ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-86/2018 от 08.06.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

дело № 12-86/2018

РЕШЕНИЕ

Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Семейкина С.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу и.о. директора государственного казенного учреждения «Дирекция дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО») Маношкина И.В. на постановление судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2018 года, вынесенное в отношении ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2018 года, ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто административному штрафу в размере 240 000 рублей.

Не соглашаясь с указанным постановлением судьи, законный представитель ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» - и.о. директора Маношкин И.В., обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с жалобой, в которой просит его отменить, считая постановление судьи незаконным.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Как следует из материалов дела, 4 апреля 2018 г. на автомобильной дороге «Сургут-Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой» на 711 км установлен факт несоблюдения лицом, ответственным за состояние дорог, требований законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, повлекшее в период времени с 13.00 часов до 16.50 часов ДТП с участием одного автомобиля получившего механические повреждения.

На указанном участке дороги выявлены недостатки эксплуатационного состояния автодороги, создающие угрозу безопасности дорожного движения в виде обрушения металлической плиты деформационного шва на мостовом сооружении, в результате чего на проезжей части образовалась выбоина (сквозное отверстие шириной 30 см и длиной 3 м), что нарушает требования ГОСТ Р 50597-93.

В ходе административного расследования установлено, что лицом, ответственным за содержание данной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии, является законный владелец ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО», что подтверждается копией Устава ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» (л.д. 16-27).

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом выявленных недостатков эксплуатационного состояния автомобильной дороги и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В настоящей жалобе заявитель утверждает, что вина ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» в совершении административного правонарушения отсутствует, и учреждение не является субъектом вмененного административного правонарушения.

Данные доводы состоятельными признать нельзя ввиду следующего.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

В силу части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 148 от 20 марта 1998 года, с учетом постановления Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа № 31-А от 31 января 2008 года, постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 423-П от 25 ноября 2010 года № 497-П от 20 декабря 2010 года, было создано ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» (с учетом переименования и изменения типа бюджетного учреждения), предметом деятельности которого является реализация предусмотренных законодательством полномочий органов исполнительной власти автономного округа в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности (пп. 2.2 Устава).

В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии с пунктом 2.2 подпунктом 2.2.1, 2.2.5 Устава, ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» осуществляет государственные полномочия в области использования автомобильных дорог общего пользования окружного значения и дорожной деятельности, в том числе осуществляет деятельность по ремонту и содержанию автомобильных дорог - мероприятий направленных на обеспечение безопасности движения.

Согласно представленным в материалы дела сведениям между ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» и АО «Ямалавтодор» заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги «Сургут-Салехард, участок Коротчаево - Новый Уренгой» от 14.12.2016.

Вместе с тем в соответствии с Уставом ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» для достижения целей и реализации предмета деятельности в числе иных выполняет функции владельца автомобильной дороги общего пользования окружного значения, осуществляет функции государственного заказчика, что предполагает: контроль за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам; применению мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также государственными контрактами к подрядным организациям, допустившим ненадлежащее исполнение обязательств по государственным контрактам; организации принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Обязанности ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» по осуществлению контроля за исполнением контракта АО «Ямалавтодор», содержится в пункте 5.5 вышеназванного контракта.

Таким образом, судья Новоуренгойского городского суда обоснованно исходил из того, что установленный факт нарушения правил содержания дороги в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ свидетельствует о том, что указанное учреждение, будучи лицом, ответственным за состояние автомобильной дороги, является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заключение государственного контракта с подрядной организацией не освобождало учреждение от обязанности по содержанию названной автомобильной дороги, в том числе путем осуществления необходимого контроля за надлежащим исполнением подрядной организацией взятых на себя обязательств и применения мер ответственности.

Действия ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств и основаны на ином толковании норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2018 года, вынесенное в отношении ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу представителя ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО» - без удовлетворения.

Судья С.А. Семейкина