Дело № 12-87/2018
Р Е Ш Е Н И Е
02 октября 2018 года г.Павлово
Судья Павловского городского суда Нижегородской области Ланская О.А. (ул. Крупской, д.7, г. Павлово, Нижегородская область, 606100), с участием представителя ООО «Павловская домоуправляющая компания» ФИО1, представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Павловская домоуправляющая компания» ФИО3 на постановление заместителя начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Павловская домоуправляющая компания»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, вынесенным заместителем начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО4, ООО «Павловская домоуправляющая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, директор ООО «Павловская домоуправляющая компания» ФИО3 обратился в суд с жалобой об отмене указанного постановления. В обосновании жалобы заявитель указал,что дело об административном правонарушении возбуждено в нарушение действующего законодательства в отношении ненадлежащего субъекта. Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и при вынесении постановления об административном правонарушении не учло тот факт, что заявитель не оказывает услугу собственникам многоквартирных домов <адрес> в части водоотведения и плату за данную услугу не взимает.Заинтересованным лицом при вынесении постановления не учтены или неправильно применены нормы действующего законодательства РФ, в частности, пункт 4 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,статьи 2, 6, 8, 14 ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении», статьи 161, 162 ЖК РФ, статья 225 Гражданского кодекса РФ, пункты 5, 6, 8 Правил «Содержания имущества в многоквартирном доме», пункт 35 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, п.21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов. Распоряжением администрации муниципального образования г.Павлово №104 от 21.08.2013г. МУП «Водоканал» в пределах границ муниципального образования г. Павлово присвоен статус гарантирующей организации в сфере водоотведения. В ходе рассмотрения дела установлено, что канализационная сеть из которой осуществляется сброс канализационных отходов находится на балансе города Павлово, гарантирующей организации МУП «Водоканал», ООО «Павловская домоуправляющая компания» и не является собственностью жильцов многоквартирных домов. Следовательно данные сети являются бесхозными.
В свою очередь ООО «Павловская домоуправляющая компания» является управляющей организацией и несет права, обязанности и ответственность за содержание сетей водоотведения в границах обслуживаемых многоквартирных домов.
Канализационные сети вне многоквартирных домов по <адрес> не являются собственностью ООО «Павловская домоуправляющая компания», собственностью жильцов многоквартирных домов, не входят в состав общего имущества МКД и в силу действующего законодательства не могут обслуживаться и содержаться ООО «Павловская домоуправляющая компания».
В ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Павловская домоуправляющая компания» и МУП «Водоканал», был заключен договор на водоснабжение и водоотведение г.Павлово Нижегородской области. В приложении к указанному договору были указаны многоквартирные дома, а именно: <адрес>. В договоре указанные дома также были включены в объекты водоотведения. Отсюда следует, что технологическое присоединение к централизованной системе водоотведения многоквартирных домов <адрес> «Водоканал» было осуществлено и соответственно ответственность за канализационный вне границ внешней стены домов несет МУП «Водоканал». В договоре на водоснабжение и водоотведение в 2017 году по неизвестным причинам МУП «Водоканал» многоквартирные дома <адрес> исключил из списка домов по водоотведению. Многократные обращения ООО «Павловская домоуправляющая компания» в МУП «Водоканал» и администрацию города Павлово о заключении договоров водоотведения и решению проблем, связанных с водоотведением были оставлены без должного внимания муниципалитетом и гарантирующей организацией. Этим фактам должная оценка министерством экологии при рассмотрении административного дела не дана.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности по сбросу канализационных отходов должно было учитываться, что в соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Павлово от 31.10.2013 года № 52 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области», в пункте 12.4 приложения №1 к указанному Постановлению указано: 12.4.1. Строительство КНС-4 в районе Ждановского поселка <адрес> производительностью 21,2 м3/час. Целью данного мероприятия является обеспечение гарантированного и нормального режима водоотведения <адрес>. Срок реализации данного мероприятия - 2015-2016 гг. В пунктах 18,19 и 20 таблицы 8 в Приложении № 1, указаны виды работ, характеристика и ориентировочная стоимость работ. В настоящее время вышеуказанные работы не произведены. По информации из Павловского муниципального района в отношении участка водопроводно-канализационной сети по <адрес> отсутствуют сведения о зарегистрированном праве собственности или ином вещном праве какого-либо лица.
Таким образом, рассматриваемый участок наружной сети водоотведения по <адрес> является фактически безхозяйным и его эксплуатация должна осуществляться гарантирующей организацией, т.е. МУП «Водоканал», соответственно данная организация должна была быть рассмотрена как субъект административного правонарушения.
Просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ООО «Павловская домоуправляющая компания» ФИО1, которому разъяснены права, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО2 просила постановление заместителя начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу директора ООО «Павловская домоуправляющая компания» ФИО3 без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ООО «Павловская домоуправляющая компания» ФИО1, представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО2, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, оценив их на предмет относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из толкования названной нормы следует, что объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Материалами дела установлено, что по факту нарушения природоохранного законодательства РФ 23.05.2018 года было проведено рейдовое обследование территории, прилегающей к дому <адрес>, в ходе которого установлено, что за гаражными постройками напротив дома <адрес>, на расстоянии около 3 м. вглубь от края оврага имеется металлическая труба, из которой на момент осмотра на рельеф местности (на склон оврага и далее по дну оврага вытекала мутная вода с резким запахом канализации). Неочищенные канализационные стоки являются отходами коммунальных жидких неканализованных объектов водопотребления
Даннее правонарушение подтверждены протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и приложенными фотографиями (л.д. 35-36).
В ходе проведенного рейдового обследования территории, прилегающей к дому <адрес> главным специалистом Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО2 были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства РФ, а именно: нарушена ч. 2 ст. 51 Федерального Закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства описаны в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, отвечающим требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Павловская домоуправляющая компания» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ№; ответом директора МУП «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного главе администрации муниципального образования г. Павлово; копией технического паспорта на жилой дом и земельный участок по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; письмом администарции МО г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении информации по коллектору расположенном по адресу: <адрес> копией договора на водоснабжение и водоотведение № от ДД.ММ.ГГГГ и приложением договора на водоснабжение и водоотведение № от ДД.ММ.ГГГГ; копией распоряжения администрации муниципального образования г. Павлово от ДД.ММ.ГГГГ№ «О присвоении статуса гарантирующей организации на территории муниципального образования г. Павлово» МУП «Водоканал»; копией выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Павловская домоуправляющая компания» и иными материалами дела.
Вопрос о наличии вины ООО «Павловская домоуправляющая компания» в совершении вмененного административного правонарушения исследован должностным лицом административного органа, вина ООО «Павловская домоуправляющая компания» установлена, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении. Всем собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и сделан обоснованный вывод о том, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований подтверждены достоверными доказательствами.
Доводы жалобы о том, что ООО «Павловская домоуправляющая компания» не оказывает услугу собственникам многоквартирных домов <адрес> в части водоотведения, является управляющей организацией и несет права, обязанности и ответственность за содержание сетей водоотведения в границах обслуживаемых многоквартирных домов, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В ходе административного расследования установлено, что управление многоквартирными домами <адрес> осуществляет ООО «Павловская домоуправляющая компания».
Из технического паспорта на жилой дом и земельный участок по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в границах вышеуказанного жилого дома, имеется водоснабжение и канализация.
Согласно информации администрации Павловского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что на основании соглашения «О передаче администрации Павловского муниципального района Нижегородской области отдельных полномочий администрации муниципального образования г.Павлово» Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Павловского муниципального района Нижегородской области (КУМИ и ЗР) переданы полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом на территории муниципального образования г.Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области. Согласно данным КУМИ и ЗР на основании Реестра муниципальной собственности городского поселения г. Павлово Нижегородской области коллектор, расположенный по адресу: <адрес>, не является объектом муниципальной собственности городского поселения г.Павлово, а также отсутствует в муниципальной имущественной казне.
В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования г. Павлово от 21.08.2013 года №104 «О присвоении статуса гарантирующей организации на территории муниципального образования г. Павлово» МУП «Водоканал» присвоен статус гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения в пределах административных границ города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области.
Как следует из ответа директора МУП «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного главе администрации муниципального образования г. Павлово, многоквартирные дома по <адрес> введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., № введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ г., № введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ г., строились предприятием НПО «Мехинструмент» и к централизованным канализационным сетям на момент застройки и по настоящее время не подключены. Согласно приложения №2 к решению комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Павловского района № от ДД.ММ.ГГГГ, канализационные сети от данных домов на баланс МУП «Водоканал» не передавались.
Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме; Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" установлено, что деятельность по содержанию общего имущества многоквартирного дома помимо прочего включает сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Подпунктом "б" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, предусмотрено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома. В соответствии с положениями п. 5 ст. 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, то есть прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
Согласно положениям п. 6 ст. 2 указанного Закона гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, оказание услуг водоотведения возможно только в случае подключения жилого помещения к централизованной системе канализации.
Однако, ООО «Павловская домоуправляющая компания» в рамках исполнения им обязательств по договору управления многоквартирным домом, каких-либо договоров водоотведения с гарантирующей организацией либо договоров с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией не заключало.
Более того, как следует из выписки Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности ООО «Павловская домоуправляющая компания» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Среди дополнительных видов деятельности имеется строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (код 42.21).
Вместе с тем, каких-либо мер по подключению жилого помещения к централизованной системе канализации ООО «Павловская домоуправляющая компания» не предпринималось.
Суждение заявителя о том, что общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения, являлось предметом тщательной проверки в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа, получило надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой, оснований не имеется.
Новых доводов, которые могли бы служить основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении, в жалобе не содержится.
Правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов о виновности ООО «Павловская домоуправляющая компания» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, доводы жалобы не содержат.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Совокупность представленных доказательств явилась достаточной для правильного разрешения данного дела.
Действия ООО «Павловская домоуправляющая компания» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения ООО «Павловская домоуправляющая компания» к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО «Павловская домоуправляющая компания» в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя начальника Юго-Западного межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Павловская домоуправляющая компания» - оставить без изменения, жалобу директора ООО «Павловская домоуправляющая компания» ФИО3 без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Ланская