№
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 21 июля 2021 года
Судья Железнодорожного районного суда <адрес> Афиногенова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФГУП «Росморпорт» на постановление Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ№/СЛ/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.19 Кодекса РФ об АП, в отношении ФГУП «Росморпорт»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» (далее - ФГУП «Росморпорт») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 210 000 рублей.
С данным постановлением не согласилось ФГУП «Росморпорт», в лице представителя по доверенности ФИО2 обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу на основании ст. 24.5 КоАП РФ. В обоснование жалобы ссылается на то, что ответственность по ст. 8.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена именно за захоронение отходов и других материалов, которое может иметь место либо самовольно, т.е. в отсутствие выданного разрешения на захоронение, либо с нарушением правил, установленных законодательством РФ и разрешением за захоронение.
Однако, фактически Заявителю вменяется несоответствие информации, содержащейся в представленном Заявителем Отчёте, нарушение формы и порядка Отчета по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды (дноуглубительных работ и дампинга грунта на Донецком перекате в 2020 году (далее - Отчет) в соответствии с выданным Разрешением №М от ДД.ММ.ГГГГ, что не может является составом административного правонарушения предусмотренного ст. 8.19. КоАП РФ.
Заявитель также указывает на то, что захоронение донного грунта осуществлялось Заявителем в соответствии с Разрешением от ДД.ММ.ГГГГ№М на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлеченного в ходе ремонтных дноуглубительных работ. Правила захоронения грунта нарушены не были.
Наблюдения за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды осуществлялись в соответствии с Программой производственного экологического контроля при заполнении дноуглубительных работ, получившей положительное заключение экологической экспертизы и Программой ведения регулярных наблюдений за водным объектом и водоохранной зоной, согласованной Донским БВУ.
Отчетность предоставлена по форме и в порядке, утвержденном Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы и порядка представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды».
Технические ошибки и опечатки не искажают предоставляемую информацию, а информация предоставлена Заявителем в соответствии с предусмотренной формой и порядком предоставления отчетности, в связи с чем указание ЧАМУ Росприроднадзор об имевших место нарушениях Заявителя, сделаны с нарушением законодательства.
Привлечение Предприятия к административной ответственности за технические ошибки в отчете по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, подтверждает отсутствие события административного правонарушения и не соответствует диспозиции статьи 8.19 КоАП РФ.
Таким образом, полагает, что в действиях Заявителя отсутствовало событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП РФ.
Представитель ФГУП «Росморпорт» ФИО3, действуя на основании доверенности, выданной в порядке передоверия ФИО2, в судебном заседании поддержала доводы жалобы, просила постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФГУП «Росморпорт» о признании виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.19 КоАП РФ, отменить и производство по делу прекратить.
Представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, действуя на основании доверенности, указав на то, что при вынесении обжалуемого постановления нарушений законодательства допущено не было, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, дав оценку доводам и представленным доказательствам, суд не находит оснований для отмены постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, который, правильно определив значимые обстоятельства по делу, дал правильную юридическую оценку действиям правонарушителя.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным нарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из материалов настоящего дела следует, что в Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора поступила информация о рассмотрении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования материалов отчета по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды (дноуглубительных работ и дампинга грунта на Донецком перекате в 2020 году (далее - Отчет) ФГУП «Росморпорт» (исх. №СР-08-03-31/6974 от 11.03.2021г.) в соответствии с выданным Разрешением №М от 30.09.2019г. (далее - Разрешение).
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по результатам рассмотрения отчетности было выявлено, что по Разрешению №М от 30.09.2019г. представленный ФГУП «Росморпорт» Отчет не в полной мере соответствует установленной форме и порядку, а именно:
- отсутствуют предусмотренные пунктом 6д) формы отчетности, утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 147, сведения о наличии у ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, проводившего аналитические исследования биоты до проведения, во время проведения и после завершения дноуглубительных работ, лицензии (разрешения) на осуществляемый вид работ с указанием реквизитов и срока действия лицензии;
- отсутствует показатель загрязнения морской воды в районе дампинга во время проведения дноуглубительных работ для станции отбора проб (МВ-3) (таблице 16 Отчета, стр. 23).
- не проведен отбор проб морской воды в среднем и придонном слоях 1 раз до начала проведения дноуглубительных работ, 1 раз в период проведения работ, 1 раз после проведения работ для станций отбора проб (МВ1, МВ2). Отсутствуют результаты Проведения отбора проб морской воды в среднем и придонном слоях;
- представленные в приложении № к Отчету копии документов интеркалибрации оборудования свидетельствуют о получении результатов анализов при помощи применения весов электронных ВСЛ, зав. №, спектрофотометра UNICO, зав. № А 0603030 с истекшим сроком действия поверок 21.02,2020, ДД.ММ.ГГГГ, шкафа сушильного ШС-80-02 СПУ № с истекшим сроком действия аттестата от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанное вызывает сомнения в части достоверности полученных результатов проведенных исследований с применением данного оборудования.
Кроме того, в Отчете на стр. 6,15,16,18,19, 20,21,22, 23,24, 25,26,27, 28, 29,30,31,45 неверно указан аттестат аккредитации №№ААС.А.00365 лаборатории ФГБУ ГЦАС «Ростовский», выполняющей аналитические исследования состава морской воды и донных отложений. Фактически ФГБУ ГЦАС «Ростовский» имеет аттестат аккредитации №№ RА.RU.21ПЦ70, что имеет подтверждение в приложении № к отчетности.
Согласно п. 9.1, п. 9.12 Разрешения №М от 30.09.2019г. условиями проведения работ, в том числе, являются:
- соблюдение Требований ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и Прилежащей зоне РФ» иных нормативных правовых актов РФ в сфере окружающей среды и природопользования;
- проведение наблюдений за районом захоронений донного грунта в соответствии с утвержденной программой наблюдений и ежегодное представление в Росприроднадзор по итогам работ в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды» отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронений донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ и состоянием морской среды в районе захоронения донного Грунта.
В соответствии с п. п. 1,2 ч. 23 ст. 37 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» заявитель, получивший разрешение, обязан:
- осуществлять захоронение донного грунта в соответствии с разрешением;
- осуществлять наблюдения за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений и представлять отчетность по форме и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Исходя из вышеизложенного, Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора пришло к выводу о том, что 11.03.2021г. (дата выявления Росприроднадзором административного правонарушения) ФГУП «Росморпорт» было совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.19 КоАП РФ - «нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и-(или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Статьей 8.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации в виде административного штрафа для юридических лиц на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Согласно ч. 1 ст. 37.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ (донный грунт), во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ.
В соответствии с требованиям ч. 2 ст. 37.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» захоронение донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляется на основании разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море.
Подпунктом 2 пункта 23 статьи 37.1указанного Федерального закона предусмотрено, что заявитель, получивший разрешение, обязан осуществлять наблюдения за районом захоронения донного грунта и состоянием морской среды в соответствии с программой наблюдений и представлять отчетность по форме и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 147 утверждена форма и порядок представления отчетности по осуществлению наблюдений за районом захоронения грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, и состоянием морской среды.
Пунктами 2 и 3 указанного порядка предусмотрено, что отчетность представляется заявителем, получившим разрешение на захоронение грунта, в соответствии с программой наблюдений ежегодно не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что по Разрешению №М от 30.09.2019г. представленный ФГУП «Росморпорт» Отчет не в полной мере соответствует установленной форме и порядку.
Представленная ФГУП «Росморпорт» программа наблюдений за районом захоронения донного грунта предусматривает следующую периодичность проведения наблюдений (лист 13 раздела 8 Книга 2 часть 2 Том 8.2.2 6018-18-п/213/р-18-ООС-2): мониторинг речных и морских вод необходимо Проводить 1 раз до начала работ; 1 раз в период проведения работ, 1 раз после проведения работ для станций отбора проб РВ1-РВЗ и МВ1, МВ2. Для станций отбора проб РВ4, РВ5 и МВЗ мониторинг необходимо проводить 1 раз до начала работ и 1 раз после проведения работ.
Вместе с тем материалы запроса на получение Разрешения на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ в составе работ по проекту «Производство работ по восстановлению судоходных глубин в <адрес> на перекате Донецкий сроком на 10 лет» предусматривают периодичность проведения наблюдений: мониторинг речных и морских вод необходимо проводить 1 раз до начала работ; 1 раз в период проведения работ, 1 раз после проведения работ для станций отбора проб МВ1, МВ2. Для станции отбора проб МВЗ контролируемый показатель взвешенные вещества.
Отбор проб морской воды должен осуществляться в трех слоях (в поверхностном, среднем н придонном слоях).
Таким образом, Разрешение №М от 30.09.2019г. было выдано по материалам запроса на Получение Разрешения на захоронение во внутренних морских водах донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ в составе работ по проекту «Производство работ по восстановлению судоходных глубин в <адрес> на перекате Донецкий сроком на 10 лет», содержащего программу наблюдений, предусматривающую периодичность отбора 1 раз до начала работ и 1 раз в период проведения работ для всех станций отбора проб, и 1 раз после проведения работ для станций отбора проб МВ 1, МВ2.
После получения Разрешения программа наблюдений была скорректирована ФГУП «Росморпорт» самостоятельно.
При этом действий по внесению изменений в программу наблюдений, представленную при получении Разрешения №М от 30.09.2019г., ФГУП «Росморпорт» совершено не было.
Таким образом, в данном случае установлено, что ФГУП «Росморпорт» были допущены нарушения, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В частности, представленный ФГУП «Росморпорт» по Разрешению №М от 30.09.2019г. Отчет не в соответствует установленной форме и порядку, а именно:
- не проведен отбор проб морской воды в среднем и придонном слоях 1 раз до начала проведения дноуглубительных работ, 1 раз в период проведения работ, 1 раз после проведения работ для станций отбора проб (МВ1, МВ2). Отсутствуют результаты Проведения отбора проб морской воды в среднем и придонном слоях;
- представленные в приложении № к Отчету копии документов интеркалибрации оборудования свидетельствуют о получении результатов анализов при помощи применения весов электронных ВСЛ, зав. №, спектрофотометра UNICO, зав. № А 0603030 с истекшим сроком действия поверок 21.02,2020, ДД.ММ.ГГГГ, шкафа сушильного ШС-80-02 СПУ № с истекшим сроком действия аттестата от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанное вызывает сомнения в части достоверности полученных результатов проведенных исследований с применением данного оборудования.
Кроме того, в Отчете на стр. 6,15,16,18,19, 20,21,22, 23,24, 25,26,27, 28, 29,30,31,45 неверно указан аттестат аккредитации №№ААС.А.00365 лаборатории ФГБУ ГЦАС «Ростовский», выполняющей аналитические исследования состава морской воды и донных отложений. Фактически ФГБУ ГЦАС «Ростовский» имеет аттестат аккредитации №№ RА.RU.21ПЦ70.
Доказательств обратному в материалы дела не представлено.
В силу ст. 3.1. КоАП РФ - административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства, судом апелляционной инстанции установлено, что вина ФГУП «Росморпорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.19 КоАП РФ, доказана, в связи с чем, основания для освобождения указанного лица от административной ответственности отсутствуют.
Обжалуемое постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное по итогам рассмотрения дела об АП в отношении ФГУП «Росморпорт», основано на имевшихся в деле доказательствах.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что действия ФГУП «Росморпорт» правильно квалифицированы должностным лицом, вынесшим постановление по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях - как нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Наказание, назначенное ФГУП «Росморпорт» определено в пределах санкции ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, а также нарушений материального права, которые ставили бы под сомнение законность постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Доводы жалобы ФГУП «Росморпорт» являются необоснованными и ничем не подтвержденными.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, у суда нет.
Суд оставляет обжалуемое постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, а жалобу ФГУП «Росморпорт» без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №/СЛ/2021 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу ФГУП «Росморпорт» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья