Дело №12-86/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 30 января 2017 года
Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев материал об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление о назначении административного наказания № от 27 декабря 2016 года, вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства <данные изъяты>Т.С.И., которым
ФИО1, <данные изъяты>,
привлечена к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением зам. руководителя Управления Федерального казначейства <данные изъяты>Т.С.И.№ от 27 декабря 2016 года ФИО1, как должностное лицо, привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, дело прекратить. В обоснование жалобы указано, что она нарушила порядок предоставления бюджетной отчетности, считает, что данное нарушение возникло из-за несвоевременного предоставления в отдел кадров учреждения сотрудниками смены № ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> рапорта об оплате праздничных часов за ноябрь 2014 г. (в рапорте указана дата начальником в бухгалтерию для оплаты 19.01.2015) и отсутствия приказа ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> на вышеуказанную оплату данным сотрудникам, который должен быть обязательно издан учреждением ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> в 2014 году в соответствии п.19 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 №269. Следовательно, только по табелю учета рабочего времени она не имела право производить оплату, так как сотрудники могли получить в качестве компенсации день отдыха. Вместе с тем все приказы, поступившие в бухгалтерию по состоянию на 01.01.2015 были отработаны и оплачены. При инвентаризации кредиторская задолженность отсутствовала. Основание для оплаты наступило 19.01.2015, когда поступил рапорт об оплате праздничных часов. Срок отчетности установлен 20 числа, она не имела возможности и времени включить в отчет данную задолженность. Данные выплаты вышеуказанным сотрудникам отражены в финансовых расходах учреждения в 2015 году и оплачены в январе 2015г. Считает, что ее вина и состав административного правонарушения в данных обстоятельствах отсутствуют. Вместе с тем автор жалобы считает, что данное нарушение, предусмотренное ст.15.15.6 КоАП РФ, допущенное ею, носит формальные признаки административного правонарушения, однако при этом оно не повлекло за собой существенной угрозы интересам государственной службы и общественным интересам (вышеуказанным сотрудникам учреждения), бюджетные денежные средства использованы по целевому назначению в полном объеме. Прямого умысла в совершении данного административного правонарушения она не имела, следовательно, вышеуказанное административное правонарушение является малозначительным.
В судебном заседании ФИО1 и защитник Е.Т.В. доводы и требования жалобы поддержали, суду дали пояснения, аналогичные изложенным в жалобе, дополнив, что вины главного бухгалтера нет, поскольку рапорт на оплату денежного довольствия ряду сотрудников поступил 19.01.2015, к этому времени гл. бухгалтером отчет был составлен, дата сдачи отчета 20 января 2015 г., поэтому не представилось возможным внести в него соответствующие изменения. На момент составления отчета сведений о задолженности по выплате праздничных часов не имелось.
Представитель Управления Федерального казначейства <данные изъяты>Б.О.Л. (доверенность от 28.04.2016 №) в суде пояснил, что в действиях ФИО1 имеется состав указанного административного правонарушения, просил постановление оставить без изменения, полагая, что в данном случае признак малозначительности в действиях ФИО1 отсутствует.
Исследовав материалы дела № об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, законность и обоснованность постановления, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как установлено по материалам дела, в ходе плановой выездной проверки использования в 2015 году средств федерального бюджета в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> установлено искажение данных Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (далее Баланс получателя средств бюджета по ф. 0503130) за 2015 год по состоянию на 01.01.2015.
В январе 2015 года, согласно данным реестра на получение заработной платы сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты>, через пластиковые карты <данные изъяты> (ЗАО) от 19.01.2015 № произведена выплата 19 аттестованным сотрудникам дежурной смены № за отработанный праздничный день 04 ноября 2014 года по 8 часов, в общей сумме <данные изъяты> руб.
Начисление выплаты в январе 2015 года 19 аттестованным сотрудникам в сумме <данные изъяты> рублей произведено на основании:
- табеля учета рабочего времени за ноябрь 2014 г., утвержденного начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты>Р.А.А. 08.12.2014;
- рапорта дежурного помощника начальника следственного изолятора К.А.А. без даты, согласованного ст. лейтенантом С.А.И., визой «к оплате» начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты>Р.А.А. 19.01.2015.
Однако по табелю учета рабочего времени за ноябрь 2014 года, утвержденному начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты>Р.А.А. 08.12.2014, рапорту дежурного помощника начальника следственного изолятора К.А.А. без даты, согласованному ст. лейтенантом С.А.И., и визой «к оплате» начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты>Р.А.А. 19.01.2015, 19 сотрудниками фактически отработано в ноябре 2014 года сверх месячной нормы рабочего времени по 8 часов в праздничный день – 04.11.2014.
Пунктом 17 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 №269, предусмотрено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни выплачиваются денежные компенсации в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Согласно бухгалтерской справке от 31.01.2015 № по счету 1.401.20 «Расходы текущего финансового года» за счет средств федерального бюджета по коду № «Заработная плата» в январе 2015 г. 19 аттестованным сотрудникам дежурной смены № произведено начисление выплаты за отработанные в ноябре 2014 года 8 часов в праздничный день в размере двойной ставки из расчета: должностного оклада, среднемесячного количества рабочих часов, часовой ставки в ноябре 2014 года, всего в общей сумме <данные изъяты> руб.
Согласно Приложению №5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 №52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» начисление заработной платы производится на основании данных первичных учетных документов по учету фактически отработанного работником времени. Таким документом является Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421).
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ) устанавливает, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Пунктом 8 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 27.05.2013 №269, выплату сотрудникам денежного довольствия предусмотрено производить за текущий месяц один раз в период с 20 по 25 число, т.е. аттестованным сотрудникам 1 дежурной смены начисление денежной компенсации за отработанные в ноябре 2014 года 8 часов в нерабочий праздничный день следовало произвести в декабре 2014 года.
Таким образом, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> следовало отразить начисление выплаты за работу в праздничный день 04.11.2014 в бюджетном учете в декабре 2014 года и задолженность по выплате в отчетности по состоянию на 01.01.2015 в сумме <данные изъяты> руб.
Вместе с тем, по состоянию на 01.01.2015 по данным Баланса получателя средств бюджета по ф. № за 2015 год за ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> перед аттестованными сотрудниками задолженность за ноябрь 2014 года по выплате за работу в праздничный день (04.11.2014) не числилась.
Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно статье 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Порядок составления и представления годовой отчетности об исполнении бюджетов установлен приказом Минфина от 28.12.2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 1.1-1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13.06.1995 №49 (ред. от 08.11.2010) проведение инвентаризаций обязательно, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; инвентаризации подлежат все виды финансовых обязательств, включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета; под финансовыми обязательствами понимается кредиторская задолженность. Основными целями инвентаризации являются, в том числе проверка полноты отражения в учете обязательств.
Согласно пункту 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов, управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н, при ведении бухгалтерского учета учреждениям необходимо учитывать, что бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, а именно в 2014 году – 31.12.2014.
В соответствии с пунктом 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 11 раздела 1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н, форма отчета 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» включена в состав бюджетной отчетности.
В нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ, пунктов 3, 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> допущено искажение данных Баланса получателя средств бюджета по ф. № за 2015 год по состоянию на 01.01.2015, а именно: в графе № «На начало года. Итого» по строке № «Расчеты по принятым обязательствам» данные занижены на сумму <данные изъяты> руб., по причине не отражения кредиторской задолженности перед № аттестованными сотрудниками № дежурной смены по выплате денежного довольствия за работу в праздничный день (04.11.2014) за ноябрь 2014 года.
Баланс получателя средств бюджета по ф. № за 2015 год подписан начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты>Р.А.А. и главным бухгалтером ФИО1
Нарушение порядка представления бюджетной отчетности, а именно представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.15.6 КоАП РФ.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно выписке из приказа по личному составу УФСИН России <данные изъяты> от 28.07.2006 № ФИО1 назначена на должность главного бухгалтера ФГУ ИЗ-12/1 (СИЗО-1) УФСИН России <данные изъяты> с 02.08.2006.
Должностной инструкцией главного бухгалтера ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> ФИО1, утвержденной начальником Р.А.А. от 28.12.2015, определено, что главный бухгалтер ведет бухгалтерскую отчетность, несет персональную ответственность за постановку бухгалтерского учета и сдачу отчетности.
Таким образом, главным бухгалтером ФИО1 не соблюдены требования пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 3, 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. №157н, допущено искажение данных Баланса получателя средств бюджета по ф. 0503130 за 2015 год по состоянию на 01.01.2015, а именно: в графе № «На начало года. Итого» по строке № «Расчеты по принятым обязательствам» данные занижены на сумму <данные изъяты> руб. и, следовательно, представлена заведомо недостоверная бюджетная отчетность за 2015 год в УФСИН <данные изъяты> для составления сводного годового отчета, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст.15.15.6 КоАП РФ.
Вина главного бухгалтера ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> ФИО1 подтверждается: протоколом № об административном правонарушении от 22.12.2016; объяснениями ФИО1 от 22.12.2016; служебной запиской от 19.12.2016 №; копией Баланса ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты>; копией бухгалтерской справки от 31.12.2015; копией табеля учета использования рабочего времени за ноябрь 2014 года; копией рапорта об оплате за работу в нерабочие праздничные дни в двойном размере за ноябрь 2014 года; копией реестра № от 19.01.2015; копией приказа №; копия Учетной политики ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты>; копией списка лиц, имеющих права подписи в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты>; копией выписки от 28 июля 2006 года №; копией должностной инструкции.
Исследовав и оценив материалы административного дела, судья считает, что зам. руководителя Управления Федерального казначейства <данные изъяты> обоснованно установил вину ФИО1 в совершении указанного выше административного правонарушения.
Судом рассмотрен довод жалобы о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ и признании данного административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пунктам 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Довод ФИО1, указанный в жалобе, о том, что административное правонарушение не повлекло за собой существенной угрозы интересам государственной службы и общественным интересам (сотрудникам учреждения), а бюджетные денежные средства использованы по целевому назначению в полном объеме, судья находит обоснованным.
При рассмотрении дела в отношении главного бухгалтера ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> ФИО1 доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым интересам граждан, общества и государства, представлено не было.
Таким образом, изложенное выше, иные материалы дела с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, а также роль правонарушителя, отсутствие вреда и тяжести наступивших последствий свидетельствуют о малозначительности совершенного ФИО1 административного правонарушения, которое не повлекло за собой существенного нарушения чьих-либо прав и законных интересов. ФИО1 ранее не привлекалась к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.
Согласно ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ, в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства <данные изъяты>Т.С.И. от 27 декабря 2016 года о привлечении главного бухгалтера ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ отменить.
Производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ, объявив главному бухгалтеру ФКУ СИЗО-1 УФСИН России <данные изъяты> ФИО1 устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья – Т.Н. Касаткина