ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-871/16 от 11.11.2016 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном

правонарушении

11 ноября 2016 года <адрес>

Судья Советского районного суда <адрес>ФИО1 К.А. (<адрес>), рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества «Сбербанк России» на постановление Государственной инспекции труда в РД от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ПАО Сбербанк к административной ответственности по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>ФИО4 о привлечении к административной ответственности юридическое лицо ПАО Сбербанк признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО Сбербанк обратилось в суд с настоящей жалобой на вышеуказанное постановление, указывая, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Дагестанского отделения ПАО Сбербанк ФИО4 была проведена внеплановая документарная проверка, поводом проведения которой, послужило обращение гражданина ФИО2-М. по факту несвоевременной выплаты пособия по уходу за ребенком. В связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями, должностным лицом Трудовой инспекции был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, а в последствии, постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №.

Как усматривается из материалов дела ФИО2-М. обратился в Дагестанское отделение ПАО Сбербанк с заявлением о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В Банк заявление ФИО2-М. поступило ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из журнала входящей корреспонденции автоматизированной системы "Система электронного офисного документооборота» (далее - АС СЭОДО), а также PrintScreen страницы регистрационной карточки АС СЭОДО.

Во исполнение действующего законодательства и в установленный срок - ДД.ММ.ГГГГ, работодатель представил в территориальный орган Фонда социального страхования поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. 20 февраля территориальным органом ФСС перечислено пособие по уходу за ребенком за январь 2016 в сумме <данные изъяты> руб.

В постановлении о назначении административного наказания должностное лицо Трудовой инспекции указывает, что в нарушение ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», п.1 ст.11.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном социальном страховании...», работодателем ДД.ММ.ГГГГ начислено и выплачено социальное пособие ФИО2-М., в размере 25 рублей, что не соответствует действующему законодательству.

В судебном заседании представитель ПАО Сбербанк по доверенности ФИО3 жалобу поддержала, просила ее удовлетворить на основании доводов, изложенных в ней.

Представитель Государственной инспекции труда по доверенности ФИО4 возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемое постановление законным и обоснованным.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, приходит к следующему выводу.

Ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ выступает лицо, допустившее правонарушение в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора.

Объективную сторону вмененного административного правонарушения составляет нарушение законодательства о труде и охране труда, то есть обязательных правил в сфере трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем на основании трудового договора.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии с ч.1 ст. 256 Трудового кодекса РФ женщине предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом.

Согласно ч.2 той же нормы отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

В силу ст.ст. 14 и 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком осуществляется до достижения им возраста полутора лет.

Финансирование указанных расходов по выплате пособия осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета ФСС на основании ст. 4 упомянутого Федерального закона.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях финансового обеспечения...» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является регионом - участником пилотного проекта ФСС РФ.

Учитывая, что Дагестанское отделение не является самостоятельным филиалом и страховые взносы за него уплачивает головная организация (Юго-Западный банк ПАО Сбербанк) по месту регистрации в регионе пилотного проекта (<адрес>), обязательства новых участников пилотного проекта ФСС РФ распространяются на всех сотрудников Дагестанского отделения .

В соответствии с п.1 Положения «Об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат...», утверждённого вышеуказанным Постановлением (далее Положение) в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", указанное Положение определяет особенности назначения и выплаты в 2012 - 2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, в том числе, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Согласно п.2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.

В силу п.З Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия.

В соответствии с п.8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган ФСС в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.

При этом, согласно п.9 Положения первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении или через иную организацию по заявлению застрахованного в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.

Таким образом, Работник, для получения полагающегося ему пособия по уходу за ребенком должен обратиться с Заявлением установленной формы к Работодателю, который не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявления работника, обязан передать указанный документ в территориальный орган ФСС, в связи с чем, ФСС в течении 10 рабочих дней принимает решение о назначении и выплате работнику соответствующего пособия.

Соответственно, оплату пособия по уходу за ребенком производит территориальный орган ФСС, а не Работодатель.

При этом, согласно п. 15 Положения после перехода на назначение и выплату пособий территориальными органами ФСС в соответствии с настоящим Положением страхователь, осуществляющий выплату застрахованному лицу ежемесячного пособия по уходу за ребенком, направляет в территориальный орган Фонда заявление (установленной формы) и документы, необходимые для начисления и выплаты пособия, либо реестр сведений, а также сведения о расчете пособия, исчисленного на момент наступления отпуска по уходу за ребенком, для продолжения выплаты такого пособия территориальным органом Фонда.

Таким образом, Работодатель обязан предоставить в ФСС заполненное и собственноручно подписанное Работником заявление в установленной-форме. В случае отсутствия указанного заявления в пакете документов, предоставляемом в территориальный орган ФСС, указанный орган приостанавливает работу с указанными документами и направляет Работодателю уведомление о предоставлении недостающих документов и сведений (п.7 Положения).

Из материалов дела усматривается, что в целях соблюдения действующего законодательства и прав ФИО2-М. на получение пособия по уходу за ребенком, ФИО2-М. заблаговременно и неоднократно уведомлялся Банком, в том числе, в письмах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставления заявления установленной формы, для получения пособия по уходу за ребенком, в связи со структурной реорганизацией и перехода работы Дагестанского отделения в режим пилотного проекта с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако ФИО2-М. было подано указанное заявление только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из журнала входящей корреспонденции автоматизированной системы "Система электронного офисного документооборота» (далее - АС СЭОДО), а также PrintScreen страницы регистрационной карточки АС СЭОДО. *

Работодатель, получив указанное заявление, подготовил пакет документов, необходимых для начисления и выплаты пособия и реестр сведений, в том числе, о расчете пособия, и в установленный срок (не позднее 5 дней, с учетом выходных дней) ДД.ММ.ГГГГ передал документы в территориальный орган ФСС, что подтверждается электронным реестром.

ДД.ММ.ГГГГ территориальным органом ФСС осуществлено перечисление ФИО2-М. полагающееся пособие по уходу за ребенком за январь 2016 <адрес> выплачивается ФИО2-М. по настоящее время территориальным органом ФСС.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ на работодателя не возложена обязанность по перечислению ФИО2-М. пособия по уходу за ребенком.

Учитывая тот факт, что Работником заявление на пособие по уходу за ребенком предоставлено ДД.ММ.ГГГГ, а Банком документы направлены в территориальный орган ФСС ДД.ММ.ГГГГ (т.е. не позднее 5 дней со дня получения заявления(с учетом выходного дня) и органом ФСС перечислена сумма пособия за январь ДД.ММ.ГГГГ (т.е. в течении 10 дней), суд приходит к выводу, что нарушения порядка предоставления пособия по уходу за ребенком в действиях ПАО Сбербанк отсутствуют.

При вышеизложенных обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РД ФИО4 от 07.10.2016г., вынесенное в отношении ПАО Сбербанк по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО Сбербанк подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу Публичного акционерного общества «Сбербанк России», удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в РД ФИО4 от 07.10.2016г., вынесенное в отношении ПАО Сбербанк по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ в отношении ПАО Сбербанк прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.

Судья К.А. ФИО1