ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-86/2022 от 17.05.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 12-86/2022

Судья Степанова Н.А.

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 мая 2022 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «Фирма «СТОМ» Свижевского П.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма «СТОМ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2020 года общество с ограниченной ответственностью Фирма «СТОМ» (далее - ООО Фирма «СТОМ», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей без конфискации игрового оборудования.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник общества Свижевский П.В. просит постановление отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование жалобы указывает, что при производстве по делу допущены существенные процессуальные нарушения: по делу имеется два противоречащих друг другу определения в отношении ООО Фирма «СТОМ» - об отказе в возбуждении административного дела по части 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ и о возбуждении административного дела и проведении административного расследования по этому же факту, что в силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу. Считает, что дело рассмотрено с нарушением подсудности, поскольку административное расследование по делу фактически не проводилось, поскольку для составления протокола об административном правонарушении, использовался материал, полученный в рамках иного дела. По мнению заявителя не доказано событие административного правонарушения, поскольку осмотр помещения не производился, игровое оборудование в период с 29.05-31.05.2020 года отсутствовало, в пункте приема ставок деятельность по приему ставок не осуществлялась. Обращает внимание на то, что при назначении наказания не учтено финансовое положение общества и возможность назначения наказания с применением положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника ООО Фирма «СТОМ» ФИО3, поддержавшего жалобу, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ (все нормы, приводимые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО Фирма «СТОМ» к административной ответственности) организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет») или средств связи (в том числе подвижной связи), за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей с конфискацией игрового оборудования.

Таким образом, организация и (или) проведение азартных игр без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, равно как и организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, являются самостоятельными формой незаконной организации и проведения азартных игр, при которых наступает административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 12 Федерального закона 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 99-ФЗ), деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

Положение о лицензировании указанного вида деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1130 (далее - Положение о лицензировании).

Согласно пункту 2 Положения лицензируемый вид деятельности осуществляется организаторами азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон в субъектах Российской Федерации, на территориях которых деятельность по организации и проведению азартных игр не запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и предусматривает оказание следующих видов услуг:

а) заключение с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше;

б) организация заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между 2 или несколькими участниками азартной игры.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 г. № 298 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлено, что ранее выданные лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в случае указания в них адресов мест осуществления деятельности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в которых деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена (ограничена) в соответствии с частями 7 и 8 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в целях приведения в соответствие с изменениями, утвержденными данным постановлением, подлежат переоформлению в течение 2 месяцев со дня вступления в силу этого постановления.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе путем установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

По смыслу статьи 3 Закона № 99 – ФЗ во взаимосвязи со статьями 3, 4 Закона № 244-ФЗ и Положением о лицензировании организация и проведение азартных игр не допустимы в помещении, здании, сооружении, ином объекте, к числу которых отнесены пункты приема ставок букмекерских контор или тотализаторов либо иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, сведения о которых как о месте осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах отсутствуют в лицензии.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами (статья 5 Закона № 244-ФЗ).

В соответствии со статьей 9 Закона № 244-ФЗ на территории Российской Федерации создается пять игорных зон, в которые Чувашская Республика не входит.

Из материалов дела следует, что 21 октября 2020 года УУП ОП № 1 УМВД России по г.Чебоксары в отношении ООО «Фирма «СТОМ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, и принято решение о проведении административного расследования, о чем вынесено соответствующее определение (л.д. 7).

В ходе административного расследования установлено, что 29, 30 и 31 мая 2019 года ООО «Фирма «СТОМ» по адресу: <адрес> организовало предпринимательскую деятельность по проведению азартных игр вне игорной зоны, с использованием игрового оборудования (электронных и иных технических устройств) в отсутствие адреса обособленного подразделения в лицензии № ЕД-14-2/46@, в нарушение требований статьей 5, 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Указанные обстоятельства явились основанием для составления 13 ноября 2020 года в отношении ООО Фирма «СТОМ» протокола об административном правонарушении и привлечения названного общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.1.1. КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждены совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 13 ноября 2020 года, материалами по рассмотрению обращения гражданина ФИО1, фискальными данными ККТ ООО Фирма «Стом» за 29, 30, 31 мая 2020 года, объяснениями ФИО1 от 20 октября 2020 года, копией лицензии от 15 июля 2010 года, переоформленной 29 мая 2020 года, сведениями, полученными в ходе административного расследования из Инспекции ФНС по г. Чебоксары, в том числе об оказании обществу услуг доступа к сети Интернет с точкой подключения в <адрес>, иными доказательствами.

В соответствии с требованиями статьей 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ООО Фирма «СТОМ» правильно квалифицированы по части 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы заявителя о том, что в период с 29 по 31 мая 2019 года обществом осуществлялась реализация безалкогольных напитков и снеков, а не прием ставок и выплата выигрышей, объективного подтверждения материала дела не находят.

Анализ содержания отчета по фискальным данным ККТ ООО Фирма «СТОМ», применяемой по адресу: <адрес> при осуществлении расчетов в пункте приема ставок букмекерской конторы за указанный период, в том числе о частоте операций, времени их совершения и суммах, наименовании «прием ставок» (том 1, л.д. 49-61), опровергают утверждение заявителя о том, что в данном случае имело место реализация безалкогольных напитков и снеков при работе подразделения в режиме «Спорт бара» без применения игрового оборудования.

Несогласие заявителя с оценкой доказательств и выводами судьи районного суда основанием для отмены обжалуемого постановления не является.

Вопреки доводам жалобы, после принятия 21 октября 2020 года решения о возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом органа внутренних дел проведено административное расследование, выраженное в совершении конкретных реальных действий направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено судьей Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики суда в соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений в виновности лица, которые на основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу ООО Фирма «СТОМ», не имеется.

Довод заявителя о том, что общество в нарушение требований пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ привлечено к административной ответственности, судом второй инстанции не принимается.

Как усматривается из материалов дела, 31 августа 2019 года в дежурной части ОП № 1 УМВД РФ по г.Чебоксары был зарегистрирован материал проверки по заявлению ФИО1 по поводу нарушения деятельности ООО Фирма «СТОМ» в части организации и продвижения азартных игр по адресу: <адрес>

10 сентября 2020 года участковым уполномоченным полиции ОП № 1 УМВД России г.Чебоксары ФИО2 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО Фирма «СТОМ» на основании части 1 статьи 4.5 КоАП РФ в связи с истечением годичного срока привлечения к административной ответственности (том 1, л.д. 65).

Однако данное определение содержит ошибочное суждении о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, и было вынесено по факту в части организации и продвижения азартных игр без лицензии.

Вместе с тем определение о возбуждении в отношении ООО Фирма «СТОМ» настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, и проведении административного расследования вынесено 21 октября 2020 года участковым уполномоченным полиции ОП № 1 УМВД России г.Чебоксары ФИО2 в отношении общества по факту организации и азартных игр вне игорной зоны, с использованием игрового оборудования (электронных и иных устройств) на основании лицензии Именно указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО Фирма «Стом» к административной ответственности по настоящему делу.

Таким образом, определение должностного лица от 10 сентября 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вынесено по обстоятельствам, отличающимся от обстоятельств настоящего дела, то есть по иному факту, и не свидетельствует о незаконном привлечении ООО Фирма «СТОМ» к административной ответственности.

Более того, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Однако положения данной нормы неприменимы к обстоятельствам, послужившим основанием для привлечения общества к административной ответственности, поскольку по факту совершения обществом в период с 29 по 31 мая 2019 года противоправных действий, установленных судьей районного суда в обжалуемом постановлении, не имеется актов, перечисленных в пункте 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, вынесенных по тому же факту.

Доводы жалобы о назначении необоснованно сурового и несоразмерного наказания, со ссылкой на необходимость применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, также подлежат отклонению.

Заявителем не указаны конкретные факты обременительности назначенного наказания. Материалы дела и жалоба не содержат доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих об избыточном ограничении прав юридического лица, привлеченного к ответственности, и невозможности уплаты административного штрафа в определенном судом размере.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ООО «Фирма «СТОМ», позволяющих применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не установлено.

Законодательством о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, а потому вмененное Обществу административное правонарушение, выразившееся в незаконной организации и проведении азартных игр, не зависит от наступления каких-либо последствий.

Учитывая, что судом назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ, оснований считать назначенное наказание чрезмерно суровым не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по делу не допущено.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 декабря 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью Фирма «СТОМ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Свижевского П.В. – без удовлетворения.

Судья А.В.Голубев

Решение16.06.2022