ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-86/2020КОПИ от 12.05.2020 Балахнинского городского суда (Нижегородская область)

Дело №12-86/2020 Копия

УИД 52MS0073-01-2020-000216-46

РЕШЕНИЕ

г.Балахна 12 мая 2020 года

Судья Балахнинского городского суда Нижегородской области Плеханов В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области на постановление мирового судьи судебного участка №3 Балахнинского судебного района Нижегородской области от 13.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 Балахнинского судебного района Нижегородской области от 13.02.2020 юридическое лицо – администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области обратилась в Балахнинский городской суд Нижегородской области с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, ограничившись устным замечанием.

В обосновании своих доводов заявитель указал, что пункт 6 предписания №11 от 17.05.2017 администрацией Балахнинского муниципального района не может быть выполнен, поскольку создание необходимых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в настоящее время в полном объёме не представляется возможным, поскольку расходы на строительство, содержание, ремонт и охрану складов, оплату работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок, освежением имущества гражданской обороны, продуктов питания, приобретением средств малой механизации, а также на оплату труда соответствующего персонала требуют больших финансовых затрат и могут составить до 65 057 950 рублей (без учета складского обслуживания). Приведенные предполагаемые расходы на формирование запасов гражданской обороны не предусмотрены в бюджете Балахнинского муниципального района, так как доходная часть бюджета на плановый период 2019-2020 года уже сформирована с учетом направления дополнительных доходов на снижение муниципального долга на период 2019-2020 годы в целях соблюдения ограничений, предусмотренных ст.107 Бюджетного Кодекса РФ и составляет 225200,7 и 173887,6 тысяч рублей соответственно, то есть средства, необходимые для создания запасов гражданской обороны составляют от 29% до 38% от общей суммы бюджета района на указанные периоды и являются неподъемным грузом для районного бюджета. Администрация Балахнинского муниципального района обращалась к правительству Нижегородской области за оказанием помощи на формирование запасов материально-технических, продовольственных и иных средств Балахнинского муниципального района, создаваемых в целях гражданской обороны в особый период, однако, было сообщено о невозможности выделения средств на формирование запасов гражданской обороны Балахнинского муниципального района. Постановлением администрации Балахнинского муниципального района от 17.10.2014 №309 в Балахнинском муниципальном районе Нижегородской области разработана и утверждена муниципальная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Балахнинского муниципального района Нижегородской области на 2015 - 2020 годы», одной из задач которой является повышение безопасности населения от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или в следствии этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Всего в период 2017- 2019 годы создано запасов гражданской обороны на сумму 154767 рублей. В том числе в 2019 году на приобретение средств индивидуальной защиты 37503 рубля, других запасов 58675 рублей. При реализации вышеупомянутой программы ежегодно планируется выделять средства на создание запасов в соответствии с номенклатурой. Для содержания приобретенного имущества заключен договор хранения от 26.08.2019 между администрацией Балахнинского муниципального района и АО «НПО «Правдинский радиозавод». В соответствии с номенклатурой, утвержденной постановлением от 20.03.2017 №107 «О создании и содержании запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств города Балахны и Балахнинского муниципального района в целях гражданской обороны» заключены предварительные договоры на продукты питания, вещевое имущество и технику. 23.12.2019 между администрацией Балахнинского муниципального района и ГБУЗ НО «Балахнинская ЦРБ» заключен государственный контракт №05-2020 на обеспечение лекарственными препаратами. Полагает, что действия администрации Балахнинского муниципального района направлены на создание запасов, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, однако в силу необходимых больших финансовым затрат исполнить пункт 6 вышеуказанного Предписания не представляется возможным, что, по его мнению, исключает в действиях администрации Балахнинского муниципального района состав вмененного административного правонарушения. Также полагает возможным применить нормы ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку считает вменное правонарушение малозначительным.

В судебном заседании защитник администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области Беляшова А.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - начальник отдела надзорных мероприятий в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС УНД и ПР Главного управления МЧС России по Нижегородской области Носов А.Ю. с доводами жалобы не согласился, полагает, что обжалуемое постановление мирового судьи законно и обоснованно, а вина администрации Балахнинского муниципального района в инкриминируемом правонарушении установлена материалами дела.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд установил следующее.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Законность постановления по делу подразумевает, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении данного правонарушения, подвергнутого административному наказанию, а также соблюдение порядка привлечения к административной ответственности.

Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Материалами дела установлено, что 17.05.2017 главным специалистом отдела государственного надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Нижегородской области юридическому лицу – администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области выдано предписание №11 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны, в частности по пункту №6 (не обеспечено накопление запасов гражданской обороны для нужд Балахнинского муниципального района Нижегородской области…) в срок до 07.05.2018.

На основании заявления главы местного самоуправления Балахнинского муниципального района Нижегородской области от 20.12.2018 срок выполнения пункта 6 предписания продлен до 01.12.2019.

02.12.2019 юридическое лицо - администрация Балахнинского муниципального района совершило административное правонарушение, выраженное в невыполнении установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.

Согласно пункту 6 предписания №11 от 17.05.2017, администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области не обеспечила накопление запасов гражданской обороны для нужд Балахнинского муниципального района Нижегородской области, а именно органом местного самоуправления в рамках исполнения своих полномочий и организации выполнения основного мероприятия по гражданской обороне, связанного с созданием запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предусмотрено создание запасов путем заключения специальных контрактов на экстренную их поставку с предприятиями, базами, складами, имеющими эти ценности в постоянном наличии или обращении и продолжающими работать в особый период. В свою очередь законодательством РФ не предусмотрена подмена непосредственного создания необходимых запасов гражданской обороны заключения контрактов на их поставку, так как их накопление производится заблаговременно в мирное время.

В связи с изложенным 22.01.2020 в отношении администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, при этом данный протокол составлен надлежащим образом, в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ, уполномоченным на то должностным лицом в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ, а обстоятельства совершенного правонарушения в полном мере отражены в протоколе и соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам данного правонарушения.

Кроме того, само юридическое лицо администрация Балахнинского муниципального района Нижегородской области факт невыполнения в установленный срок требований, изложенных в предписании от 17.05.2017 года, не отрицает. Как указано в п.6 Предписания и в опровержении доводам жалобы заключение договоров на поставку материальных ценностей не свидетельствует о принятии должных мер к их накоплению.

При производстве по настоящему делу юридически значимые обстоятельства мировым судьей определены правильно. Приходя к выводу о виновности администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области, мировой судья дал надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам, что нашло отражение в принятом судебном акте, оснований сомневаться в оценке установленных по делу обстоятельств либо для их переоценки, у суда вышестоящей инстанции не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии со ст. ст. 2.1, 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований, изложенных в законном предписании, имелась ли возможность и были ли приняты все необходимые меры к своевременному исполнению законного предписания.

Мировой судья при рассмотрении административного дела правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии администрации Балахнинского муниципального района состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор. Допущенные нарушения, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

Доводы жалобы о применении ст. 2.9 КоАП РФ с освобождением от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.

Применение ст.2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью суда.

С учетом обстоятельств допущенного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного администрацией Балахнинского муниципального района Нижегородской области правонарушения малозначительным.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области вынесено мировым судьей в установленный законом срок, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, со дня совершения административного правонарушения. Вид и размер административного наказания определены в пределах санкции статьи, с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену обжалуемого постановления мирового судьи, при изучении материалов дела не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №3 Балахнинского судебного района Нижегородской области от 13.02.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области оставить без изменения, а жалобу администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области – без удовлетворения.

Судья: подпись В.А. Плеханов

Подлинник решения хранится в материалах дела №5-76/2020 судебного участка № 3 Балахнинского судебного района Нижегородской области.

Копия верна.

Судья: В.А. Плеханов