ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/2016 от 05.10.2016 Шуйского городского суда (Ивановская область)

РЕШЕНИЕ

г.Шуя Ивановской области 5 октября 2016 года

Судья Шуйского городского суда Ивановской области Шальнова Н.В.,

с участием

защитников юридического лица, в отношении которого

ведется производство по делу об

административном правонарушении, Швед Е.Н.,

Гаджиевой К.А.,

при секретаре Андреевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя ООО «Агро-Эксперт» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области, начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ивановской области Х. от 17 декабря 2015 года о назначении административного наказания,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области, начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ивановской области Х. от 17 декабря 2015 года ООО «Агро-Эксперт» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Законный представитель ООО «Агро-Эксперт» - генеральный директор ФИО1, будучи несогласной с фактом привлечения общества к административной ответственности, обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, просила его отменить, указывая, что:

- определение о продлении срока административного расследования от 26 ноября 2015 года вынесено неправомерно, при отсутствии исключительных случаев для продления срока административного расследования в отношении ООО «Агро-Эксперт»,

- привлечение ООО «Агро-Эксперт» к ответственности незаконно, вина общества не установлена, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что то или иное должностное лицо доводило до сведения генерального директора информацию об имеющихся нарушениях.

В судебном заседании защитник ООО «Агро-Эксперт» Швед Е.Н. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, обжалуемое постановление отменить, поскольку не предоставление либо несвоевременное предоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов не является несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, в связи с чем не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ; срок административного расследования продлен необоснованно; юридическое лицо привлечено к административной ответственности неправомерно, поскольку дело об административном правонарушении было возбуждено в отношении должностного лица. В случае несогласия с доводами ООО «Агро-Эксперт» Швед Е.Н. просила снизить размер назначенного юридическому лицу штрафа, поскольку в настоящее время ООО «Агро-Эксперт» находится в тяжелом финансовом положении, испытывает финансовые затруднения, на счетах предприятия отсутствуют денежные средства, имеется большая кредиторская задолженность, в связи с чем оформлен овердрафтный кредит на обеспечение текущей деятельности предприятия, однако убыточным предприятие не является.

Защитник ООО «Агро-Эксперт» Гаджиева К.А. в судебном заседании пояснила, что она является ответственным лицом за охрану окружающей среды в ООО «Агро-эксперт». В результате деятельности ООО «Агро-Эксперт» в 4 квартале 2014 года образовались отходы. Ей были известны требования закона об обязанности субъекта малого и среднего предпринимательства предоставить в управомоченный федеральный орган исполнительной власти отчетность в уведомительном порядке об обращении, использовании и обезвреживании отходов, однако данная отчетность ею не предоставлена, ввиду ее (Гаджиевой) некомпетентности как должностного лица.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области К. пояснила, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Агро-эксперт» по ст.8.2 КоАП РФ и проведении административного расследования послужила служебная записка начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования М. от 19 марта 2015 года, в которой было указано о том, что среди прочих юридических лиц ООО «Агро-Эксперт» не сдало паспорта на опасные отходы. В ходе расследования ею в ООО «Агро-эксперт» было направлено определение об истребовании сведений. Впоследствии срок административного расследования по данному делу был продлен, поскольку Обществом были предоставлены не все истребуемые документы, а также в связи с тем, что должностное лицо, которое предполагалось привлечь к административной ответственности, уклонялось от явки в Росприроднадзор. После продления срока административного расследования ею (К.) были направлены уведомления юридическому лицу о вызове для составления протокола, иных процессуальных действий, требующих длительных временных затрат не проводилось. ООО «Агро-Эксперт» в предоставленном в Росприроднадзор расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду указало, что образовавшиеся в результате деятельности Общества за 4 квартал 2014 года отходы относятся к 5 классу опасности, однако необходимая процедура отнесения данных отходов к 5 классу опасности Обществом проведена не была, поэтому указанные отходы в соответствии с отраслевым законодательством могут быть отнесены к 4 классу опасности. По данному факту в адрес ООО «Агро-Эксперт» руководителем Управления Росприроднадзора от 17 ноября 2015 года было внесено требование о корректировке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. ООО «Агро-Эксперт» до настоящего времени не предоставило в Росприроднадзор отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2014 год.

Лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области Х. в судебное заседание не явилась, просив рассмотреть дело в ее отсутствие, в направленном в адрес суда письменном отзыве просила оставить обжалуемое постановление без изменения, полагая, что оно является законным и обоснованным, указывая, что Управлением Росприроднадзора предполагалось привлечение к административной ответственности лица, ответственного за соблюдением природоохранного законодательства в ООО «Агро-эксперт», Гаджиевой К.А., однако ее вину без получения ее объяснений, при уклонении от явки в административный орган, установить не удалось; основанием для принятия решения о продлении срока административного расследования послужила необходимость установления виновного лица.

Суд, заслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В судебном заседании установлено, что 28 октября 2015 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ивановской области К. вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Агро-Эксперт» дела об административном правонарушении по факту непредставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2014 год, паспортов отходов ?-?V класса опасности по ст.8.2 КоАП РФ и проведении административного расследования.

26 ноября 2016 года срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Агро-Эксперт» по ходатайству государственного инспектора К. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской области Л. продлен до 20 декабря 2015 года.

9 декабря 2015 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области К. в отношении ООО «Агро-Эксперт» составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ. Согласно данного протокола природопользователь ООО «Агро-Эксперт», в результате деятельности которого за 4-й квартал 2014 года образовалось 70,5 тонн отходов от механической очистки и сортировки зерна (зерновые отходы), не представило в Управление Росприроднадзора по Ивановской области отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2014 год, паспорта отходов ?-?V класса опасности, чем нарушило положения ст.18 и ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп.3, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 февраля 2010 года №30.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области, начальником отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ивановской области Х. 17 декабря 2015 года вынесено постановление, которым ООО «Агро-эксперт» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Вывод начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ивановской области Х. о виновности ООО «Агро-Эксперт» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, обоснован и подтверждается материалами дела, а вынесенное ей постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ и является законным.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В соответствии с ч.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

В соответствии с пп.3, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 февраля 2010 года №30, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

В соответствии с пп.2,3 ст.14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Начальник юрисдикционного органа, рассматривая дело об административном правонарушении и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, обосновано признал установленным факт совершения ООО «Агро-Эксперт» правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

Вина ООО «Агро-Эксперт» в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 28 октября 2015 года, протоколом об административном правонарушении от 9 декабря 2015 года, служебной запиской начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования М. от 19 марта 2015 года и приложенным к ней перечнем объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Ивановской области, и подлежащих государственному и экологическому надзору, согласно которых ООО «Агро-Эксперт» не сдало паспорта отходов; расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, согласно которого в результате деятельности ООО «Агро-Эксперт» в указанном периоде образовались отходы комбикормовых заводов (отходы от механической очистки и сортировки зерна (зерновые отходы) массой 70,5 тонн, пояснениями в судебном заседании защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Г. и свидетеля К. о не предоставлении в Росприроднадзор отчетности за 2014 год об обращении с отходами, образовавшимися в результате деятельности ООО «Агро-Эксперт», и паспортов отходов 1-4 классов опасности.

Доводы ООО «Агро-Эксперт», изложенные в жалобе и приведенные защитником Швед Е.Н. в судебном заседании, о том, что привлечение Общества к ответственности незаконно, вина общества не установлена, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что то или иное должностное лицо доводило до сведения генерального директора информацию об имеющихся нарушениях, юридическое лицо привлечено к административной ответственности неправомерно, поскольку дело об административном правонарушении было возбуждено в отношении должностного лица, являются несостоятельными. Согласно материалам дела дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, возбуждено в отношении юридического лица - ООО «Агро-эксперт», обстоятельства административного правонарушения и вина юридического лица в совершении данного правонарушения установлены должностным лицом с учетом имеющихся доказательств, в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности и допустимости которых оснований не имеется. Из положений ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, усматривается, что субъектом данного административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в связи с чем административный орган вправе привлечь к административной ответственности за данное правонарушение любое из перечисленных лиц при установлении его вины.

Вопреки доводам защитника ООО «Агро-Эксперт» предоставление субъектами малого и среднего предпринимательства отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов является одним из видов деятельности по обращению с отходами производства, и состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства, которая ведется с нарушением требований законодательства.

Довод ООО «Агро-Эксперт» о том, что определение о продлении срока административного расследования от 26 ноября 2015 года вынесено неправомерно, при отсутствии исключительных случаев для продления срока административного расследования в отношении ООО «Агро-Эксперт», не является безусловным основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности. В судебном заседании установлено, что срок административного расследования продлевался и фактически каких-либо процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, административным органом в рамках установленного срока административного расследования не проводилось. Однако, исходя из анализа административного законодательства, данный срок не является пресекательным, в связи с чем его нарушение в рассматриваемом случае не является существенным, не влечет нарушение прав и законных интересов привлекаемого юридического лица. На основании изложенного, суд пришел к выводу, что существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в данной части не имеется, поскольку оспариваемое постановление вынесено в рамках предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности.

В настоящем случае исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Агро-Эксперт» имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которого ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушений процессуальных требований, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, должностными лицами юрисдикционного органа не допущено.

Квалификация совершенному административному правонарушению дана верная.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Агро-Эксперт», предусмотренных ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

Назначенное наказание соответствует санкции ст.8.2 КоАП РФ.

При рассмотрении жалобы ООО «Агро-Эксперт» исключительных обстоятельств, которые позволили бы снизить размер назначенного административного штрафа менее размера, установленного ст.8.2 КоАП РФ, не установлено. Общество является коммерческой организацией и целью его деятельности является извлечение прибыли. Представленные Обществом документы не содержат достаточной информации об имущественном и финансовом положении привлекаемого к административной ответственности юридического лица, каких-либо безусловных документальных подтверждений трудного финансового положения не предоставлено, не установлено таковых и судом. Справки о состоянии расчетного счета юридического лица, о задолженности по исполнительным производствам, задолженности по кредитам и сведения о расчетах с поставщиками сами по себе к таким документам не относятся.

С учетом изложенного, характера, совершенного правонарушения, объектом которого являются охраняемые законом отношения в области экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, того обстоятельства, что до настоящего времени необходимая отчетность в уполномоченный орган Обществом не предоставлена, а также пояснений защитника Швед Е.Н. о том, что ООО «Агро-Эксперт» убыточным предприятием не является, суд не находит оснований для снижения назначенного ООО «Агро-Эксперт» административного наказания.

Оснований для отмены постановления начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ивановской области Х. от 17 декабря 2015 года о привлечении ООО «Агро-Эксперт» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ивановской области, начальника отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ивановской области Х. от 17 декабря 2015 года о признании ООО «Агро-Эксперт» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Агро-Эксперт» ФИО1 на данное постановление – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья подпись Н.В.Шальнова

Согласовано:

Судья Н.В.Шальнова