ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/20 от 22.09.2020 Лобненского городского суда (Московская область)

Дело № 12-87/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

22 сентября 2020 года

г. Лобня Московской области

Судья Лобненского городского суда Московской области Чекушкин В.Е., с участием защитника ОАО «Российские железные дороги» Петровой Э.И., при секретаре Колобродовой И.С., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев жалобу защитника ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 №06/226-20 от 07 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

ОАО «Российские железные дороги», иные данные,

УСТАНОВИЛ:

В связи с поступившим обращением ФИО5 о не обеспечении ОАО «РЖД» доступности инвалидам объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры на ст. Лобня Савеловского направления МЖД по адресу: Московская область, г. Лобня, железнодорожная станция Лобня, Московско-Ярославской транспортной прокуратурой 20.05.2020 года, в период времени с 14 часов по 14 час. 30 мин. проведен осмотр надземного пешеходного перехода через железнодорожные пути на ст. Лобня Савеловского направления МЖД.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения, а именно свода правил СП 59.133302012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2012):

- в нарушение п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 надземный пешеходный переход через железнодорожные пути (пути 1,2,3,4) на ст. Лобня Савеловского направления МЖД - филиала ОАО «РЖД - не оборудован пандусами с поручнями на лестничных маршах при спуске с платформ;

- в нарушение п. 4.1.1, 4.1.3., 5.5.1. СП 59.13330.2012 на надземном пешеходном переходе через железнодорожные пути (пути 1,2,3,4) на ст. Лобня Савеловского направления МЖД - филиала ОАО «РЖД - отсутствуют знаки доступности объекта транспортной инфраструктуры для инвалидов, в том числе обозначение путей движения и зон посадки;

- в нарушение п. 7.4.15 СП 59.13330.2012 на надземном пешеходном переходе через железнодорожные пути (пути 1,2,3,4) на ст. Лобня Савеловского направления МЖД - филиала ОАО «РЖД - необходимая для инвалидов звуковая и зрительная информация, а также надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация не дублируется знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

- в нарушение п. 4.1.12 СП 59.13330.2012 на надземном пешеходном переходе через железнодорожные пути (пути 1,2,3,4) на ст. Лобня Савеловского направления МЖД - филиала ОАО «РЖД - краевые ступени лестничных маршей платформ не выделены цветом или фактурой.

Постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 №06/226-20 от 07 июля 2020 года ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.

В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» защитник Петрова Э.И. доводы жалобы поддержала в полном объеме, отметив о наличии обязательств по оказанию услуг по сопровождению и помощи маломобильным группам населения на ж/д станции Лобня, согласно заключенного договора возмездного оказания услуг № 1399/ОАЭ-ЦДПО/20/1/, именно на ООО «Экспресс-Сервис», а также указав о необходимости исполнения требований, регламентированных частью 3 статьи 26 Федерального Закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры только к объектам, вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию с 1 июля 2016 г., ввиду чего настаивала на отмене обжалуемого постановления главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 № 06/226-20 от 07 июля 2020 года и прекращения производства по делу.

Ознакомившись с доводами защитника в обоснование поданной жалобы, а также изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

В силу ст. 3 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям ст. ст. 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной зашитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни.

Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, средствами связи и информации и возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлено, что владельцы инфраструктур должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах. Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Часть 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населении с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

В соответствии с требованиями ст. 3 Закона Московской области от 22.10.2009 № 121/2009-ОЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области» объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, в том числе станции и остановки пригородного пассажирского транспорта входят в перечень объектов, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных граждан.

Указанные требования отражены и в Своде правил СП 59.133302012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Вопреки доводам защитника, вина ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных и всесторонне изученных по делу доказательств, а именно:

- постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении (л.д. 38-43), актом осмотра (л.д. 44), постановлением об административном правонарушении (л.д. 204-208), с приложенными к материалам фототаблицам (л.д. 45-49,170-176), из содержания которых следует, что 20.05.2020 года, в период времени с 14 часов по 14 час. 30 мин., проведен осмотр надземного пешеходного перехода через железнодорожные пути на ст. Лобня Савеловского направления МЖД, в ходе проверки выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения, а именно свода правил СП 59.133302012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»:

- в нарушение п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 надземный пешеходный переход через железнодорожные пути (пути 1,2,3,4) на ст. Лобня Савеловского направления МЖД - филиала ОАО «РЖД - не оборудован пандусами с поручнями на лестничных маршах при спуске с платформ;

- в нарушение п. 4.1.1, 4.1.3., 5.5.1. СП 59.13330.2012 на надземном пешеходном переходе через железнодорожные пути (пути 1,2,3,4) на ст. Лобня Савеловского направления МЖД - филиала ОАО «РЖД - отсутствуют знаки доступности объекта транспортной инфраструктуры для инвалидов, в том числе обозначение путей движения и зон посадки;

- в нарушение п. 7.4.15 СП 59.13330.2012 на надземном пешеходном переходе через железнодорожные пути (пути 1,2,3,4) на ст. Лобня Савеловского направления МЖД - филиала ОАО «РЖД - необходимая для инвалидов звуковая и зрительная информация, а также надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация не дублируется знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;

- в нарушение п. 4.1.12 СП 59.13330.2012 на надземном пешеходном переходе через железнодорожные пути (пути 1,2,3,4) на ст. Лобня Савеловского направления МЖД - филиала ОАО «РЖД - краевые ступени лестничных маршей платформ не выделены цветом или фактурой.

Данные исследованные судом доказательства устанавливают одни и те же события и обстоятельства, полностью и в деталях согласуются между собой, последовательны, логичны, в связи с чем обоснованно признаны допустимыми доказательствами по делу и положены в основу обжалуемого решения.

Совокупность указанных доказательств позволяют суду прийти к выводу о том, что бездействие ОАО «Российские железные дороги», выразившиеся в нарушении указанных выше и отраженных в постановлении и протоколе об административном правонарушении Свода правил повлекло нарушение законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения, т.е. состоят в прямой причинно-следственной связи между бездействием привлеченного к административной ответственности юридического лица и выявленными в ходе проведенной по заявлению физического лица проверки нарушениями.

При этом доводы защитника о том, что ОАО «РЖД» не являлось субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку 29.06.2020г. им был заключен договор возмездного оказания услуг № 1399/0АЭ-ЦЦПО/20/1/, которым предусмотрено, что ООО «Экспресс-Сервис» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по сопровождению и помощи маломобильным группам населения на полигоне Московской железной дороги, суд не может признать состоятельным, поскольку исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст.ст. 2, 15 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», именно на собственнике лежит обязанность по оснащению специальными приспособлениями и оборудованием помещения для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан. Кроме того, данный договор возмездного оказания услуг № 1399/0АЭ-ЦЦПО/20/1/, на который ссылается защитник, не предусматривает возложения на другую сторону обязательств, связанных с необходимостью оснащения специальными приспособлениями и оборудованием передаваемых объектов и помещений для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан.

Нельзя признать состоятельными и доводы защитника о том, что требования, предусмотренные частью 3 статьи 26 федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", а именно необходимости обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, могут применяться с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, поскольку частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» изначально регламентированы и установлены требования к объектам транспортной инфраструктуры, согласно которым последние должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населении с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры. Положения Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также требуют от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательного осуществления мер по приспособлению действующих павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов. При этом объекты могут оснащаться приспособлением и оборудованием, как при начальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства. Кроме того, применение положений части 1 статьи 15 указанного Закона исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может ущемлять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, поскольку несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан-инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации, в связи чем действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в бездействии ОАО «Российские железные дороги» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения, а именно не соблюдения отраженных в обжалуемом постановлении №06/226-20 от 07 июля 2020 года Свода правил СП 59.133302012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», выявленных в ходе проведенной в рамках действующего законодательства проверки от 20.05.2020 года путем осмотра надземного пешеходного перехода через железнодорожные пути на ст. Лобня Савеловского направления МЖД, ввиду чего суд признает данное постановление главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 №06/226-20 от 07 июля 2020 года законным и обоснованным, не усматривая при этом достаточных оснований к его отмене, а также прекращении производства по делу.

Наказание ОАО «Российские железные дороги» вынесено в пределах санкции названной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного им административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 и п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление главного государственного инспектора отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО2 №06/226-20 от 07 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Российские железные дороги» оставить без изменения, а жалобу защитника ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Лобненский городской суд в течение 10 дней.

Судья:

В.Е. Чекушкин