ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-86/2021 от 24.01.2022 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № 12-86/2021

67RS0011-01-2021-001085-98

РЕШЕНИЕ

24 января 2022 года <адрес>

Федеральный судья Сафоновского районного суда <адрес>Мельничук Е.В., при секретаре Пшеничниковой А.В., с участием помощника Сафоновского межрайонного прокурора Романенковой Э.Н., представителей У. Р. по <адрес>Жукова А.А., Карпенковой Ю.В., Евгиненковой Е.А., представителя акционерного общества «Почта России» по доверенности Денисович Е.В., рассмотрев протест первого заместителя прокурора <адрес> на определение должностного лица У. Р.<адрес> от дд.мм.гггг об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора области обратился в Ленинский районный суд <адрес> с протестом, указал, что определением №ОО-67/2/75 от дд.мм.гггг, вынесенным начальником У. Р. по <адрес>, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, по заявлениям Кальвина В.Н. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «Почта России», в связи с отказом вручить его малолетнему сыну Кальвину М.В. заказного письма, адресованного на его имя. Считает, определение незаконным и необоснованным, а отказ в выдаче почтового заказного отправления несовершеннолетнему противоречащим нормам действующего законодательства. Просит определение от дд.мм.гггг отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в У. Р. по <адрес>.

Определением судьи от дд.мм.гггг протест направлен по подведомственности в Сафоновский районный суд <адрес>.

Помощник Сафоновского межрайонного прокурора Романенкова Э.Н. доводы протеста поддержала.

Представители У. Р. по <адрес>Жукова А.А., Карпенковой Ю.В., Евгиненковой Е.А. возражали против доводов протеста.

Представитель акционерного общества «Почта России» по доверенности Денисович Е.В. считала протест прокурора необоснованным.

Представитель АО «Почта России» в судебное заседание не явился, о времени, месте извещался надлежащим образом.

Изучив представленные материалы, доводы протеста, прихожу к следующему.

В судебном заседании установлено, что главным специалистом – экспертом У. Р. по <адрес> рассмотрено обращение Кальвина В.Н., по результатам которого дд.мм.гггг вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в отношении АО «Почта России» в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением врио заместителя главного государственного инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от дд.мм.гггг указанное определение отменено, материалы направлены должностному лицу на новое рассмотрение.

дд.мм.гггг заявление Кальвина В.Н. рассмотрено начальником отдела У. Р. по <адрес>, вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в отношении АО «Почта России» в связи с отсутствием события административного правонарушения. Не согласившись с определением, первым заместителем прокурора области принесен протест.

В силу ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, ст. 14.13 КоАП РФ). Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.

Из представленных материалов следует, что Кальвин В.Н. обратился в У. Р. по <адрес> с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «Почта России» за отказ вручить его несовершеннолетнему сыну Кальвину М.В. (11 лет) заказного письма, адресованного на его имя, при предъявлении им свидетельства о рождении.

У. Р. по <адрес> осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением операторами связи обязательных требований и лицензионных условий в области оказания услуг связи, в том числе почтовой связи.

АО «Почта России» выдана лицензия на оказание услуг почтовой связи от дд.мм.гггг№ ххх. Пункт 5 лицензии устанавливает обязанность лицензиата оказывать услуги связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи.

Правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от дд.мм.гггг №176-ФЗ «О почтовой связи».

Взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также их права и обязанности регулируются Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Приказом Минкомсвязи России от дд.мм.гггг№ ххх (далее ПОУПС).

Согласно п.33 указанных Правил вручение простых почтовых отправлений, адресованных до востребования, регистрируемых почтовых отправлений, а также выплата почтовых переводов адресатам (уполномоченным представителям) осуществляются при предъявлении документа, удостоверяющего личность, или с использованием определенного оператором почтовой связи иного способа, обеспечивающего достоверное установление сведений о пользователе услугами почтовой связи, в том числе на основе кодов, паролей с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств.

При этом оператор почтовой связи осуществляет фиксирование: а) данных документа, удостоверяющего личность адресата или его уполномоченного представителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе); б) реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя (в случае, если от имени адресата действует уполномоченный представитель).

Указанные данные могут фиксироваться, в том числе путем их внесения оператором почтовой связи в установленные им типовые формы (бланки) документов, характер информации в которых предусматривает включение в них персональных данных адресата или его уполномоченного представителя, используемых для оказания услуг почтовой связи и обработки персональных данных.

Факт вручения регистрируемых почтовых отправлений (выплаты почтовых переводов) подтверждается подписью адресата (его уполномоченного представителя) или иным определенным оператором почтовой связи способом, обеспечивающим достоверное подтверждение факта вручения почтового отправления (выплаты почтового перевода).

Согласно «Единой системы конструкторской документации. Основные надписи. ГОСТ 2.104-2006» (введен Приказом Ростехрегулирования от дд.мм.гггг№ ххх-ст) подпись: реквизит документа, представляющий собой собственноручную подпись полномочного должностного лица.

В соответствии с Указом Президента РФ от дд.мм.гггг№ ххх «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Описание бланка паспорта, утвержденное вместе с положением о нем Постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх, предусматривает (в п.8) размещение в верхней части второй страницы бланка паспорта в том числе графы «Личная подпись».

Основное функциональное назначение личной подписи состоит в удостоверении факта состоявшегося волеизъявления подписанта.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (п.1 ст.8 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В силу ст.28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать: 1) мелкие бытовые сделки; 2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

Таким образом, нормами действующего законодательства не предусмотрен документ, фиксирующий личную подпись лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, как подпись, предназначенную для подтверждения факта юридически значимого волеизъявления подписанта.

Согласно «Почтовых правил», (принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи дд.мм.гггг) почтовые отправления, адресованные несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, выдаются их законным представителям без доверенности, но по документам, удостоверяющим их личность и отношение к несовершеннолетним (паспорт, свидетельство о рождении ребенка, удостоверение, выданное исполкомом Совета народных депутатов, или копия решения этого Совета о назначении данного лица опекуном), а также лично адресатам при предъявлении документов, удостоверяющих их личность - свидетельства о рождении и другого документа, имеющего фотокарточку (билет учащегося, студенческий билет и др.). В силу действующего законодательства указанные Правила применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от дд.мм.гггг №176-ФЗ «О почтовой связи» и Приказу Минкомсвязи России от дд.мм.гггг№ ххх «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».

В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Исходя из диспозиции нормы объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). То есть, объективная сторона данного правонарушения образуется в результате совершения лицензиатом конкретных действий по осуществлению этой лицензируемой деятельности.

К обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения (п.1, п.2 ч.1ст.24.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Наличие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (ст.26.1 КоАП РФ).

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Событие административного правонарушения - это состоявшийся факт нарушения каких-либо норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность. Соответственно, отсутствие события административного правонарушения - это отсутствие факта нарушения норм законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

В обоснование протеста заместитель прокурора ссылается на то, что Кальвину М.В. необоснованно оператором почтовой связи отказано в получении заказного письма на его имя на основании предъявленного им свидетельства о рождении в отсутствие законного представителя при предъявлении документа удостоверяющего личность, что предусмотрено Приказом ФГУП «Почта России» от дд.мм.гггг№ ххх-п «Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений».

Указанным Приказом утвержден перечень документов, удостоверяющих личность по которым осуществляется предоставление услуг почтовой связи. К документу, удостоверяющему личность, по которому осуществляется предоставление услуг почтовой связи, относится, в том числе свидетельство о рождении (для граждан Российской Федерации, не достигших 14 лет) (п.1.5).

Между тем, в данном случае, юридически значимым моментом является факт вручения регистрируемых почтовых отправлений, который подтверждается подписью адресата, либо уполномоченного представителя. В силу изложенных норм, лицо, не достигшее четырнадцатилетнего возраста, не может удостоверить факт состоявшегося волеизъявления.

В соответствии со ст.64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Относительно доводов прокурора о наличии в описательно мотивировочной части определения Р. ссылки на п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, суд исходит из того, что при вынесении определения Р. ссылался на п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, и при этом резолютивная часть документа содержит прямое указание на отсутствие события административного правонарушения. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, пояснениями руководителя Р. о наличии технической ошибки в определении.

Таким образом, проанализировав указанные нормы права, доводов, которые могли бы опровергнуть выводы должностного лица об отсутствии оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, протест прокурора не содержат.

С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг№ ххх-П, срок давности привлечения к ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет три месяца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1, 30.6-30.8, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ

определение начальника отдела У. Р. по <адрес> об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от дд.мм.гггг №ОО-67/2/75 оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд.

Федеральный судья Е.В. Мельничук