ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-874/2022 от 09.08.2022 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 12-874/2022

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 9 августа 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Шиверская О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя директора ООО «СМУ-37» Цапусова Игоря Михайловича – Федорова Игоря Владимировича на постановление врио руководителя УФАС по Новосибирской области Сухоплюева Д.В. № 054/04/14.55-453/2022 от 11.04.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ в отношении директора ООО «СМУ-37» Цапусова Игоря Михайловича,

УСТАНОВИЛ:

11 апреля 2022 года постановлением врио руководителя УФАС по Новосибирской области Сухоплюева Д.В. № 054/04/14.55-453/2022 директор ООО «СМУ-37» Цапусов Игорь Михайлович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель директора ООО «СМУ-37» Цапусова И.М. – Федоров И.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит об его отмене с прекращением производства по делу, указывая на то, что в обжалуемом постановлении констатирован факт виновности Цапусова И.М., однако отсутствуют исследование и оценка имеющихся доказательств по делу, в том числе мотивы, по которым должностное лицо пришло к выводу о несостоятельности доводов защитника, участвовавшего в рассмотрении дела 11.04.2022 г. В частности, не дана оценка доводам о встречной просрочке исполнения обязательства со стороны Генерального подрядчика /ФГУП «ГВСУ № 4»/ в виде предоставления разрешительной и проектной документации. Обстоятельства послужившие увеличению срока выполнения строительно-монтажных работ: разрешение на строительство выдано спустя 2 месяца после заключения договора; журналы общих работ переданы спустя 2 месяца после заключения договора; длительное отсутствие проектной документации /в производство работ/; наличие недостатков в проектной документации и длительность согласования изменений с Генподрядчиком и Заказчиком /при участии проектного института/; технические условия выданы спустя 4 месяца после заключения договора. Просрочка генерального подрядчика в предоставлении документации составляет 288 календарных дней /с даты заключения договора, до даты вынесения постановления/. Сроки выполнения работ установлены п. 5.2. Договора: окончание работ - 20.11.2021 г., подписание итогового акта-20.12.2021 г. Таким образом, сроки должны соответственно перенестись на период просрочки Генподрядчика: окончание работ - 04.09.2022 г., подписание итогового акта - 04.10.2022 г. Указывает, что ФГУП «ГВСУ № 4» является профессиональным участником в сфере гос. заказов и строительства и знает о необходимости передачи документации необходимой для ведения строительно-монтажных работ. До настоящего времени ведется согласование изменений в проекте, ответов на исходящие письма до сих пор не поступили. Со стороны Цапусова И.М. во исполнение договора и с целью соблюдения сроков выполнения работ велась необходимая переписка, заключались договоры поставки и подряда, производилось согласование изменений в проектную документацию, что в результате привело к частичному исполнению контракта /на 11.04.2022 г. оперативное выполнение с учетом ТМЦ, поставленных на объект составило 140 млн руб. из 217 млн. руб., т.е. 64,48%/. Считает, что у Цапусова И.М. отсутствует вина в нарушении сроков выполнения работ, как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Кроме того, указывает, что в постановлении отсутствует описание вины Цапусова И.М. как должностного лица, не указано, какие конкретно должностные обязанности и при каких обстоятельствах им не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом и не мотивирована причинно-следственная связь между таким неисполнением либо ненадлежащим и совершением должностным лицом административного правонарушения. Указывает, что на постоянной основе ведутся переговоры о заключении дополнительного соглашения к Договору для изменения срока выполнения работ, при этом следует учитывать недобросовестное поведение ФГУП «ГВСУ № 4» которые выражается в отказе в его подписании, для последующего применения штрафных санкций в виде неустойки. Меры, принимаемые Цапусовым И.М. обусловлены объективной необходимостью, что с учетом положений ст. 2.2 КоАП РФ указывает на отсутствие его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, в форме умысла или неосторожности.

В судебное заседание Цапусов И.М., представитель заявителя – Федоров И.В., представитель УФАС по Новосибирской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства не явились, об уважительности причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из обжалуемого постановления следует, что в Новосибирское УФАС России поступило постановление прокуратуры Центрального района г. Красноярска от 18.03.2022 г. с материалами дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении директора ООО «СМУ-37» - Цапусова Игоря Михайловича. 28.06.2021 г. между ФГУП «ГВСУ № 4» и ООО «СМУ-37» заключен договор № 2022187377822554164000000/1513 «на выполнение работ по объекту «Реконструкция технической позиции объекта 379/РК-6т /1 этап»/ 1 очередь, г. Ужур, п. Солнечный» /шифр объекта 379/РК-6т/. Указанный договор заключен в целях выполнения государственно: оборонного заказа № 2022187377822554164000000, на исполнителя возложены обязанности по открытию и ведению специального банковского счета /на момент проведение проверки контракт не исполнен/. В соответствии с пунктом 4.1 указанного договора в соответствии с требованиям Федерального закона № 275-ФЗ оплата осуществляется с отдельного счета генподрядчика на отдельный счет ООО «СМУ-37», открытый в выбранное генподрядчиком уполномоченной банке при наличии у ООО «СМУ-37» с таким уполномоченным банком заключенного договор о банковском сопровождении. Согласно пункта 1.1 договора ООО «СМУ-37» обязуется выполнить строительно-монтажные работы по объекту «Реконструкция технической позиции объекта 379/РК-6т /1 этап»/ 1 очередь, г. Ужур, п. Солнечный», а ФГУП «ГВСУ № 4» обязуется принять и оплатил результаты работ. Пунктом 5.2 договора установлена дата окончания работ - 20.11.2021 г. и дата подписания итогового акта - 20.12.2021 г. ФГУП «ГВСУ № 4» контроль за выполнением работ не осуществляло, дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения договора не заключалось, претензионная работа не проводилась. Кроме того, в ходе проверки ООО «СМУ-37» не представлены акты выполненных работ /предусмотренные пунктом 12.1.1 договора/, подписанные заказчиком, что также свидетельствует об отсутствии контроля за исполнением договора. Кроме того, проверкой установлено, что с целью исполнения договора № 2022187377822554164000000/1513 ООО «СМУ-37» заключило 31 договор. По результатам их изучения установлено, что договоры на предоставление услуг заключены на срок свыше установленного пунктом 5.2 договора, что также свидетельствует о заведомом неисполнении договора в установленный срок: договоры на предоставление услуг от 19.08.2021 г. №№ 6т-05, 6т 06, заключенные с ООО «НИАН» заключены на срок 1 год с даты заключения соответственно до 19.08.2022 г.; договор поставки № ЦК1 120 от 09.07.2021 г. заключенный с ООО «Центр спецодежды Красноярск» на срок до 31.12.2021 г.; договор поставки товара № 377-001 от 29.06.2021 г., заключенный с ООО «Энергия на срок 1 год; договор на оказание услуг автотранспортом от 01.10.2021 г. № 6т-21 на срок по 31.12.2021 и др. ФГУП «ГВСУ № 4» 13.08.2021 г. на счет ООО «СМУ-37 перечислило сумму аванса в размере 90 000 000,00 руб., 27.10.2021 г. - 60 000 000 руб. При этом установить процент /стадию/этап/ выполненных работ из предусмотренных договором, целесообразность совершения сделок во исполнение государственного оборонного заказа не представляется возможным. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства сфере государственного оборонного заказа по состоянию на 16.03.2022 г. договор от 28.06.2021 г. № 2022187377822554164000000/1513 не исполнен /работы не выполнены/. ООО «СМУ-37» действует на основании свидетельства о государственной регистрации юридического лица за ОГРН 1122468023710, ИНН 2466250627 Устава, утвержденного решением единственного участника от 20.04.2017 г.

В силу главы 8 Устава, утвержденного решением единственного участника от 20.04.2017 г., единоличным исполнительным органом ООО «СМУ-37» является директор, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом - директором, назначаемым сроком на 5 лет, к компетенции которого относятся все вопросы руководства, в т.ч. принятие кадровых и бухгалтерских решений, в связи с чем он несет всю полноту ответственности.

Директором ООО «СМУ-37» является Цапусов Игорь Михайлович, назначенный на должность решением единственного участника общества от 16.04.2017 г.

Таким образом, в бездействии директора ООО «СМУ-37» Цапусова И.М. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.55 КоАП РФ - нарушение должностным лицом головного исполнителя условий государственного контракта, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Договор был заключен 28.06.2021 г., при этом, разрешение на строительство было выдано 06.08.2021 г., а передано в адрес общества 19.08.2021 г. /исх. № 136, вх. № 099-377 от 19.08.21 г./, то есть спустя 2 месяца после заключения договора.

ООО «СМУ-37» выполняет работы по иным государственным оборонным заказам приостановление деятельности общества могло повлечь необратимые последствия для реализации иных проектов.

Общие журналы производства работ были переданы 24.08.2021 г. /исх. № 142, вх. № 105 377 от 24.08.21 г./, спустя 2 месяца после заключения договора. Обязанность ведения зарегистрированных журналов установлена законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 6.2.4 договора проектная и рабочая документация должна быть передана в течение 10 календарных дней, при этом ООО «СМУ-37» было вынуждено неоднократно запрашивать рабочую документацию, т.к. она передавалась частично /У6-009 от 07.09.21 г., У6- 013 от 30.09.21 г., доказательства отправки в адрес генподрядчика/.

Секретная часть была передана после 13.09.2021 г., а в войсковую часть была направлена только 02.11.2021 г., то есть за 18 дней до истечения срока производства СМР.

Отсутствие проектной документации делало невозможным производство работ на объекте, т.к. копирование и хранение документации на объекте запрещено.

Также, проектная документация предусматривала использование сталь марки 14Г2, которую не выпускают металлокомбинаты, в связи с чем потребовалось пересогласование марки стали. В ходе выполнения работ была установлена необходимость укрепления откосов искусственного основания под свайный фундамент. При проведении проверки выявлено отсутствие в смете работ по демонтажу, в связи с чем было предложено произвести реконструкцию путем усиления, а также недочеты проектных решениях по металлическим конструкциям. На выше указанные письма ответов не поступало.

Согласно письму от 01.10.2021 г. были переданы технические условия для временного технологического присоединения к электрическим сетям, без которых выполнение основного объема работ неосуществимо. До получения необходимой документации от генерального подряд ООО «СМУ-37» не имело возможности приступить к выполнению работ, а сроки должны были соответственно переноситься.

Кроме того, пунктом 6.2.1 договора установлена обязанность заказчика обеспечить финансирование работ. Письмом № 0001-377 от 08.07.2021 г. генподрядчик направил заказчику заявку на выплату аванса в размере 173 702 666,58 рублей. Повторно заявка на аванс направлена письмом № У6-019 от 20.10.2021 г. Аванс в размере 90 млн. рублей перечислен заказчиком только 13.08.2021 г., размере 60 млн. руб. 27.10.2021 г.

В период реализации договора произошло существенное увеличение стоимости материалов, в частности металла, арматуры, бетона. Производители и поставщики, указывая на сложившуюся нестабильную политическую и экономическую ситуацию в России, предупредили о прогнозируемом росте цен на 30-40 % на все важные строительные ресурсы. Кроме того, на сроки выполнения работ повлияла эпидемиологическая ситуация в стране в связи с новой коронавирусной инфекцией /COVID-19/ и объявление нерабочих дней в период с 30 октября по 7 ноября 2021 г. - задерживалось согласование документации, отгрузка материалов от поставщиков.

ООО «СМУ-37» является исполнителем по договору, заключенному в целях выполнения государственного оборонного заказа.

Административная ответственность за нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг предусмотрена ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» закреплено, что одной из основных функций организаций /независимо от форм собственности/ в области обороны является выполнение договорных обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, а также договорных обязательств по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» /далее - Федеральный закон/ сферу его применения составляют отношения, связанные с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу.

Частью 2 ст. 4 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» определено, что в состав государственного оборонного заказа включаются работы по строительству и реконструкции объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

В силу ст. 8 названного Федерального закона к основным обязанностям головного исполнителя относится обеспечение поставок продукции (выполнение работ, услуг) по государственному оборонному заказу в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиям государственного контракта.

Ст. 15 ФЗ № 275-ФЗ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении норм настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 14.55 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом исполнителя условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказываемых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вина директора ООО «СМУ-37» Цапусова И.М. в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно:

- представлением № 054/04/14.55-453/2022 от 11.04.2022 г.; - платежным поручением Цапусова И.М.; - заявкой № 1 на получение аванса по договору от 28.06.2021 г.; - разрешением на строительство от 06.08.2021 г.; - письмом от 13.09.2021 г. № 191; - письмом от 01.10.2021 г.;- письмом от 26.11.2021 г.; - заявка № 2 на аванс по договору от 28.06.2021 г.; - определением о назначении времени и места рассмотрения дела от 25.03.2021 г.; - постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.03.2022 г.; - уведомлением от 17.03.2022 г.; - поручением о проведении проверки от 24.02.2022 г.; - решением о проведении проверки от 03.03.2022 г.; - уставом ООО «СМУ-37», - договором на выполнение работ; - техническим заданием на выполнение строительных работ от 28.06.2021 г.; - перечнем нарушений требований охраны труда от 28.06.2021 г. и другими материалами.

Данные доказательства были исследованы при рассмотрении дела в отношении Цапусова И.М., являются достоверными, допустимыми и достаточными, им дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Анализируя доводы заявителя, суд приходит к мнению, что они фактически сводятся к переоценке установленных административным органом обстоятельств и уже являлись предметом рассмотрения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вмененном ему административном правонарушении не установлено.

Порядок привлечения Цапусова И.М. к административной ответственности не нарушен.

Как видно из материалов дела, постановление о назначении наказания вынесено уполномоченным на это должностным лицом, с соблюдением требований действующего законодательства, с учетом всех имеющихся материалов.

Таким образом, судом не установлено оснований для отмены обжалуемого постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

РЕШИЛ:

постановление врио руководителя УФАС по Новосибирской области Сухоплюева Д.В. № 054/04/14.55-453/2022 от 11.04.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ в отношении директора ООО «СМУ-37» Цапусова Игоря Михайловича - оставить без изменения, жалобу представителя директора ООО «СМУ-37» Цапусова Игоря Михайловича – Федорова Игоря Владимировича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение 10 дней после получения его копии.

Судья О.А. Шиверская