ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-879/16 от 12.12.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-879/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г.Йошкар-Ола 12 декабря 2016 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Касаткина Т.Н., рассмотрев протест заместителя прокурора г.Йошкар-Олы Птицына В.С. на определение начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл Н.Ю.А. от 27 октября 2016 года, которым в отношении

ОАО «<данные изъяты>» отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.16 ч.3 КоАП РФ, в связи с отсутствием соответствующих полномочий Инспекции Госстройнадзора РМЭ,

У С Т А Н О В И Л:

Определением начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл Н.Ю.А. от 27 октября 2016 года в отношении ОАО «<данные изъяты>» отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.16 ч.3 КоАП РФ, в связи с отсутствием соответствующих полномочий Инспекции Госстройнадзора РМЭ.

Не согласившись с данным определением, заместитель прокурора г.Йошкар-Олы Птицын В.С. принес протест, в котором просит отменить названное выше определение, вернуть материал проверки ОАО «<данные изъяты>» в Инспекцию государственного строительного надзора Республики Марий Эл для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.16 ч.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «<данные изъяты>». Заместитель прокурора г.Йошкар-Олы считает данное определение незаконным, необоснованным по следующим основаниям.

03.10.2016 материалы проверки, проведенной прокуратурой г.Йошкар-Олы, направлены министру строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ для рассмотрения по существу и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.16 ч.3 КоАП РФ.

Согласно справке от 03.10.2016 ст. государственного инспектора Инспекции государственного строительного надзора РМЭ А.П.В., привлеченного к участию в проверке в качестве специалиста, при визуальной проверке качества строительно-монтажных работ, выполненных при реконструкции объекта по адресу: <адрес>, выявлены отдельные нарушения требований энергетической эффективности при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, за что ч.3 ст.9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

В силу ч.1 ст.28.3, ч.1 ст.23.56 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях по ч.3 ст.9.16 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный строительный надзор.

В соответствии с Положением об отделе – Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ от 22.05.2015 №294, Инспекция государственного строительного надзора РМЭ является структурным подразделением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ, обеспечивающим осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Республики Марий Эл.

Должностные лица Инспекции, как органа исполнительной власти РМЭ, осуществляющего государственный строительный надзор, вправе оставлять протоколы об административных правонарушениях по ч.3 ст.9.16 КоАП РФ. При этом в КоАП РФ право Инспекции и органов государственного строительного надзора возбуждать по поступившим из правоохранительных и других государственных органов материалов проверок дела об административных правонарушениях в соответствии со ст.23.56, 28.3 КоАП РФ не ставится в зависимость от осуществления государственного строительного надзора в отношении соответствующего объекта капительного строительства.

Кроме того, административный орган отказал в возбуждении дела об административном правонарушении по основанию, не предусмотренному ст.24.5 КоАП РФ.

Помощник прокурора г.Йошкар-Олы Боев М.О. в суде доводы, изложенные в протесте, поддержал в полном объеме, просил определение начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл Н.Ю.А. от 27 октября 2016 года отменить, вернуть материал проверки ОАО «<данные изъяты>» в Инспекцию государственного строительного надзора Республики Марий Эл для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.9.16 КоАП РФ.

В отзыве на протест прокурора от 12.12.2016 министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ указано, что в соответствии с п.10 Положения о Минстрое и ЖКХ РМЭ, утвержденного постановлением Правительства РМЭ от 05.08.2005 , к функциям министерства относится осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

В соответствии со ст.54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве (реконструкции) объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ либо является модифицированной проектной документацией. В данном случае проектная документация на строительство объекта не подлежит экспертизе и следовательно надзору, соответственно в Инспекции в качестве поднадзорного объекта зарегистрирован не был. Разрешение от 20.11.2015 на ввод объекта в эксплуатацию первого этапа строительства выдано администрацией городского округа «<адрес>». Составление протоколов, как и рассмотрение дел об административных правонарушениях в связи со строительством (реконструкцией) объекта капитального строительства, не подлежащего государственному строительному надзору, а тем более введенному в эксплуатацию, не входит в полномочия Минстроя и ЖКХ РМЭ, как органа регионального государственного строительного надзора.

Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ О.А.Л. (доверенность от 23.09.2015), начальник Инспекции государственного строительного надзора РМЭ Н.Ю.А. в суде с доводами протеста прокурора не согласились, полагая, что в данном случае возбуждение дела об административном правонарушении в связи с эксплуатацией объекта капитального строительства, не подлежащего государственному строительному надзору, не входит в полномочия Инспекции Госстройнадзора РМЭ (Минстроя и ЖКХ РМЭ), как органа регионального государственного строительного надзора.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы протеста, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 03 октября 2016 года прокуратура г.Йошкар-Олы направила материалы проверки в отношении ОАО «<данные изъяты>» в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ для рассмотрения по существу и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.9.16 КоАП РФ, поскольку, согласно справке от 03.10.2016 ст.государственного инспектора Инспекции государственного строительного надзора РМЭ А.П.В., привлеченного к участию в проверке в качестве специалиста, при визуальной проверке качества строительно-монтажных работ, выполненных при реконструкции объекта по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований энергетической эффективности при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, за что ч.3 ст.9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Определением начальника Инспекции государственного строительного надзора РМЭ Н.Ю.А. от 27 октября 2016 года в отношении ОАО «<данные изъяты>» отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.9.16 КоАП РФ, в связи с отсутствием соответствующих полномочий Инспекции Госстройнадзора РМЭ.

Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 1.3 КоАП РФ определены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: 1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; 2) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; 4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний (часть 1 статьи 1.3 КоАП РФ).

В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 1.3 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 23.56 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный строительный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 9.5, статьей 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44 настоящего Кодекса.

Статья 28.3 ч.1 КоАП РФ предусматривает, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года №54 определено, что государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора. Осуществление регионального государственного строительного надзора, в соответствии с пунктом 10 Положения о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 августа 2005 года №194, отнесено к функциям названного министерства. Структурным подразделением министерства, обеспечивающим осуществление регионального государственного строительного надзора, согласно Положению об отделе - Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл, утвержденному приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 22 мая 2015 года №294, является Инспекция государственного строительного надзора Республики Марий Эл. В соответствии с пунктом 4.2 должностные лица Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий от 20 октября 2014 года №1014 «О некоторых вопросах осуществления регионального государственного строительного надзора и регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Марий Эл» на начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл и его заместителя возложены полномочия по вынесению распоряжений о проведении проверок и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Таким образом, должностные лица Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях к подведомственности органов, осуществляющих государственный строительный надзор.

Позиция Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в отношении не подведомственности ему вопросов осуществления производства по делам об административных правонарушениях, перечисленных в статье 28.3 КоАП РФ, является ошибочной, ввиду того, что вопросы подведомственности дел об административных правонарушениях определяются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, определение начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл Н.Ю.А. от 27 октября 2016 года в отношении ОАО «<данные изъяты>» об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.9.16 КоАП РФ, в связи с отсутствием соответствующих полномочий Инспекции Госстройнадзора РМЭ является незаконным.

Перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, дан в ст.24.5 КоАП РФ, который является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию.

По смыслу ст.30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление (определение) по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая вышеизложенное, судья пришел к выводу, что обжалуемое определение подлежит отмене с направлением материалов в административный орган для рассмотрения по существу и принятии обоснованного и мотивированного решения.

Судом рассмотрена данная жалоба в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Определение начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Марий Эл Н.Ю.А. от 27 октября 2016 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.9.16 КоАП РФ, в отношении ОАО «Лигон-Центр» отменить.

Направить материалы проверки, проведенной прокуратурой г. Йошкар-Олы, в Инспекцию государственного строительного надзора Республики Марий Эл для рассмотрения по существу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья – Т.Н. Касаткина