ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/19 от 07.03.2019 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

Мировой судья Кашапова Н.Н.

судебный участок

дело № 12 – 87 / 2019

Р Е Ш Е Н И Е

город Пермь 7 марта 2019 года

Судья Индустриального районного суда г. Перми Мокрушин О.А., при секретаре судебного заседания Ичетовкиной Е.Н., с участием защитника по доверенности Поповой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе в защиту директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Пермского района» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Индустриального судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка Индустриального судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «УК Пермского района» ФИО1 признан виновным по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 рублей, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ при управлении многоквартирным домом <адрес> установлено несоблюдение директором «УК Пермского района» ФИО1 лицензионных требований, предусмотренных ч. 2 ст. 156, ч. 2 ст. 162, ч. 1 ст. 193 Жилищного Кодекса Российской Федерации: нарушен порядок определения размера платы за электрическую энергию за ДД.ММ.ГГГГ, применен объем электроэнергии, превышающий объем, рассчитанный исходя из норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; при определении размера платы за электроэнергию, потребляемую при содержании и использовании общего имущества в многоквартирном доме, за ДД.ММ.ГГГГ в расчетах применен объем электроэнергии, рассчитанный не по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии, чем нарушен пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Защитник в жалобе просит постановление отменить, считает, что ООО «УК Пермского района» расчет платы за содержание в части оплаты коммунальной услуги по электроснабжению, потребляемой при содержании общего имущества, не производит, поскольку во исполнение решения собственников жилых помещений многоквартирного дома между ООО «УК Пермского района» и ПАО «Пермэнергосбыт» был заключен агентский договор, согласно которого ПАО «Пермэнергосбыт» приняло на себя обязательство осуществлять расчет объема и стоимости платы за содержание жилого помещения в части оплаты электроэнергии.

Решением Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ Приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 07.06.2017 N СЭД-46-09-23-1 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края» признан недействующим, из чего следует, что в спорный период в Пермском крае отсутствовал действующий нормативный акт, устанавливающий норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах.

ООО «УК Пермского района» при управлении многоквартирным домом не допущено нарушение лицензионных требований, поскольку общество не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.

ФИО1 извещен о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направил.

Защитник в судебном заседании на доводах жалобы настаивала.

Исследовав материалы дела, заслушав присутствующих лиц, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в отношении директора ООО «УК Пермского района» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, в связи с нарушением ФИО1 порядка определения размера платы за электрическую энергию за ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.

В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность

Пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ к лицензионным требованиям отнесены и иные требования, установленные Правительством РФ.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.07.2017 N 258-ФЗ).

Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату (ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ).

Частью 4.1 ст. 157 ЖК РФ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 237-ФЭ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЭ) предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Управляющая организация, которой в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (ч. 15 ст. 155 ЖК РФ).

Исходя из системного толкования указанных выше норм права, мировой судья пришел к правильному выводу о нарушении ФИО1 лицензионных требований, допущенных при управлении многоквартирным домом.

Таким образом, выявленные при проведении проверки нарушения в деятельности директора ООО «УК Пермского района» ФИО1 образуют состав правонарушения в виде осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, что опровергает доводы защитника об отсутствии вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которая подтверждается материалами дела, исследованными судом.

Не опровергает данного вывода и то обстоятельство, что во исполнение решения собственников жилых помещений многоквартирного дома между ООО «УК Пермского района» и ПАО «Пермэнергосбыт» был заключен агентский договор, согласно которого ПАО «Пермэнергосбыт» приняло на себя обязательство осуществлять расчет объема и стоимости платы за содержание жилого помещения в части оплаты электроэнергии. Данный довод уже приводился ФИО1 в судебном заседании у мирового судьи и был обоснованно отвергнут со ссылкой на жилищное законодательство и п. 2.2.3 агентского договора, согласно которого ПАО «Пермэнергосбыт» обязано передавать управляющей компании сведения о размере платы за содержание жилого помещения в части оплаты электроэнергии, потребляемой при содержании общего имущества в доме, а ООО «УК Пермского района» вправе не согласиться с размером платы, составив акт согласования, что управляющей компанией в указанные периоды времени сделано не было.

Довод защитника о том, что решением Пермского краевого суда от 22.12.2017 Приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 07.06.2017 N СЭД-46-09-23-1 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края» признан недействующим, из чего следует, что в спорный период в Пермском крае отсутствовал действующий нормативный акт, устанавливающий норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, несостоятелен.

ФИО1 вменяется нарушение порядка определения размера платы за электрическую энергию в том числе и за ДД.ММ.ГГГГ, вместе с тем, решением Пермского краевого суда от 22.12.2017 Приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 07.06.2017 N СЭД-46-09-23-1 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Пермского края» был признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, то есть с момента вынесения определения Верховным Судом РФ от 05.04.2018, которым решение Пермского краевого суда от 22.12.2017 оставлено без изменения.

Таким образом, в ДД.ММ.ГГГГ Приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 07.06.2017 N СЭД-46-09-23-1 являлся действующим и должен был применяться при определении размера платы за электрическую энергию за ДД.ММ.ГГГГ

Вина директора ООО «УК Пермского района» ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, договором управления многоквартирным домом, заявлением на выдачу квалификационного аттестата; выпиской из ЕГРЮЛ, лицензией от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями, протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, письмом ПАО «Пермэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями о расходе электроэнергии, информацией о показаниях (предыдущих и текущих) индивидуальных (квартирных) приборов учета электрической энергии, другими документам дела.

Мировой судья при вынесении постановления в полном объеме исследовал перечисленные выше доказательства, дал объективную оценку в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и пришел к правильному выводу о виновности директора ООО «УК «Профи-Дом» ФИО2 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В ходе производства по делу об административном правонарушении не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, влекущих отмену обжалуемого постановления.

При назначении наказания мировой судья учел характер совершенного правонарушения, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, назначил наиболее мягкое наказание в виде штрафа в размере менее минимального, с применением положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка Индустриального судебного района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора ООО «УК Пермского района» ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Поповой С.Н. без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья О.А. Мокрушин