ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-874/16 от 07.12.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 12-874/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановления об административном правонарушении

424028

г. Йошкар-Ола 07 декабря 2016 года

ул. Баумана д. 91-А

Судья Йошкар-Олинского городской суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием защитника лица, привлеченного к административной ответственности, - Ковиной Н.В., действующей на основании доверенности от 23 мая 2016 года,

представителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл Боева О.Л., действующего на основании доверенности от 28 апреля 2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе защитника Габдул-Бариевой Г.Р. – Ковиной Н.В. на постановление о назначении административного наказания руководителя УФК по Республике Марий Эл от 28 октября 2016 года, которым

Габдул-Бариева Г.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, проживающая по адресу: <адрес>, являющаяся министром финансов Республики Марий Эл, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшаяся,

признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.3 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя УФК по Республике Марий Эл от 28 октября 2016 года Габдул-Бариева Г.Р. привлечена к административной ответственности по статье 15.15.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, защитник Габдул-Бариевой Г.Р. – Ковина Н.В. обратилась в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просила указанное постановление отменить, производство по делу прекратить на основании подпункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы указала, что к бюджетным полномочиям Министерства финансов Республики Марий Эл относится, в том числе, организация исполнения республиканского бюджета РМЭ, доведение до главных распорядителей средств бюджета РМЭ бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. В соответствии со статьей 215.1 БК РФ исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Министерством финансов Республики Марий Эл свои полномочия были выполнены: расходы на софинансирование были включены в сводную бюджетную роспись, лимиты бюджетных обязательств были доведены до Минкультуры РМЭ расходным расписанием от 21 сентября 2015 года . Главным распорядителем бюджетных средств, запланированных на софинансирование федеральных субсидий, являлось в 2015 году Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ. Поэтому именно на Минкультуры РМЭ возлагается обязанность по обеспечению софинансирования федеральных субсидий. По итогам 2015 года расходы Минкультуры РМЭ были профинансированы в объеме 98,61% от годового плана. Именно Минкультуры, как главный распорядитель бюджетных средств, в условиях неполного финансирования расходов обязано было определить наиболее приоритетные для себя направления расходования средств и распределить выделяемые ему бюджетные средства в первую очередь на эти направления. При таких обстоятельствах Габдул-Бариева Г.Р. не является субъектом административного правонарушения и в её действиях отсутствуют признаки противоправности.

Поскольку в судебное заседание Габдул-Бариева Г.Р., надлежаще извещенная не явилась, считаю возможным рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании защитник Ковина Н.В. поддержала доводы жалобы, пояснила аналогично изложенному в жалобе.

Представитель УФК по Республике Марий Эл Боев О.Л., полагает, что оснований для отмены постановления не имеется, постановление является законным и обоснованным.

Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы дела, проверив доводы жалоб, законность и обоснованность постановлений, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ, цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Условия предоставления субсидии определены подпунктом «б» пункта 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства (Приложение № 4 к федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы»), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 186 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 186), предусматривающим наличие в законе (решениях) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение принятых расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с реализацией мероприятий, с учетом установленного уровня софинансирования.

Согласно пункта 2 статьи 154 БК РФ, финансовые органы составляют проект соответствующего бюджета (проект бюджета и среднесрочного финансового плана), представляют его с необходимыми документами и материалами для внесения в законодательный (представительный) орган, организуют исполнение бюджета, устанавливают порядок составления бюджетной отчетности, осуществляют иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии со статьей 215.1 БК РФ, организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).

Как следует из пункта 7 Положения о Министерстве финансов Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 января 2007 года № 4, основной задачей Министерства является организация исполнения, исполнение и контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Как следует из статьи 42 Закона Республики Марий Эл от 30 июля 2007 года №42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл», Министерство финансов Республики Марий Эл обладает следующими бюджетными полномочиями:

организует исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл;

составляет и ведет сводную бюджетную роспись республиканского бюджета Республики Марий Эл, кассовый план исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл;

исполняет республиканский бюджет Республики Марий Эл в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и иными актами бюджетного законодательства;

доводит до главных распорядителей (распорядителей) средств республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств;

доводит до главных администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетные ассигнования.

Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета, бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы в 2015 году, в Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл выявлено нарушение условий предоставления субсидии.

Так, согласно пункта 1.1 Соглашения от 13.08.2015 , заключенного между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Республики Марий Эл о предоставлении в 2015 году субсидии из Федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на финансирование расходных обязательств по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства, Министерство культуры Российской Федерации предоставляет в 2015 году Республике Марий Эл субсидию из федерального бюджета на укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием детских школ искусств сумме 926000 рублей; субъект Российской Федерации обязуется обеспечить финансирование указанного расходного обязательства за счет бюджета субъекта Российской Федерации в размере 1100000 рублей.

В 2015 году Министерство культуры Российской Федерации перечислило средства субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Марий Эл по коду 521 в сумме 926000 рублей по платежному поручению от 29.09.2015 .

Таким образом, Министерством культуры Российской Федерации обязательства перед Республикой Марий Эл по софинансированию программных мероприятий в соответствии с заключенным Соглашением выполнены в полном объеме.

Законом Республики Марий Эл от 28.11.2014 № 54-3 «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» (в редакции от 30.12.2015 № 58-3) на 2015 год предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» по коду в сумме 926 тыс. рублей, на обеспечение финансирования расходного обязательства из республиканского бюджета Республики Марий Эл по коду предусмотрено в сумме 1100 тыс. рублей.

Пунктом 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2015 497 «О перераспределении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2015 год» утверждено распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Марий Эл на софинансирование мероприятий по развитию учреждений культуры, относящихся к муниципальной собственности, по направлению, связанному с укреплением материально-технической базы и оснащением оборудованием детских школ искусств в сумме 1100 тыс. рублей, в том числе: городскому округу «<адрес>» - 366 тыс. рублей; <адрес> - 367 тыс. рублей; <адрес> - 367 тыс. рублей.

Министерством культуры Республики Марий Эл направлены в Министерство финансов Республики Марий Эл две заявки (письма от 23.09.2015 и от 09.11.2015 ) на финансирование расходных обязательств Республики Марий Эл в сумме 1100000 рублей, предусмотренных Законом Республики Марий Эл от 28.11.2014 .

Однако Министерством финансов Республики Марий Эл не обеспечено финансирование расходных обязательств республики по Соглашению от 13.08.2015 , объемы финансирования на укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием трех детских школ искусств в 2015 году из республиканского бюджета Республики Марий Эл не выделены, которые были предусмотрены Законом Республики Марий Эл от 28.11.2014 № 54-3 «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов».

При этом субсидии из федерального бюджета в сумме 926000 рублей перечислены Минкультуры Республики Марий Эл в полном объеме на счета финансовых отделов муниципальных образований <адрес> (309000 рублей), <адрес> (309000 рублей), на счет финансового управления муниципального образования «<адрес>» (308000 рублей) на основании заявок на кассовый расход от 28.09.2015 (платежное поручение от 29.09.2015 ), (платежное поручение от 29.09.2015 ) и (платежное поручение от 29.09.2015 ) соответственно.

По данным Отчета об использовании перечисленной субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на проведение мероприятий по развитию учреждений культуры за 2015 год, кассовый расход средств на укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием детских школ искусств составил 926000 рублей из федерального бюджета, за счет внебюджетных денежных средств — 1237640 рублей, за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл расходы в 2015 году не производились.

Административным органом установлено, что Министерством финансов Республики Марий Эл не выполнены условия предоставления субсидий, определенного подпункта б пункта 10 Правил N 186 и Соглашением от 13.08.2015 при наличии заявок Министерства культуры, печати и по делам национальностей, а именно установлен факт отсутствия в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на софинансирование которого предоставлена субсидия из федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, административный орган обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях Габдул-Бариевой Г.Р., как министра финансов Республики Марий Эл, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.3 КоАП РФ.

В соответствие со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Указом Главы Республики Марий Эл от 22 сентября 2015 года Габдул-Бариева Г.Р. назначена министром финансов Республики Марий Эл.

В соответствии с пунктом 12 Положения о Министерстве финансов Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 января 2008 года № 4 «Вопросы Министерства финансов Республики Марий Эл», министр финансов Республики Марий Эл осуществляет общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед министерством задач.

Факт совершения Габдул-Бариевой Г.Р. административного правонарушения подтверждается: Соглашением от 13 августа 2015 года , заключенным между Министерством культуры Российской Федерации и Правительством Республики Марий Эл о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Марий Эл на укрепление материально-технической базы и оснащение оборудованием детских школ искусств; платежным поручением Министерства культуры Российской Федерации от 29 сентября 2015 года ; Законом Республики Марий Эл от 28.11.2014 № 54-3 «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов»; постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 сентября 2015 года № 497 «О перераспределении бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Марий Эл на 2015 год»; заявками Министерства культуры Республики Марий Эл (письма от 23.09.2015 и от 09.11.2015 ) на финансирование расходных обязательств Республики Марий Эл; расходным расписанием от 21 сентября 2015 года Министерства финансов Республики Марий Эл; указом Главы Республики Марий Эл от 22.09.2015 о назначении Габдул-Бариевой Г.Р. министром финансов Республики Марий Эл; положением о Министерстве финансов Республики Марий Эл.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что в бездействии Габдул-Бариевой Г.Р. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, следовательно, имелись основания для привлечения Габдул-Бариевой Г.Р. к административной ответственности.

Доводы в жалобе о том, что главным распорядителем бюджетных средств, запланированных на софинансирование федеральных субсидий, являлось в 2015 году Министерство культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, поэтому именно на Минкультуры РМЭ возлагается обязанность по обеспечению софинансирования федеральных субсидий, в связи с чем в действиях министра финансов нахожу необоснованными, так как Министерство финансов Республики Марий Эл является исполнительным органом государственной власти республики, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Марий Эл. В связи с этим ответственность за соблюдение условий, установленных Правилами и Соглашением между Министерством культуры РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возлагается на органы, уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Вместе с этим суд считает необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1-4.5 КоАП РФ).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае существенная угроза общественным отношениям выразилась в нарушении бюджетного законодательства и в пренебрежительном отношении к публичным правовым обязанностям.

Таким образом, не нахожу оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности.

Поскольку доводы в жалобе направлены на переоценку обстоятельств, установленных при совершении административного правонарушения, они не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного постановления.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Обжалуемое постановление вынесено с соблюдением статей 4.1 КоАП РФ, является законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением требований статей 29.1 – 29.11 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения и наказание назначено в пределах санкции статьи 15.15.3 КоАП РФ, нарушений прав лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление о назначении административного наказания руководителя УФК по Республике Марий Эл от 28 октября 2016 года о признании министра финансов Республики Марий Эл Габдул-Бариевой Г.Р. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, жалобу защитника Габдул-Бариевой Г.Ф. - Ковиной Н.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов