ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-86/2021 от 02.11.2021 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 12-86/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Выкса 02 ноября 2021 г.

Судья Выксунского городского суда Нижегородской области Корокозов Д.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1 по протесту Выксунского городского прокурора Нижегородской области на постановление и.о. начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области от …….

у с т а н о в и л:

Постановлением и.о.начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области от ……. по делу об административном правонарушении №……., в отношении главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в виду малозначительности правонарушения с объявлением устного замечания на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с выявленным фактом нарушения условий предоставления субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод, установленных соглашением от ….. №……, в части необеспечения достижения показателей результативности расходов бюджета Нижегородской области (не получены ……. положительных заключения проектной документации и достоверности сметной стоимости ГАУ НО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» по мероприятиям – канализационный коллектор с комплексом, обеспечивающим инфраструктуру от г.о.Навашинский Нижегородской области до БОС р.п.Досчатое г.о.г.Выкса Нижегородской области и строительство 2-х КНС и напорного канализационного коллектора от БОС р.п.Шиморское до БОС р.п.Досчатое в срок до ………), поскольку в соответствии с отчетом о достижении показателей результативности по состоянию на …… фактическое значение показателя результативности - положительное заключение проектной документации и достоверности сметной стоимости ГАУ НО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» равно ….., а по состоянию на …. равно ….., тем самым в нарушение требований ст.306.1 БК РФ и п.4.3.3 Соглашения администрацией г.о.г.Выкса плановое значение показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, не достигнуто.

Выксунским городским прокурором принесен протест с требованиями об отмене данного постановления в связи с допущенными существенными процессуальными нарушениями и направлении дела на новое рассмотрение, поскольку отсутствовали основания для применения в данном случае положений ст.2.9 КоАП РФ, деяние не является малозначительным.

Участвующий по делу старший помощник Выксунского городского прокурора Комарова Г.В. требования протеста поддержала.

В судебном заседании ФИО1 участия не принимал, его защитник Цыцулина Н.В. (по доверенности) просила оставить постановление без изменения, а протест прокурора без удовлетворения.

Должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, представлен письменный отзыв, в котором указывается на отсутствие оснований для удовлетворения протеста прокурора.

Изучив доводы протеста, исследовав письменные материалы дела, нахожу следующее.

В соответствии со ст.30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно постановлению Выксунского городского прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, составленному …… в отношении главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1, в его действиях усмотрено административное правонарушение, ответственность за совершение которого установлена ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в связи с выявленным фактом нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленного соглашением от ….. №…….. о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Выкса из областного бюджета на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод за счет средств областного бюджета в части необеспечения достижения показателей результативности расходов бюджета Нижегородской области.

В силу ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ наказуемым является нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно ст.ст.6, 135 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в числе прочего в форме субсидий местным бюджетам.

В соответствии с п.п.1,3 ст.139 БК РФ Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.306.1 БК РФ Бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: 1) нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; 2) нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; 3) нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; 5) нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов Нижегородской области) утверждены постановлением правительства Нижегородской области от 04.03.2020 №181.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2019 №960 утверждена Адресная инвестиционная программа Нижегородской области на 2020-2022 гг., в рамках реализации которой ……между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области и администрацией г.о.г.Выкса заключено соглашение №…….. о предоставлении субсидий бюджету городского округа город Выкса из областного бюджета на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод за счет средств областного бюджета, пунктом 4.3.3 которого установлено, что администрация обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением №…., в том числе на ….. г. плановое значение показателей результативности исполнения мероприятий составляет: ….. положительных заключения проектной документации и достоверности сметной стоимости ГАУ НО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» по мероприятиям – канализационный коллектор с комплексом, обеспечивающим инфраструктуру от г.о.Навашинский Нижегородской области до БОС р.п……. г.о.г.Выкса Нижегородской области и строительство …… КНС и напорного канализационного коллектора от БОС р.п….. до БОС р.п……..

В соответствии с отчетом о достижении показателей результативности по состоянию на …… фактическое значение показателя результативности - положительное заключение проектной документации и достоверности сметной стоимости ГАУ НО «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» равно 0, а по состоянию на ….. равно ……, тем самым в нарушение требований ст.306.1 БК РФ и п.4.3.3 Соглашения администрацией г.о.г.Выкса плановое значение показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, не достигнуто.

При рассмотрении дела должностным лицом - и.о.начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области указанные выше фактические обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, были установлены на основании исследования и оценки по правилам ст.29.11 КоАП РФ представленных доказательств – соглашения, представления прокурора, переписки, распоряжения №….. от ……., муниципальных контрактов от …….., действия главы местного самоуправления ФИО1 квалифицированы как административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из буквального толкования статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений из числа предусмотренных главой 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом судьи или должностного лица, рассматривающего дело.

Исходя из смысла административного законодательства, административное наказание не должно носить карательный характер, обременять правонарушителя в степени, явно противоречащим принципам и целям административного наказания.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что администрацией городского округа город Выкса было заключено …… муниципальных контракта № ……. от ……. с ООО «Экологическочистые технологии энергосберегающих систем» (ООО «ЭТЭС»), № …… от ………. с ООО «И…….» на выполнение проектных и изыскательских работ по указанным объектам и получения положительных заключений проектной документации и достоверности определения сметной стоимости. Сроки оказания услуг по данным контрактам составляют ….. и …….. дней с момента заключения контракта, т.е. в сроки достижения показателей результативности по Соглашению №……., однако в установленные сроки исполнителями по контрактам работы не были выполнены, администрацией г.о.г.Выкса с исполнителями производилась претензионная работа, произведено удержание пени за нарушение срока выполнения работ.

Оценив исследованные доказательства и доводы привлекаемого к ответственности лица, принимая во внимание обстоятельства дела (причинами недостижения показателей результативности явилось ненадлежащее исполнение ООО «И…….» и ООО «ЭТЭС» условий муниципальных контрактов №…… от …… и №…… от …… в том числе в условиях введения ограничений на территории Нижегородской области и карантина на территории городского округа г.Выкса в связи с распространением новой коронавирусной инфекции согласно Указа Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 № 27 «О введении режима повышенной готовности», Указов Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», постановления Правительства Нижегородской области от 02.05.2020 № 363 «О введении на территории городского округа город Выкса Нижегородской области ограничительных мероприятий (карантина)», с учетом проведения администрацией г.о.г.Выкса претензионной работы с исполнителями по контрактам и удержания пени), характер совершенного правонарушения, отсутствие вредных последствий совершенного правонарушения (нарушение срока достижения показателей результативности не повлекло за собой какого-либо изменения объема расходования бюджетных средств или иных негативных последствий, не влияет на обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в бюджетной сфере), должностное лицо при рассмотрении дела пришло к выводу, что совершенное правонарушение соответствует критериям малозначительного и сочло возможным освободить ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Доводы протеста прокурора и письменных пояснений о том, что нарушение сроков получения положительных заключений оказало влияние на включение в государственную подпрограмму «О……» подлежат отклонению в силу следующего. Соглашение о предоставлении субсидии на подготовку проектно-сметной документации по указанным объектам заключалось, в том числе в соответствии с государственной программой «О…….», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 г. № 305 (Подпрограмма … «О……»), в рамках которой планируется строительство, модернизация и реконструкция очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства и (или) линейных объектов жилищно-коммунального хозяйства в сфере очистки сточных вод. Целью разработки проектно-сметной документации по указанным объектам являлось осуществление строительства (реконструкции) указанных объектов в рамках данной программы.

Реализация данной государственной программы осуществляется в составе федерального проекта «О…..». Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод (далее - Правила). Согласно п. 7 указанных Правил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявку об участии в распределении субсидий по форме и в срок, которые утверждаются указанным Министерством.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Приказом от …… № …. установлена форма заявки о распределении субсидий из федерального бюджета и срок ее представления в Министерство - до …… года распределения субсидий.

Согласно п. 8 Правил при планировании направления субсидий на цели строительства (реконструкции) объектов капитального строительства и (или) предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование строительства (реконструкции), субъекты Российской Федерации дополнительно представляют одновременно с заявкой, указанной в п.7 Правил, следующие сведения и документы в отношении каждого объекта капитального строительства: а) наименование объекта капитального строительства; б) мощность объекта капитального строительства, подлежащего вводу в эксплуатацию; в) срок ввода в эксплуатацию; г) размер бюджетных ассигнований федерального бюджета, планируемых на финансирование объекта капитального строительства; д) копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки этой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным); е) документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовка проектной документации является обязательной); ж) копия положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства; з) титульные списки вновь начинаемых и переходящих объектов капитального строительства, утвержденные заказчиком; и) документ, содержащий результаты оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на капитальные вложения; к) паспорт инвестиционного проекта по форме, установленной Министерством экономического развития Российской Федерации; л) копии правоустанавливающих документов на земельный участок.

Поскольку ответственным координатором государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства» является Министерство энергетики и ЖКХ Нижегородской области, то заявку и прилагаемые к ней документы для осуществления финансирования и включения в число участников государственной программы на очередной год, органы местного самоуправления направляют в адрес данного Министерства в указанные выше сроки. Это значит, что заявку субъекта РФ в распределении субсидии с целью участия администрации в государственной программе на ….. год, необходимо было подать не позднее ……. года, тогда, как соглашением сроки исполнения мероприятий по получению положительного заключения на проектно-сметную документацию установлены до ……...

В связи с вышеизложенным и принимая во внимание, что проектно-сметная документация (ПСД) подготавливалась в рамках Адресной инвестиционной программы (АИП), а строительство объектов предполагается проводить в том числе в рамках государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно- коммунального хозяйства», финансирование которой осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, а также учитывая, что ПСД является не единственным документом, необходимым для участия в отборе проектов для включения в государственную программу, факт нарушения сроков получения положительных заключений не оказал влияния на своевременность предоставления администрацией заявки и необходимых документов на включение в число участников подпрограммы «О……» государственной программы «О……..», выводы должностного лица, указанные в постановлении, не противоречат действующему законодательству.

Также при оценке доводов прокурора, изложенных в протесте и в письменных пояснениях, о нарушении прав граждан на благоприятную окружающую среду в связи с невыполнением запланированных мероприятий государственной программы по улучшению экологического состояния р.Волга за счет сокращения доли загрязненных сточных вод, учитывается, что они не могут быть предметом исследования в рамках рассматриваемого дела, поскольку ФИО1 вменяется правонарушение в области финансов (гл.15 КоАП РФ), а не в области охраны окружающей среды и природопользования (гл.8 КоАП РФ); Соглашение №….. от …… является действующим, исполняются мероприятия в целях достижения показателей результативности по мероприятиям, указанным в соглашении, в подтверждение чему представлены копии платежных документов.

В ходе рассмотрения дела должностным лицом были установлены все обстоятельства в соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, существенных нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, срок давности привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела не истек. При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения постановления и.о.начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области от …….. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление и.о.начальника контрольно-ревизионного управления министерства финансов Нижегородской области от ….. по делу об административном правонарушении №…… в отношении главы местного самоуправления городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а протест Выксунского городского прокурора Нижегородской области без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Нижегородский областной суд.

Судья -Корокозов Д.Н.