ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87-2013 от 17.05.2013 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Судья Погорелов Д.В. Дело № 12-87-2013

Р Е Ш Е Н И Е

г. Оренбург 17 мая 2013 года

Судья Оренбургского областного суда Солопьев В.И. при секретаре Мулюковой Р.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Уральская нефтехимическая компания» Трубниковой А.С. на постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 апреля 2013 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Уральская нефтехимическая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

в марте - апреле 2013 года Оренбургским природоохранным межрайонным прокурором совместно со специалистами отдела контроля атмосферного воздуха и промышленных выбросов филиала «ЦЛАТИ по Оренбургской области» ФБУ «ЦЛАТИ по Приволожскому федеральному округу» проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Уральская нефтехимическая компания" по адресу: г. Оренбург, ул. *** (далее ООО «УНКХ») законодательства об охране окружающей среды.

Проверкой выявлен факт эксплуатации ООО «УНКХ» с момента начала осуществления производственной деятельности (2005 год) и по день осмотра территории, помещений общества в ходе проверки (12 апреля 2013 года) стационарных источников вредных (загрязняющих) веществ - трех емкостей № № *** для хранения нефтепродуктов (бензин, дизтопливо и пр.) общей вместимостью около 200 тонн без специального разрешения, чем нарушены ч. 1 ст. 14, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ч.1 ст. 22, ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Кроме того, проверкой было констатировано нарушение ООО «УНКХ» ч. 3 ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха", выразившееся в отсутствии разрешения на вредное физическое (шумовое, вибрационное) воздействие на атмосферный воздух от источников такого воздействия – технологического оборудования сварочного производства, насоса СПЛ 20-24 для закачки нефтепродуктов, автотранспорта, рейсирующего по промплощадке.

По результатам проверки Оренбургским природоохранным межрайонным прокурором 16 апреля 2013 года вынесено постановление о возбуждении в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Уральская нефтехимическая компания» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Постановлением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 апреля 2013 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Уральская нефтехимическая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности стационарных источников вредных (загрязняющих) веществ - трех емкостей № № *** для хранения нефтепродуктов, расположенных по адресу: г. Оренбург, ул. ***, на срок девяносто суток.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заместитель генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Уральская нефтехимическая компания» по доверенности Трубникова А.С. просит указанное постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 апреля 2013 года отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В возражениях на жалобу старший помощник Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Горяинов М.А. просит постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 апреля 2013 года оставить без изменения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав объяснение представителя ООО «УНКХ» по доверенности Трубниковой А.С., поддержавшей доводы жалобы, мнение старшего помощника Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Горяинова М.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Требования по соблюдению экологических правил в области охраны атмосферного воздуха определены Федеральным законом от 04.05.1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При этом правильность выброса в атмосферный воздух вредных веществ определяется с учетом источников выброса, видов вредных веществ и их количества. В разрешении на выброс загрязняющих веществ должны учитываться все конкретные стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ и наименование загрязняющих атмосферный воздух веществ.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно ч. 1 ст. 22, ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ООО «УНКХ» не располагало разрешительной документацией на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от трех емкостей № № *** для хранения нефтепродуктов и осуществляло их эксплуатацию в отсутствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Суд считает, что осуществление ООО «УНКХ» мероприятий, имеющих целью согласование, утверждение и получение требуемых документов, является способом устранения допущенных нарушений и не освобождает его от обязанности соблюдения требований природоохранного законодательства, учитывая, что свою деятельность ООО «УНКХ» ведет с 2005 года, и с этого момента до времени проведения проверки должно было оформить необходимую разрешительную документацию на все источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Довод заявителя о том, что ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ наступает только в случае выброса вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные нормативы качества атмосферного воздуха, судом отклоняется, поскольку основанием для назначения административного наказания по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ является именно сам факт отсутствия специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а не степень концентрации вредных веществ.

Учитывая изложенное, суд признает доказанным наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в действиях ООО «УНКХ».

Административное наказание ООО «УНКХ» за эксплуатацию стационарных источников вредных (загрязняющих) веществ - трех емкостей № № 13, 14., 15 для хранения нефтепродуктов без специального разрешения назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.12 и 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного административного правонарушения и всех обстоятельств дела.

Довод о малозначительности этого деяния был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую оценку. Доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии ООО «УНКХ» мер по соблюдению природоохранного законодательства, не представлено, в связи с чем, суд считает, что в рассматриваемом случае совершенное правонарушение содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, и не усматривает оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.

Вместе с тем постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 апреля 2013 года подлежит изменению. Из него необходимо исключить вывод о виновности ООО «УНКХ» в неполучении разрешения на вредное физическое (шумовое, вибрационное) воздействие на атмосферный воздух от технологического оборудования сварочного производства, насоса СПЛ 20-24 для закачки нефтепродуктов, автотранспорта, рейсирующего по промплощадке.

Из представленных ООО «УНКХ» документов видно, что общество направляло соответствующие запросы в министерство здравоохранения Оренбургской области, ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области», управление Роспотребнадзора по Оренбургской области, министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, управление Росприроднадзора по Оренбургской области. Однако ни один из вышеперечисленных органов не осуществляет работу по выдаче разрешений на вредное физическое (шумовое, вибрационное) воздействие на атмосферный воздух.

Кроме того, постановлением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 апреля 2013 года ООО «УНКХ» за неполучение разрешения на вредное физическое (шумовое, вибрационное) воздействие на атмосферный воздух от технологического оборудования сварочного производства, насоса СПЛ 20-24 для закачки нефтепродуктов, автотранспорта, рейсирующего по промплощадке, административное наказание не назначалось.

При таких условиях материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении ООО «УНКХ» в данной части подлежат прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Других доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене постановления судьи или внесению в него других изменений, в жалобе не содержится.

О месте и времени рассмотрения дела в районном суде законный представитель и представитель юридического лица - ООО «УНКХ» были извещены надлежащим образом. Однако в назначенное время в судебное заседание районного суда они не явились, представив ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с убытием первого в служебную командировку, второго в связи с временным освобождением от работы по уходу за ребенком. Данное ходатайство судьей отклонено с приведением убедительных доводов в постановлении. Безотлагательность командировки законного представителя и невозможность участия в суде представителя юридического лица, который в период освобождения от работы, тем не менее, присутствовал при проведении прокурорской проверки, ничем не подтверждено. Кроме того, представитель юридического лица участвовал в судебном заседании суда второй инстанции, где пользовался всеми представленными процессуальными правами. Следовательно, оснований полагать нарушенным право ООО «УНКХ» на судебную защиту не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л:

жалобу заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Уральская нефтехимическая компания» Трубниковой А.С. – удовлетворить в части.

Постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 апреля 2013 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Уральская нефтехимическая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, изменить, исключить из него выводы о виновности общества в неполучении разрешения на вредное физическое (шумовое, вибрационное) воздействие на атмосферный воздух от технологического оборудования сварочного производства, насоса СПЛ 20-24 для закачки нефтепродуктов, автотранспорта, рейсирующего по промплощадке, прекратив производство в данной части на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В остальном указанное постановление оставить без изменения.

Судья Оренбургского областного

суда В.И. Солопьев