Дело № 12-877/2018
РЕШЕНИЕ
09 января 2018 г. Барнаул
Судья Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края Овсянникова М.Ю., рассмотрев жалобу должностного лица - заместителя председателя комитета муниципального заказа г. Барнаула ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившейся в .... края, проживающей по адресу: ....177, на постановление заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ФИО3№ от 06.10.2017 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ФИО3№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения. Кроме того, должностным лицом не рассмотрен вопрос о малозначительности совершенного деяния.
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник на доводах жалобы настаивали.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Часть 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1).
В статье 15 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с положениями статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу статьи 8 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).
В части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1,2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из материалов дела следует, что в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме № на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта «Туристско-реакционный кластер «Барнаул- горнозаводской город», Алтайский край. Комплекс «Нагорный парк». Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка» II этап».
Документация об аукционе в электронной форме утверждена заместителем председателя комитета муниципального заказа г. Барнаула ФИО1
В связи с поступившей жалобой комиссией УФАС по Алтайскому краю проведена проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе при утверждении документации об аукционе.
Правонарушение выразилось в том, что аукционная документация при проведении закупки № на «Выполнение работ по строительству объекта: «Туристско-рекреационный кластер «Барнаул - горнозаводской город», Алтайский край. Комплекс «Нагорный парк». Комплексное благоустройство берегоукрепления реки Оби и территории Нагорного парка» II-этап» содержит нарушения пунктов 1,2 части статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе:
1. В Техническом задании по позиции 12 «Бетонная смесь» установлено: Группа по удобоукладывемости - Подвижный или растекающийся: Марка по осадке конуса - не выше ПЗ; Марка по жесткости - не выше Р4.
Согласно п. 4.2 ГОСТ 7473 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.
Заказчиком установлен выбор между подвижными (П) и растекающимися (Р) смесями, но далее Заказчик требует указать марку, как подвижной, так и растекающейся смеси. Таким образом, требования Заказчика невыполнимы. Учитывая, что согласно ГОСТ 7473-2010 бетонная смесь не может быть одновременно растекающейся и подвижной. Заказчиком при составлении описания товара «Бетонная смесь» установлены необъективные требования к показателям, которые невозможно указать в заявке в точном соответствии с Законом о контрактной системе.
2. В инструкции установлено: «В случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя с использованием знака «-» установленного между числовыми значениями и без использования иных слов, то Участнику необходимо указать конкретное (не интервальное) значение показателя, входящее в указанный диапазон числовых значений, где крайние значения не удовлетворяют потребностям заказчика».
Далее указано: «Использование знака «-» между двумя значениями показателей указывает на необходимость предоставления диапазонного значения, заданного техническим заданием (включаются верхние и нижние границы диапазона), либо конкретного значения, входящего в данный диапазон, в зависимости от столбца таблицы, в котором указаны требования к показателю».
Таким образом, не ясно, как все же трактовать использование Заказчиком знака «- ». Удовлетворят ли потребностям заказчика крайние значения или все же нет, интервальное (диапазонное) значение необходимо указать или все же конкретное.
Согласно разъяснениям заказчика: В случае, если техническим заданием Документации предусмотрено указание интервального значения, согласно п. 10.2 документации «Инструкция по заполнению заявки» это могут быть столбцы 5 и 7 таблицы «Используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели, значения которых не могут изменяться», участник указывает значение показателя в интервале, где включаются верхние и нижние границы диапазона, указанного в требованиях к значению показателя. В случае, если техническим заданием Документации предусмотрено указание только конкретного значения показателя, согласно п. 10.2 документации «Инструкция по заполнению заявки» это может быть столбец 6 таблицы «Используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения показателей товара и показатели, значения которых не могут изменяться», участник указывает значение показателя, входящее в указанный диапазон числовых значений, где крайние значения не удовлетворяют потребностям заказчика,
В инструкции Заказчик не указывает применительно, к каким столбцам таблицы указаны те или иные правила. Указанное разъяснение изменяет суть документации, что противоречит положениям ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 27 Технического задания «Песок природный для строительных работ» установленные следующие требования: Истинная плотность - г/смЗ - не менее 2.0 и не более 2.8.
Согласно ГОСТ 8736-2014 значение указанного показателя определяется посредством проведения испытания.
Заказчик установил, требования к плотности, которая становится известной только посредством испытаний, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе, который не обязывает участника закупки иметь товар в наличии на момент подготовки и подачи заявки.
4. В пункте 29 Технического задания «Смесь асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие для плотного асфальтобетона мелко и крупнозернистые, песчаные), марка: II, тип Б»: Тип в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке - горячая; марка - не хуже II; Тип в зависимости от содержания щебня (гравия) - А или Б; Вид асфальтобетона для которого предназначена смесь в зависимости от величины остаточной пористости - плотный; марка щебня по дробимости - не ниже 800; Вид смеси в зависимости от наиболыие размера минеральных зерен - мелкозернистая.
Требования Заказчика противоречивы: в наименовании товара указан один тип, а в графе предложен выбор между типами, также различные требования и к виду смеси в зависимости от размера зерен. При таких обстоятельствах участнику закупки не представляется возможным подготовить заявку на участие в электронном аукционе.
Данные требования Заказчика противоречат позиции ФАС России и вводят участников закупки в заблуждение, устанавливая требования к значениям показателей, которые не соответствуют положениям Стандарта, которому должен соответствовать товар.
Комиссия, не оспаривает возможность Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, однако данные показатели должны устанавливаться с учетом требований Технического регламента, ГОСТов.
Кроме того, из письма ФАС России от 01.07.2016 г. № ИА/44536/16 следует, что в случае установления Заказчиком требований подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара такие действия имеют признаки ограничения доступа к участию в аукционе.
А так же, учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Заказчик не доказал необходимость такого подробного описания материалов указанных в аукционной документации и соответственно в заявках участников.
А также, Заказчик устанавливая необъективные требования, вводит участников закупки в заблуждение, делает невозможным формирование достоверных предложений участников закупки, что является нарушением части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Анализируя представленную в деле документацию об аукционе, судья находит выводы должностного лица не соответствующими фактическим обстоятельствам.
В Документации по позиции №12 «бетонная смесь тип 1» отсутствует показатель «Марка по жесткости - не выше Р4», на который установлена ссылка в оспариваемом постановлении. Показатели «группа по удобоукладываемости - подвижный или растекающийся», марка по усадке конуса - не выше ПЗ», «марка по расплыву конуса не выше Р4» установлены в Документации в соответствии с показателями ГОСТ 7473-2010 «Смеси бетонные. Технические условия». В п. 4.2 ГОСТ 7473-2010 указано, что в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). При этом, п.5.2 ГОСТ 7473-2010 в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки «марка по расплыву конуса», «марка по осадке конуса», «марка по уплотнению» и т.д. В случае, если бетонная смесь, предлагаемая участником, имеет группу удобоукладываемости - «подвижные», в заявке не указывается показатель «марка по расплыву конуса», и наоборот если бетонная смесь, имеет группу удобоукладываемости - «растекающиеся», в заявке не указывается показатель «марка по осадке конуса». Указанная информация содержалась в разъяснении №2, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с требованиями ст. 65 Закона №44-ФЗ.
Часть 10 раздела 1 документации об аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки, где в п. 10.2.5 даются разъяснения использования знака «-», при этом, установлена возможность его использования для обозначения как диапазона показателей, так и конкретного значения показателя в зависимости от столбца таблицы, в котором указаны требования к показателю.
При этом, в техническом задании имеется таблица, в столбцах 5 и 7 которой могут не использоваться точные цифровые или иные параметры, а в столбце 6 подлежат указанию только точные цифровые или иные значения.
Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных положений инструкции, а также анализа технического задания, следует вывод о том, что в случае, если техническим заданием документации предусмотрено указание интервального значения - то это могут быть только столбцы 5 и 7 таблицы, которые не требуют от участника использовать точные цифровые параметры, в указанных столбцах участник закупки может указать значение показателя в интервале, где включаются верхние и нижние границы диапазона, указанного в требованиях к значению показателя. В случае, если техническим заданием предусмотрено указание только конкретного значения показателя - это столбец 6, участник обязан указать значение показателя, входящее в указанный диапазон числовых значений, где крайние значения не удовлетворяют потребностям заказчика.
Аналогичные разъяснения были даны заказчиком участнику закупки на его запрос, которые были размещены в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с требованиями ст. 65 Закона № 44-ФЗ, и, по мнению судьи, не изменяют суть документации об аукционе, а уточняют порядок формирования заявки для участия в нем.
В п. 27 Технического задания установлено «Песок природный для строительных работ» - «истинная плотность г/смЗ не менее 2,0 и не более 2,8». В разделе 4.2.20 ГОСТ 8736-2014 установлено, что предприятие-изготовитель по требованию потребителя должно указывать характеристики песка, установленные геологической разведкой, в том числе, истинную плотность песка. Таким образом, показатель «истинная плотность» песка определяется предприятием-изготовителем и не требует от участника закупки проведения дополнительных лабораторных испытаний. Кроме того, данный показатель товара установлен в соответствии с потребностью заказчика и не противоречит требованиям ГОСТ 8736-2014. В Законе №44-ФЗ не установлен запрет на указание характеристик товаров (материалов), которые становятся известными только посредством испытаний.
В составе Документации в единой информационной системе в сфере закупок (http://zakunki.gov.ru) размещена проектно-сметная документация (далее - ПСД). ПСД содержит наименование и объемы работ, а также материалы, применяемые при выполнении работ. Наименование материалов указано в ПСД в соответствии со сметными расценками, приведенными в сборнике цен (ТССЦ). При этом, сметные расценки, применяемые при формировании локальных смет устанавливают цену и объем в отношении используемых при выполнении работ материалов, но не задают их характеристики. Указанное в п.29 Технического задания Документации наименование товара, указано в соответствии с ПСД и сборником цен на материалы ТССЦ-410-0006. При этом, характеристики товара, установленные в Техническом задании Документации установлены в соответствии с требованиями ч.2 ст. 33 Закона №44-ФЗ, а также потребностью заказчика. В соответствии с п. 10.2 Документации «Инструкция по заполнению заявки» позволяют участнику закупки подготовить заявку на участие в аукционе.
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ к одному из основных принципов контрактной системы в сфере закупок относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования). В этой связи, указание на технические характеристики товара, отвечающие именно потребностям заказчика, соответствует требованиям законодательства, которое вопреки позиции административного органа не содержит общеобязательных требований к форме обоснования необходимости использования других показателей, указанного в документации об аукционе.
Разъяснения Федеральной антимонопольной службы по вопросам, отнесенным к компетенции службы, не являются нормативно-правовыми актами, не подлежат официальному опубликованию, а значит, не содержат норм, обязательных для правоприменителя.
Доказательств, свидетельствующих о том, что требования к указанному п. 29 технического задания материалу создали кому-либо преимущество перед иными участниками закупки либо повлекли ограничение количества участников закупки в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, оценив положения аукционной документации, судья приходит к выводу о том, что событие административного правонарушения должностным лицом надлежащим образом не установлено, доказательств, объективно свидетельствующих о допущенных ФИО1 нарушениях, в материалах дела не имеется.
Учитывая, что каких-либо иных нарушений должностным лицом ФИО1 не вменено, судья приходит к выводу об отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ФИО3№ от 06.10.2017 о привлечении должностного лица – заместителя председателя комитета муниципального заказа г. Барнаула ФИО1 к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его получения непосредственно в Алтайский краевой суд или через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Судья М.Ю.Овсянникова