ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/19 от 14.08.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Шаповал А.В. дело № 21-619/2019

(№ 12-87/2019)

Р Е Ш Е Н И Е

14 августа 2019 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации г.Феодосия Республики Крым Фомича Сергея Викторовича,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ Фомич С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года вышеуказанное постановление об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с решением судьи городского суда, должностное лицо административного органа, вынесшее постановление, Кальков А.А., обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку имеющиеся в деле доказательства в своей совокупности полностью подтверждают виновность Фомича С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фомич С.В. в судебном заседании с жалобой не согласился, просил отказать в её удовлетворении, поскольку состоявшееся судебное решение является законным и обоснованным.

Заслушав пояснения Фомича С.В., допросив в качестве свидетеля Бабич Н.А., проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

Из материалов дела следует, что на основании поручения Главы Республики Крым Аксёнова С.В. от 11 декабря 2018 года № 1/01-32/7958, приказа Службы финансового надзора Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка освоения бюджетных средств, выделенных из бюджета Республики Крым муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлено нарушение администрацией законодательства в финансово-бюджетной сфере, выразившееся в следующем.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым и администрацией г.Феодосии Республики Крым заключено соглашение «О предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года» (в части капитальных расходов) в рамках государственной программы развития Республики Крым на 2016-2025 годы» (далее – Соглашение).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2017 года № 372 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, регулирующим порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Крым из бюджета Республики Крым, которые определяют общие требования предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований из бюджета Республики Крым (далее – Общие требования).

В соответствии с Общими требованиями субсидии предоставляются в целях финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым полномочий по вопросам местного значения.

В силу пункта 7.2 Общих требований одним из условий предоставления субсидий является, в том числе, выполнение требований к показателям результативности использования субсидий и требований соблюдения графика выполнения работ (при наличии).

Согласно пункту 9 Общих требований одним из положений Соглашения о предоставлении субсидии должны быть определены значения показателей результативности использования субсидий, выделяемых как в рамках выполнения государственных программ, так и вне рамок государственных программ.

В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году 358740 000 рублей.

Пунктом 2.2 Соглашения установлен общий размер субсидии предоставляемой из бюджета Республики Крым, исходя из выраженного в процентах от общего объема расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, уровня софинансирования, равного 100%, составляет в 2018 году не более 358740 000 рублей.

Согласно пункту 3.2 Соглашения одним из условий предоставления субсидии является выполнение требований к показателям результативности предоставления субсидии и требований соблюдения графика выполнения работ (при наличии).

Согласно пункту 5.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Приложению к Соглашению «Перечень объектов капитального ремонта муниципальной собственности и (или) приобретаемых объектов движимого имущества в муниципальную собственность, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия» объектами, на которые выделяется субсидия, являются: «Реконструкция здания, расположенного по адресу: <адрес>Б (ранее дошкольное учебное заведение » в сумме <данные изъяты> рублей; «Реконструкция здания, расположенного по адресу: <адрес> (ранее дошкольное учебное заведение » в сумме <данные изъяты> рублей; «Реконструкция здания, расположенного по адресу: <адрес>А (ранее дошкольное учебное заведение » в сумме <данные изъяты> рублей.

В соответствии с Приложением к Соглашению показателями результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, является ввод всех объектов в эксплуатацию в 2018 году.

В рамках выполнения Соглашения муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства администрации <адрес> Республики Крым» заключено три муниципальных контракта с обществом с ограниченной ответственностью «Строй-СИТИ» на выполнение строительно-монтажных работ по объектам: «Реконструкция здания, расположенного по адресу: <адрес> (ранее дошкольное учебное заведение » от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2018.118126 (далее - Контракт № Ф.2018.118126); «Реконструкция здания, расположенного по адресу: <адрес>Б (ранее дошкольное учебное заведение » от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2018.118134 (далее - Контракт № Ф.2018.118134); «Реконструкция здания, расположенного по адресу: <адрес>А (ранее дошкольное учебное заведение » от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2018.174939 (далее - Контракт № Ф.2018.174939).

Согласно отчету о достижении показателей результативности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уровень достижения показателей результативности по Соглашению составил:

- по объекту «Реконструкция здания, расположенного по адресу: <адрес>Б (ранее дошкольное учебное заведение )» плановое значение показателя результативности составило 1,0, фактическое 0,93, отклонение 7 %;

- по объекту «Реконструкция здания, расположенного по адресу: <адрес> (ранее дошкольное учебное заведение )» плановое значение показателя результативности составило 1,0, фактическое 0,01, отклонение 99 %;

- по объекту «Реконструкция здания, расположенного по адресу: <адрес>А (ранее дошкольное учебное заведение )» плановое значение показателя результативности составило 1,0, фактическое 0,00, отклонение 100 %.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица администрации муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым Фомича С.В. протокола об административном правонарушении и вынесения в отношении последнего постановления по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Согласно статям 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, среди прочего, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Прекращая производство по делу, судья городского суда пришел к выводу, что административным органом установлен лишь факт несвоевременного исполнения муниципальных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2018.174939, от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2018.118134, от ДД.ММ.ГГГГ № Ф.2018.118126, а также, что административным органом в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, указывающих на наличие вины Фомича С.В. в совершении вмененного административного правонарушения.

Судья городского суда согласился с доводами Фомича С.В. полагая, что условия предоставления субсидии администрацией были соблюдены, поскольку условия предоставления субсидии - это совокупность документов и сведений, соблюдение которых предшествует принятию решения, при этом заключение муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства администрации г.Феодосии Республики Крым» муниципальных контрактов на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года» (в части капитальных расходов) свидетельствует о соблюдении указанного условия.

В решении судья городского суда также ссылается на то обстоятельство, что невыполнение обязательств по муниципальным контрактам по вине подрядчика, в силу иных обстоятельств не может квалифицироваться как несоблюдение условий предоставления субсидии, а лишь свидетельствует о недостижении предусмотренных Соглашением о предоставлении субсидии и муниципальными контрактами результатов, что не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако с такими выводами согласиться нельзя, поскольку они являются преждевременными, сделанными без полного исследования всех доказательств, при этом обстоятельства, подлежащие выяснению, судьёй городского суда не установлены, а доказательствам, представленным в материалы дела, надлежащая правовая оценка не дана.

В частности, судьёй городского суда при принятии решения об отмене постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу не учтено следующее.

В соответствии с частями 1, 3, 4.1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта. Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств. Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается. Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, не соответствующих указанному перечню, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации, не допускается. Соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной финансовым органом субъекта Российской Федерации. В случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения указанное соглашение должно соответствовать требованиям, установленным правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 3 статьи 132 настоящего Кодекса.

Условиями предоставления субсидии, за нарушение которых получатель субсидии может быть привлечен к ответственности по статье 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются только те условия, которые прямо предусмотрены в соответствующем соглашении о предоставлении субсидии в качестве условий ее получения соответствующим получателем субсидии, в том числе прямое указание о предоставлении субсидии при условии достижения получателем субсидии показателей использования такой субсидии.

При отсутствии прямого указания в соглашении о предоставлении субсидии о её предоставлении при условии соблюдения получателем субсидии обязанности по использованию субсидии в соответствии с показателями, сами по себе такие показатели и ответственность за их недостижение относятся к условиям по использованию средств субсидии, а не к условиям предоставления такой субсидии (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2016 года № 309-АД15-19447, от 13 февраля 2017 года № 18-ЛД17-2)).

Таким образом, для установления наличия, либо отсутствия в действиях юридического лица, должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации, необходимо учитывать, имеется ли в Соглашении о предоставлении субсидии прямое указание о её предоставлении с условием достижения получателем субсидии показателей результативности её предоставления и использования.

Судьёй городского суда указанные требования не учтены, не дана надлежащая оценка Соглашению, согласно подпункту «г» пункта 3.2 которого условием предоставления субсидии является кроме прочего выполнение требований к показателям результативности предоставления субсидии и требований графика выполнения работ (при наличии).

С учетом изложенного прихожу к выводу, что судьей городского суда в нарушение требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были установлены все обстоятельства дела, не были полно исследованы и оценены все имеющиеся в деле доказательства, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволяет сделать вывод о законности и обоснованности состоявшегося по делу решения.

Допущенные судьей городского суда нарушения требований закона являются существенными, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи городского суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд, поскольку установленные статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности, по настоящему делу не истекли.

При новом рассмотрении дела судье городского суда необходимо исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

жалобу начальника Службы финансового надзора Республики Крым Калькова А.А. удовлетворить.

Решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации г.Феодосия Республики Крым Фомича Сергея Викторовича отменить, дело возвратить в Феодосийский городской суд Республики Крым на новое рассмотрение.

Судья О.А. Шидакова