ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/17 от 06.03.2017 Новосибирского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 12-87/2017

Поступило в суд: 06.03.2017 года

РЕШЕНИЕ

Судья Новосибирского районного суда Новосибирской области Камышникова И.В., при секретаре Нагольной Е.А.,

рассмотрев жалобу защитника ОАО «Новосибирскавтодор» ФИО1 на постановление государственного инспектора дорожного надзора ПДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области ФИО по делу об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора дорожного надзора ПДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области ФИО по делу об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Новосибирскавтодор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Защитник ОАО «Новосибирскавтодор» ФИО1, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой просила его отменить, производство по делу прекратить в связи с тем, что ОАО «Новосибирскавтодор», являясь подрядной организацией, добросовестно, своевременно и с надлежащим качеством исполнило работы в рамках заключенного с ГКУ НСО ТУАД государственного контракта. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Новосибирскавтодор» и ГКУ НСО ТУАД заключен Контракт №... на выполнение комплекса подрядных работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> районах Новосибирской области, протяженностью согласно «Перечню автомобильных дорог» (Приложение №...), и в соответствии с «Описанием объекта закупки» (Приложение №...). Все работы, выполняемые ОАО «Новосибирскавтодор» строго регламентированы условиями государственного контракта, выйти за которые ОАО «Новосибирскавтодор» в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ не вправе. Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Контракта установлена обязанность ОАО «Новосибирскавтодор» выполнять в установленные сроки предписания Заказчика, выданные в письменном виде. Об исполнении предписания Подрядчик информирует Заказчика в письменном виде. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОАО «Новосибирскавтодор» поступило Предписание от ГКУ НСО ТУАД, в соответствии с которым ГКУ НСО ТУАД предписало ОАО «Новосибирскавтодор» ликвидировать снежные валы с остановок общественного транспорта в срок до 17 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ Предписание ГКУ НСО ТУ АД было исполнено ОАО «Новосибирскавтодор» в сроки, указанные в предписании.

Административным органом не доказан факт нарушения ОАО «Новосибирскавтодор» положений нормативных актов. При вынесении решения административным органом не установлены характеристики выявленных дефектов, явившихся, по мнению административного органа, несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения. Высота снежного вала является параметром, имеющим количественную оценку, и должна измеряться с помощью линейки, что должно быть зафиксировано в акте обследования дорожных условий. Вопреки п. 1.4 Приказа Министерства транспорта России «Об утверждении Порядка проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения» № 163 от 08.06.2012 и п. 5.2 положений государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» измерение высоты снежного вала должностным лицом административного органа не производилось.

Административным органом не дана надлежащая оценка всем обстоятельствам вменяемого административного правонарушения, что привело к незаконному привлечению ОАО «Новосибирскавтодор» к административной ответственности. В соответствии с п. 3.1.7 ГОСТ Р 50597-93 после очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств», что и происходило. Снежные валы образовались в результате производства работ по очистке снега. Из журнала производства работ и путевых листов видно, что образованию снежных валов способствовало исполнение ОАО «Новосибирскавтодор» обязательств по очистке дорожного полотна от снега. Очистка же остановочных павильонов от снежных валов производилась незамедлительно после завершения работ по очистке дорожного полотна от снега. Никаких предписаний о выявлении и об устранении нарушений административным органом не выдавалось.

Законный представитель ОАО «Новосибирскавтодор», будучи извещенным о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился, не ходатайствовал об отложении рассмотрения жалобы.

В судебном заседании защитник ОАО «Новосибирскавтодор» ФИО3, доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объёме, просила её удовлетворить, указав, что ДД.ММ.ГГГГ шли обильные осадки в виде снега, и они предпринимали меры, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, очистив дорожное полотно от снега.

Государственный инспектор дорожного надзора ПДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области ФИО, вынесший обжалуемое постановление, в судебном заседании полагал, что жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а обжалуемое постановление без изменения, указав при этом, что автодорога находится в ведении ГКУ НСО ТУАД. В соответствии с государственным контрактом, уборку дороги осуществляет ОАО «Новосибирскавтодор» и снежные валы были сформированы ими. Снежный вал должен быть до 0,5 м. На остановке не допускается наличие рыхлого снега более 10 см высоты. В соответствии с п. 3.1.7 ГОСТ, валы следует формировать в лотки, лоток – это часть дороги. Требованиями п. 3.1.8 ГОСТ определено, где не допускается формирование снежных валов.

Заслушав защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности, и должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 50 минут в Новосибирском районе Новосибирской области на автодороге <адрес> в границах Новосибирской области, км 12+000-20+000, на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта (<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес><адрес> ОАО «Новосибирскавтодор» были сформированы снежные валы, что является несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог или других дорожных сооружений, чем не выполнены п.3.1.8. ГОСТ 50597-93, п.13 основных положений ПДД РФ.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Исходя из положений приведенных норм и пункта 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.

В силу статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Исходя из ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

В соответствии с Приказом Минтранса Новосибирской области «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, отнесенных к государственной собственности Новосибирской области» №26 от 16.02.2016 г., автомобильная дорога <адрес> (в границах НСО)", с идентификационным номером №... отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.

Согласно преамбуле и п.1.1 Контракта №... от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ НСО «ТУАД» от имени Новосибирской области в целях обеспечения нужд Новосибирской области заключило с ОАО «Новосибирскавтодор» контракт на выполнение комплекса подрядных работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в <адрес><адрес>, <адрес>, <адрес> районах Новосибирской области, протяженностью согласно «Перечню автомобильных дорог» (Приложение №...), и в соответствии с «Описанием объекта закупки» (Приложение №...), в том числе автомобильной дороги "<адрес> (в границах НСО)", с идентификационным номером №...

В соответствии с п.5.1.1 вышеуказанного контракта ГКУ НСО «ТУАД» вправе требовать от ОАО «Новосибирскавтодор» надлежащего исполнения обязательств в соответствии с контрактом, а также своевременного устранения выявленных недостатков.

Согласно п.6.2 того же контракта ГКУ НСО «ТУАД» в течение всего срока его действия контролирует качество и объем выполненных работ.

Пунктом 6.1 контракта предусмотрено, что контроль качества работ осуществляется сторонами в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП, ОСТ, ВСН, СТП ТУАД, СТО ТУАД.

Исходя из п.7.4 контракта в случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения и ненадлежащего исполнения предусмотренных им обязательств ОАО «Новосибирскавтодор» несет ответственность в виде уплаты пеней и/или штрафов.

Как следует из содержания вышеназванных норм в их взаимосвязи, а также приведенных положений контракта, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются юридические лица, у которых соответствующие участки дорог находятся на балансе и закреплены за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и которые их обязаны содержать в соответствии с уставными целями своей деятельности; юридические лица, являющиеся балансодержателями соответствующих участков дорог, закрепленных за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для которых обязанность по их содержанию определена в Уставе, к коим ОАО «Новосибирскавтодор» не относится.

Организации, которые осуществляют, как ОАО «Новосибирскавтодор», строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог на основании гражданско-правовых договоров с указанными юридическими лицами, не являются субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ, так как данный вид юридической ответственности не применяется в рамках частно-правовых отношений за невыполнение договорных обязательств.

С учетом вышеприведенного, указанное постановление законным и обоснованным признать нельзя.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 3 указанной нормы лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Перечисленные доказательства в совокупности и с учетом приведенных выше правовых норм позволяют сделать вывод об отсутствии в действиях ОАО «Новосибирскавтодор» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и наличии оснований для освобождения его от административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора дорожного надзора ПДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области ФИО по делу об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ, которым ОАО «Новосибирскавтодор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ОАО «Новосибирскавтодор» ФИО1 на постановление государственного инспектора дорожного надзора ПДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области ФИО по делу об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Постановление государственного инспектора дорожного надзора ПДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области ФИО по делу об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья И.В. Камышникова