Дело № 12-87
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кингисепп 09 августа 2016 года
Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и <адрес>ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Чистые воды», <данные изъяты>, <адрес>
на постановление № ОЗН-01/16-75/76/79 от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и <адрес>ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № ОЗН-01/16-75/76/79 и.о. заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и <адрес>ФИО3 общество с ограниченной ответственностью «Чистые воды» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 10.10 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Должностным лицом земельного надзора в ходе рассмотрения дела установлено, что на земельном участке с КН <данные изъяты> мелиоративный канал открытого типа зарос многолетней сорной растительностью с видовым составом: бодяк полевой, рогоз, осока и древесно-кустарниковой растительностью, высотой 6-7 м., основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, скашивание травянистой растительности и вырубка кустарников на откосах каналов открытого типа ООО «Чистые воды» не проводится; на земельном участке с <данные изъяты> мелиоративный канал открытого типа зарос многолетней сорной растительностью с видовым составом: бодяк полевой, рогоз, осока и древесно-кустарниковой растительностью, высотой от 1 м., основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, скашивание травянистой растительности и вырубка кустарников на откосах каналов открытого типа ООО «Чистые воды» не проводится; на земельном участке с КН <данные изъяты> мелиоративный канал открытого типа зарос многолетней сорной растительностью с видовым составом: бодяк полевой, рогоз, осока и древесно-кустарниковой растительностью, высотой 5-6 м., основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, скашивание травянистой растительности и вырубка кустарников на откосах каналов открытого типа ООО «Чистые воды» не проводится.
В жалобе генеральный директор Общества ФИО4, просит принятое в отношении Общества постановление и представление об устранении причин, отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что Общество находится в тяжелом финансовом положении, предпринимательскую деятельность не осуществляет, но при этом уплачивает земельный налог. Непроведение мелиоративных мероприятий на указанных земельных участках не повлекло за собой причинение вреда окружающей среде, не представляет существенного нарушения охраняемым общественным интересам. По мнению подателя жалобы, данные обстоятельства могут являться основанием к признанию совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директор ООО «Чистые воды» ФИО4 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке. Заявлений мили ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.
Ходатайство защитника ООО «Чистые воды» ФИО5 об отложении судебного разбирательства, ввиду занятости в иных судебных разбирательствах, проводимых в Санкт-Петербургском городском суде, оставлено без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и <адрес>ФИО8 А.К., полагает, что постановление №ОЗН-01/16-75/76/79 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Чистые воды» о привлечении к административной ответственности и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей вынесено законно и обосновано. Отмечает, что у ООО «Чистые воды» имелась возможность предоставления сведений о тяжелом финансовом положении на рассмотрении дела, однако Общество своим правом не воспользовалось. Довод законного представителя Общества о том, что его бездействие выраженной в непроведении мелиоративных мероприятий на принадлежащих ООО «Чистые воды» участках не повлекло за собой причинение вреда окружающей среде и не представляет существенного нарушения охраняемым общественным интересам является ничтожным в силу того, что объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.10 КоАП РФ являются общественные отношения в области охраны мелиоративных систем и отдельно взятых гидротехнических сооружений. Непринятие мер по мелиорации, либо нарушение установленного законом порядка проведения обязательных мелиоративных мероприятий ведет к ухудшению продуктивности и плодородия земель.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 10.10 КоАП РФ, влекущим наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, признается нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п.п. 1, 2, 4, 6, 7 ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О мелиорации земель", мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация. В составе отдельных типов мелиорации земель настоящим Федеральным законом устанавливаются виды мелиорации земель (ст. 5 ФЗ от 10.01.1996 N 4-ФЗ).
В статье 6, 7, 8, 9 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О мелиорации земель", даны описание типов мелиорации земель, а именно: гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.
Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся следующие виды мелиорации земель: противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; мелиоративная обработка солонцов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.
Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.
В соответствии с нормами ст. 29 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения. Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также правила содержания защитных лесных насаждений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами.
По делу об административном правонарушении установлено, что на земельном участке с КН <данные изъяты> мелиоративный канал открытого типа зарос многолетней сорной растительностью с видовым составом: бодяк полевой, рогоз, осока и древесно-кустарниковой растительностью, высотой 6-7 м., основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, скашивание травянистой растительности и вырубка кустарников на откосах каналов открытого типа ООО «Чистые воды» не проводится; на земельном участке с КН <данные изъяты> мелиоративный канал открытого типа зарос многолетней сорной растительностью с видовым составом: бодяк полевой, рогоз, осока и древесно-кустарниковой растительностью, высотой от 1 м., основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, скашивание травянистой растительности и вырубка кустарников на откосах каналов открытого типа ООО «Чистые воды» не проводится; на земельном участке с КН <данные изъяты> мелиоративный канал открытого типа зарос многолетней сорной растительностью с видовым составом: бодяк полевой, рогоз, осока и древесно-кустарниковой растительностью, высотой 5-6 м., основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, скашивание травянистой растительности и вырубка кустарников на откосах каналов открытого типа ООО «Чистые воды» не проводится.
Таким образом, ООО «Чистые воды» не проводит мелиоративные мероприятия, направленные на повышение продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель и допустило зарастание мелиоративной системы на земельных участках.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо земельного надзора пришло к обоснованному выводу о доказанности вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.10 КоАП РФ, заключающегося в нарушении правил эксплуатации мелиоративной системы.
Факт невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв подтверждается определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; другими доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия юридического лица – ООО «Чистые воды» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 10.10 КоАП РФ.
Вывод должностного лица - и.о. заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и <адрес>ФИО3 о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.10 КоАП РФ, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. 2.1, 2.2 КоАП РФ.
Административное наказание в отношении юридического лица ООО «Чистые воды» назначено в пределах санкции, установленной ч.1 ст. 10.10 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствия данных о тяжелом финансовом положении Общества и, с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В развитие названной нормы в ч. 1 ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Представлением и.о. заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и <адрес>ФИО3 на Общество не возлагаются какие-либо обязанности создающие препятствия для осуществления их деятельности.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу, позволяющих рассматривать постановление должностного лица как незаконное и необоснованное, по делу не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № ОЗН-01/16-75/76/79 от ДД.ММ.ГГГГ и.о. заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу и <адрес>ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Чистые воды», представление №-ОЗН об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, жалобу ООО «Чистые воды» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Ленинградский областной суд.
Судья: Н.В. Штурманова