является субъектом правонарушения как должностное лицо, наделенное организационно-распорядительными функциями и отвечающее за организацию работы персонала, обеспечивающего авиационную безопасность в аэропорту.

Субъективную сторону правонарушения составляет вина в форме неосторожности.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что постановление должностного лица – заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта Трифонова А.В. от 04.05.2017 г №6-24/29-2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении не обосновано.

Принимая во внимание, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ст. 11.3.1 ч. 1 КоАП РФ, установленный ст. 4.5 КоАП РФ истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, полагаю протест Николаевского на Амуре транспортного прокурора подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 30.7 п.1 пп.3, ст.30.8 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление должностного лица – заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта Трифонова А.В. от 04.05.2017 г №6-24/29-2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении начальника транспортной и авиационной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» Ланских Валерия Анатольевича по ст. 11.3.1 ч. 3 КоАП РФ – отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский на Амуре городской суд в течение 10 суток со дня его получения сторонами.

Судья Л.В. Рогаченко