ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/20 от 22.05.2020 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

УИД 89RS0005-01-2020-000981-65

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

22 мая 2020 года город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Тихонова Е.Н.,

рассмотрев административное дело № 12-087/2020 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЯНАО, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 от 16 марта 2020 года № 03/4-92/2020 общество с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Представитель ООО «Газпром переработка» не согласившихся с постановлением, направил в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава и события вмененного административного правонарушения. Указаны следующие обстоятельства: демонтируемые участки конденсатопровода не являются отходами, а относятся к числу товарно-материальных ценностей, подлежащих реализации по результатам конкурентных процедур; общество не осуществляет операции по удалению отходов, поскольку не предполагается их последующее уничтожение и захоронение; отсутствуют доказательства утраты потребительских свойств демонтируемых трубопроводов; примененные должностным лицом коды ФККО нельзя отнести к демонтируемым трубопроводам и иное.

Представитель заявителя ФИО2, при рассмотрении жалобы на письменных доводах настаивала.

Должностное лицо, вынесшее постановление, в суд не явилось, извещен надлежащим образом.

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор направил письменные возражения относительно доводов жалобы, в суд не явился.

Дело может быть рассмотрено при данной явке, процессуальных препятствий к тому не имеется.

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ,

В ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности.

В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением.

Таким образом, в силу приведенных выше положений Федерального закона N 89-ФЗ, Правил проведения паспортизации отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) обязаны принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы IV класса опасности.

Как следует из материалов дела 28 января 2020 года Ямало-Ненецким природоохранным прокурором в отношении ООО «Газпром переработка» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данному постановлению ООО «Газпром переработка» с привлечением подрядных организаций (ООО СП «Вис-Мос», ООО «НГСМ», ООО «Монолит-Строй») выполнялись работы по капитальному ремонту эксплуатируемого трубопровода «Конденсатопровод Уренгой-Сургут 1 нитка» (инв. 128673):

- в период с 15.10.2018 по 14.05.2019 проведены работы по ремонту линейной части объекта «Конденсатопровод Уренгой-Сургут 1 нитка» на участке 38,8 км. – 65 км., в ходе которых в январе-феврале 2019 года осуществлен демонтаж участка протяжностью 10,07 км. и образовалось 1303 т. отработанных труб;

- в период со 02.09.2019 по 03.11.2019 проведены работы по замене подводного перехода через р. Большой Ямсовей и в ноябре осуществлен демонтаж трубопровода, образовалось 24,882 т. отработанных труб.

Указано, что всего в 2019 году образовано 1327,882 тонн отработанных труб, которые складированы на площадке Ново-Уренгойской ЛЭС УТЖУ ООО «Газпром переработка».

Сведения о количестве отработанных труб в 2019 году представлены обществом в ходе прокурорской проверки.

Демонтированные трубы как отдельная группа отходов отнесены прокурором в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденных Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 к 4 классу опасности как «трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией» (код ФККО 4 69 521 13 51 4).

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило нарушение обществом требований действующего законодательства об отходах производства и потребления, выразившееся в том, что в нарушение пунктов 1,3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ не обеспечена паспортизация образовавшихся в процессе хозяйственной деятельности общества отходов IV класса опасности в виде стальных отработанных труб с полимерной изоляцией (код по ФККО – 4 69 521 13 51 4) на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду, и не исполнена обязанность по отнесению к конкретному классу опасности.

Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Газпром переработка» должностным лицом к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела 18 января 2019 года и 31 января 2018 года между ООО «Газпром переработка» и ООО «НХРС» заключены договоры № Z82-157818 и № Z82-146217 соответственно на выполнение работ по капитальному ремонту объектов в 2019 году, включая конденсатопровод Уренгой-Сургут 1 нитка.

Согласно пункту 4.6 договоров подрядчик обязуется по окончанию капитального ремонта передать заказчику демонтированные ценности по акту об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже зданий и сооружений, акту об оприходовании материальных ценностей, полученных при разработке и демонтаже основных средств (приложение № 15, 16 к договору).

На основании актов от 31.12.2019 общество приняло материальные ценности (бывшие в употреблении трубы Dn720х7,6) в количестве 1 327,882 тонн.

Исходя из определения отходов, приведенного в ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ, имеет значение происхождение отходов (образуются в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления) и их удаляемость. Таким виды обращения с отходами как обработка или утилизация названный Закон предусмотрел применительно к отходам вообще - к веществам или предметам, которые удаляются. Определение понятия удаление отходов в настоящем Законе отсутствует.

Для целей применения национального законодательства об отходах применимо определение термина "удаление отходов", приведенное в п. 6.23 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 28.1.2001 N 607-ст), согласно которому удаление опасных или других отходов это сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением их способом специального хранения.

Согласно ФККО к блоку отходов 4 относятся отходы потребления производственные и непроизводственные; материалы, изделия, утратившие потребительские свойства, не вошедшие в блоки 1-3, 6-9 (код ФККО 40000000000), типом которых являются отходы "лом и отходы черных и цветных металлов (46000000000), а подтипом является группа отходов "трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные" (46952000000).

В рассматриваемом случае демонтированные трубы отнесены прокурором к подтипу указанного блока отходов – «трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией».

Между тем, ломом и отходами цветными и (или) черных металлов в соответствии с основными понятиями, данными в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, являются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Таким образом, для того, чтобы стальные трубы были признаны отходами, им необходимо прийти в негодность или утратить свои потребительские свойства.

Однако доказательств того, что отсоединенные от трубопроводов трубы пришли в негодность или утратили свои потребительские свойства, поэтому должны быть отнесены в соответствии с Законом об отходах к лому и отходам черных металлов, материалы дела не содержат.

При этом само по себе наличие в ФККО группы отходов "трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией" не свидетельствует о том, что отсоединенные от трубопроводов (а не отработанные) трубы являются отходами в смысле, определенном ст. 1 Закона об отходах.

Факт отсечения труб от действующего трубопровода не является достаточным условиям для признания их отходом (Правила безопасности эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 30.11.2017 N 5125).

Напротив, в материалах дела содержатся заключения экспертиз промышленной безопасности об отсутствии нарушений герметичности, дефектов и несоответствий, препятствующих дальнейшей эксплуатации конденсатопровода «Уренгой-Сургут нитка 1».

В ходе рассмотрения жалобы суду представлено заключение специалиста от 19.05.2020 в области экологических исследований, в основу которого также положено заключение экспертиз промышленной безопасности. На основании технических характеристик и востребованности труб, специалист пришел к выводу о том, что стальные трубы конденсатопровода «Уренгой-Сургут нитка 1» не утратили свои потребительские свойства.

Таким образом, анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, объективных доказательств, свидетельствующих о том, что в результате хозяйственной или иной деятельности, ООО «Газпром переработка» образовываются отходы заявленного типа в заявленный временной промежуток времени, материалы дела не содержат.

Кроме того, следует отметить, что согласно определению "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием. Также в соответствии с определением Закона N 89-ФЗ уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду является обезвреживанием.

В связи с изложенным отходы "трубы стальные газопроводов отработанные с полимерной изоляцией" можно передавать сторонним юридическим лицам только после обезвреживания данных отходов. В случае наличия у организации, осуществляющей прием указанных отходов, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в части обезвреживания отходов метала, загрязненных нефтепродуктами, возможна передача отходов на обезвреживание с последующей утилизацией.

Между тем, обладая информацией о том, что общество осуществляет отчуждение демонтированных труб третьему лицу при условии наличия соответствующей лицензии, при наличии экспертного заключения о возможном использовании труб, должностное лицо не дало надлежащей оценки указанным обстоятельствам.

Таким образом, из представленных по делу доказательств невозможно сделать бесспорный и однозначный вывод о нарушении Обществом требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ в деянии юридического лица, не доказан.

Судья также учитывает, что все сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, которые по настоящему делу имеются и являются неустранимыми.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу прекращению - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

постановление, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по ЯНАО, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 марта 2020 года № 03/4-92/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром переработка» отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: (подпись)

Подлинник решения хранится в Ноябрьском городском суде в деле об административном правонарушении № 12-087/2020.