ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/20 от 11.01.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Дегтярев И.А. дело № 21-10/2021

(№ 12-87/2020) (№ 21-1249/2020)

РЕШЕНИЕ

11 января 2021 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым ФИО2 на решение судьи Кировского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кировского района Республики Крым,

установил:

постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым ФИО2 от 28 июля 2020 года администрация Кировского района Республики Крым привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях администрации Кировского района Республики Крым состава административного правонарушения.

С решением судьи районного суда не согласилось должностное лицо, вынесшее постановление по делу, в связи с чем обратилось в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой поставило вопрос об отмене судебного акта, поскольку имеющиеся в деле доказательства с достоверностью свидетельствуют о том, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Законный представитель администрации Кировского района Республики Крым, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, явку защитника не обеспечил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, в связи с чем в порядке статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа ФС , выданного Кировским районным судом Республики Крым 24 января 2019 года, постановлением заместителя старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым ФИО3 6 февраля 2020 года возбуждено исполнительное производство -ИП, предметом исполнения которого является обязанность муниципального казенного учреждения культуры «Управление библиотечного обслуживания и туризма администрации Кировского района Республики Крым» и администрации Кировского района Республики Крым в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании Ореховского сельского клуба, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать здание системой автоматической установкой пожарной сигнализации; оборудовать здание системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей; разработать декларацию пожарной безопасности здания; осуществить огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли здания; произвести огнезащитную обработку огнезащитными составами деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций в зрительном зале здания с составлением акта, с указанием даты пропитки и срока ее действия.

Согласно акту о совершении исполнительных действий от 11 марта 2020 года администрация Кировского района Республики Крым не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 17 февраля 2020 года, установленный в постановлении от 6 февраля 2020 года.

Ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок заместителем старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Советскому районам УФССП России по Республике Крым ФИО3 в отношении администрации Кировского района Республики Крым 12 марта 2020 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, а также вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа - до 27 марта 2020 года.

Из акта о совершении исполнительных действий от 22 июля 2020 года следует, что администрация Кировского района Республики Крым не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 27 марта 2020 года, установленный в постановлении от 12 марта 2020 года.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации Кировского района Республики Крым протокола об административном правонарушении и вынесения 28 июля 2020 года в отношении последней постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление должностного лица, а также решение вышестоящего должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что администрацией Кировского района Республики Крым были предприняты все возможные меры к исполнению требований исполнительного документа, а её бездействие по неисполнению как должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не связано с умыслом уклониться от исполнения решения суда.

Вместе с тем с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя в силу следующего.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Из материалов дела следует, что представителем администрации Кировского района Республики Крым представлены доказательства относительно того, что часть требований решения районного суда была исполнена, а именно: разработана декларация пожарной безопасности Ореховского сельского клуба, утвержденная в ОНД по Кировскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым за регистрационным от 20 февраля 2020 года. С целью исполнения данной части решения суда 9 декабря 2019 года решением Кировского районного совета утвержден бюджет на 2020 и плановый 2021 и 2022 годы, 17 февраля 2020 года утвержден план-график ремонта дома культуры на сумму 18 млн. рублей ориентировочно (требуется изготовление проектно-сметной документации) на капитальный ремонт, Решением районного совета от 17 марта 2020 года внесены изменения в бюджет с целью выделения денежных средств на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации, заключен договор от 8 апреля 2020 года на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с проверкой достоверности стоимости капитального ремонта дома культуры, а также заключен договор от 5 ноября 2020 с ГАУ РК «Госстройэкспертиза» на проведение государственной экспертизы проектной документации.

Требования исполнительного документа об оборудовании здания системой автоматической установкой пожарной сигнализации, оборудовании здания системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, проведении огнезащитной обработки огнезащитным составом деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций в зрительном зале не выполнены.

Однако судьёй районного суда при рассмотрении дела не учтено, что из вышеприведенных документов невозможно сделать однозначный вывод о принятии администрацией Кировского района Республики Крым всех необходимых возможных конкретных мер по исполнению всех требований исполнительного листа ФС от 24 января 2019 года, поскольку из них с очевидностью не следует, что выделенные денежные средства на ремонт дома культуры будут направлены на устранение нарушений противопожарной безопасности, указанных в исполнительном документе.

Из технического задания работ по разработке проектно-сметной документации с проверкой достоверности стоимости капитального ремонта «Капитальный ремонт Ореховского сельского клуба по адресу: <адрес>, являющегося приложением к договору от 8 апреля 2020 года , заключенному между МКУК «Управление культуры, библиотечного обслуживания и туризма администрации Кировского района Республики Крым» и ООО «Крым Земпроект» также не следует, что в разрабатываемой проектной документации по капитальному ремонту дома культуры предусмотрены работы по устранению нарушений противопожарной безопасности, указанные в исполнительном листе ФС от 24 января 2019 года.

Данные обстоятельства имеют существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в ином случае нарушаются предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу.

Таким образом, судьёй районного суда при рассмотрении дела фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены неверно, в связи с чем состоявшееся судебное решение законным и обоснованным признать нельзя.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи районного суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку установленные статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истекли.

При новом рассмотрении дела судье районного суда необходимо исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, и принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым

решил:

жалобу начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Советскому району УФССП России по Республике Крым ФИО2 удовлетворить.

Решение судьи Кировского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кировского района Республики Крым отменить, дело возвратить в Кировский районный суд Республики Крым на новое рассмотрение.

Судья О.А. Шидакова