ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/20 от 18.03.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело№ 12-87/2020

УИД 75RS0001-02-2020-000369-85

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

18 марта 2020 г. судья Центрального районного суда г.Читы Аксёнова Е.С., с участием секретаря Чуносовой М.О, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.25 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя начальника МИФНС по г. Чите от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление должностного лица ввиду его незаконности, так как по смыслу абзаца второго части 2 статьи 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования в соответствии с Законом, валютные операции проводятся без ограничений. Валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме, а открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента, поскольку действующим законодательством такая обязанность не установлена. При отсутствии у нерезидента - работника предприятия, банковского счета в уполномоченном банке, существует опасность невыплаты работной платы в срок, установленный законодательством - ст. 136 Трудового Кодекса РФ и трудовым договором. Невыплата в срок заработной платы нерезиденту, в рамках трудовых ношений, является административным правонарушением и влечет наложение административного графа на работодателя, в том числе и на директора предприятия.

В судебное заседание ФИО1 не явился, судебная повестка возвращена с пометкой почтового отделения «за истечением хранения», жалоба рассмотрена в отсутствие заявителя.

Представитель МИФНС по г. Чите ФИО2 полагал доводы жалобы не обоснованными.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки МП «ДМРСУ» по вопросам соблюдения валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и валютного контроля, установлено следующее.

В соответствии с подпунктом б пункта 9 статьи 1 Закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, является валютной операцией.

Часть 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ обязывает юридических лиц - резидентов при осуществлении валютных операций расчеты производить через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Указанной нормой предусмотрены исключительные случаи расчетов юридическими лицами - резидентами с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках в наличной валюте Российской Федерации: расчеты по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации несут ответственность (ст. 25 указанного Закона).

В ходе проверки МП «ДМРСУ» по вопросам соблюдения валютного законодательства, государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России по г. Чите установлено, что МП «ДМРСУ» в 2018 году привлекало граждан Узбекистана по следующим профессиям: формовщик железобетонных изделий и конструкций, рабочий зеленого хозяйства. С прибывшими иностранными гражданами обществом заключены трудовые договоры.

МП «ДМРСУ» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производились расчеты по заработной плате с нерезидентами в форме выплаты наличных денежных средств по платежным ведомостям.

В нарушение порядка расчетов, установленного ч.2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, МП «ДМРСУ» осуществило выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 2 191 568,91 руб., минуя счета в уполномоченных банках.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица (прим. к ст.2.4 КоАП РФ).

Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Поскольку ФИО1, являлся директором МП «ДМРСУ», и на него возложена работа по организации общества таким образом, чтобы исключить нарушения требований валютного законодательства РФ, в отношении него составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС России по г. Чите по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку им нарушены положения пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Постановлением заместителя начальника МИФНС по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; трудовыми договорами с нерезидетнтами и ведомостями об оплате заработной платы, и иными имеющимися в деле документами. Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.

Довод жалобы о том, что валютное законодательство не обязывает нерезидентов открывать счета в банках, является несостоятельным.

Согласно Приложению 1 к Инструкции Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением расчетам, связанным с выплатой резидентом нерезиденту заработной платы и других видов оплаты труда, соответствует код валютной операции 70060.

Инструкцией Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-И «О порядке представления резидентам и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», вступившей в действие с ДД.ММ.ГГГГ установлены аналогичные требования по указанию кода валютной операции по расчетаам связанным с выплатой резидентом нерезиденту заработной платы и других видов оплаты труда.

Согласно абзацу пятому статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами; содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Поскольку в рассматриваемом случае работники являются гражданами иностранного государства –нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм ФЗ № 173-ФЗ, а локальные нормативные-акты общества не должны противоречить требованиям указанного закона. Следовательно, при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы применению подлежала специальная норма упомянутого закона.

Поэтому осуществление МП «ДМРСУ» валютных операций не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении заявителем незаконных валютных операций и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, обоснованность привлечения руководителя МП «ДМРСУ» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением указанного выше наказания сомнений не вызывает, оснований для отмены постановления должностного лица не имеется. Нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь пп. 1 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя начальника МИФНС по г. Чите от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Аксёнова Е.С.