ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/18 от 09.07.2018 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 12-87/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Омского районного суда Омской области Полоцкая Е.С., при секретаре Беловой А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в <...> а, зал судебных заседаний № 16) 09 июля 2018 года дело по жалобе АО «Дорожное ремонтно-строительное управление № 3» на постановление о назначении административного наказания № З-095-04-039/2018 от 12.04.2018 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по омской области Управления Росприроднадзора по Омской области ФИО1, в отношении АО «ДРСУ № 3» по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по омской области Управления Росприроднадзора по Омской области ФИО1 вынесено постановление № З-095-04-039/2018 от 12.04.2018 года, согласно которому АО «ДРСУ № 3» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, АО «ДРСУ № 3» обратилось в суд с жалобой об отмене данного постановления, указав, что основанием для привлечения ДРСУ № 3 к административной ответственности согласно обжалуемому постановлению явилось следующее: в январе 2017 года Управлением Росприроднадзора по Омской области на учет были поставлены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и принадлежащие Государственному предприятию Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 3» (ГП «ДРСУ № 3»), которое в дальнейшем было преобразовано в акционерное общество «Дорожное ремонтно-строительное управление № 3» (АО «ДРСУ № 3»). Однако данные на актуализацию сведений о постановке на учет объектов от АО «ДРСУ № 3» в Управление Росприроднадзора по Омской области не поступали. В связи с изложенным Росприроднадзор руководствовался ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» согласно которой постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Однако, объекты, находящиеся в эксплуатации у АО «ДРСУ № 3» ранее были поставлены на учет (январь 2017 года) только ГП «ДРСУ № 3». Между ГП «ДРСУ № 3» и АО «ДРСУ № 3» произошло полное правопреемство, в связи с чем, применение п.1 и п.2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является незаконным. Оспариваемое постановление не содержит сведений об обстоятельствах составления протокола, а именно результатов проведения какой-либо плановой или внеплановой проверки. Никакие Распоряжения о проведении внеплановой проверки Росприроднадзором не выносились, уведомления о проведении проверки АО «ДРСУ № 3» не направлялись, никакая внеплановая проверка не проводилась. Сам протокол об административном правонарушении был составлен только 5 апреля 2018 года, что явилось основанием для его составления не указано не ясно, в связи с чем данный протокол составлен с существенными нарушениями действующего законодательства и не может быть положен в основание привлечения АО «ДРСУ № 3» к административной ответственности. В связи с тем, что никакие внеплановые проверки в отношении АО «ДРСУ № 3» не проводились, материалы административного производства составлены с существенными нарушениями ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и КоАП РФ. На основании изложенного просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании защитник АО «ДРСУ № 3» – ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме по основаниям, в ней изложенным. Представила дополнительные доводы, в которых просит прекратить дело об административном правонарушении за малозначительностью, указывает, что у АО «ДРСУ № 3» не было умысла на совершения административного правонарушения. Сумма штрафа в размере 30000 рублей является несоразмерной, кроме того на момент вынесения протокола сведения об объектах были актуализированы.

Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения жалобы, указывая, что в данном случае осуществление проверки не является обязательным, после правопреемства АО «ДРСУ № 3» не актуализировало сведения о собственнике объекта, что также является нарушением ст. 8.46 КоАП РФ. Поскольку нарушение продолжалось более года, основания для признания его малозначительным отсутствуют, штраф в сумме 30000 рублей является небольшим для юридического лица.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Применительно к ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административно взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ определены обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.

Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Согласно ч. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Обохране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 69.2 указанного Федерального закона).

В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в случае представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

а) о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

б) об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;

в) об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;

г) об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления;

сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объектах НВОС), подлежат актуализации в реестре.

Согласно пункту 7 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения, указанные в подпунктах "а" и "б", представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от 02 декабря 2016 года № 2432-р «Об условиях приватизации государственного предприятия Омской области «Дорожное ремонтно-строительное управление № 3» постановлено приватизировать ГП Омской области «ДРСУ № 3».

Согласно Уставу АО «ДРСУ № 3», утвержденного от 02 декабря 2016 года общество является правопреемником ГП Омской области «ДРСУ № 3».

АО «ДРСУ № 3» поставлено на учет Российской Федерации в налоговом органе 04.04.2017.

Как следует из материалов дела, 07.03.2018 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Омской области ФИО4 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении АО «ДРСУ № 3» по статьи 8.46 КоАП РФ. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явилась служебная записка начальника информационно-аналитического и административно-хозяйственного отдела управления Росприроднадзора по Омской области с приложениями, из которых следует, что январе 2017 года Управлением Росприроднадзора по Омской области были поставлены на учеты объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду юридического лица ГП по Омской области «ДРСУ № 3». В дальнейшем ГП по Омской области «ДРСУ № 3» было преобразовано в АО «ДРСУ № 3». Данные на актуализацию сведений в Управление Росприроднадзора по Омской области не поступали. АО «ДРСУ № 3» заявки в Управление Росприроднадзора по Омской области о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не поступали.

05.04.2018 в отношении АО «ДРСУ № 3» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

Постановлением № З-095/04-039/2018 от 12.04.2018, вынесенным государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Омской области ФИО4 АО «ДРСУ № 3» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.46 КоАП РФ - невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Данное постановление вынесено должностным лицом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора, установленным Положением о государственном экологическом надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476.

Основанием для возбуждения административного расследования послужил выявленный 07.03.2018 факт правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

При установленных обстоятельствах доводы представителя АО «ДРСУ № 3» о процессуальных нарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении от 12.04.2018, не нашли своего подтверждения и опровергаются материалами дела.

В качестве совокупности доказательств совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, должностным лицом указано на факты установленные из информации, полученной от отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Омской области.

Как следует из материалов дела заявки о постановке объектов АО «ДРСУ № 3», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет были поданы АО «ДРСУ № 3» только 05.03.2018. Обществом получены свидетельства об актуализации учетных сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду только 23.03.2018.

На основании изложенного, суд считает, что факт несвоевременного выполнения обязанности АО «ДРСУ № 3» по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений подтвержден материалами дела.

Так представителем АО «ДРСУ № 3» не оспаривалось в ходе судебного разбирательства сам факт того, что заявки о постановке Объектов АО «ДРСУ № 3», оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, были поданы только в марте 2018 года, тогда как на налоговый учет АО «ДРСУ № 3» было поставлено 04.04.2017 года.

Тот факт, что ранее объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду были поставлены на государственный учет ГП Омской области «ДРСУ № 3», не освобождает АО «ДРСУ № 3» от обязанности, предусмотренной ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предоставить сведения об изменении юридического лица осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, должностное лицо, вынесшее постановление, обоснованно пришло к выводу о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

Действия АО «ДРСУ № 3» правильно квалифицированы по ст. 8.46 КоАП РФ.

Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица о доказанности вины АО «ДРСУ № 3» в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Нарушений процедуры привлечения АО «ДРСУ № 3» к административной ответственности суд не установил, юридическое лицо привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.

Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановления должностного лица.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая фактические обстоятельства настоящего дела, характер противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в данном случае не имеется, поскольку действия заявителя существенно нарушают охраняемые общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, что ни при каких обстоятельствах признать правонарушение малозначительным невозможно.

Наказание назначено должностным лицом в пределах санкции ст. 8.46 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения - административный штраф в минимальном размере.

Каких-либо нарушений требований материального и процессуального закона, безусловно влекущих отмену вынесенного постановления, не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление о назначении административного наказания о назначении административного наказания № З-095-04-039/2018 от 12.04.2018 года, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по омской области Управления Росприроднадзора по Омской области ФИО1, согласно которому АО «ДРСУ № 3» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей оставить без изменения, жалобу защитника АО «ДРСУ № 3» - ФИО2 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи жалобы в Омский районный суд в течение 10 дней с момента получения (вручения) копии решения.

Судья Е.С. Полоцкая