ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/2018Г от 17.05.2018 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 12-87/2018г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Невинномысск 17 мая 2018 года

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Васькина Ю.Н.

при секретаре судебного заседания Фоминой С.Ю.

с участием:

представителя заявителя ФИО1, по доверенности ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу – главного специалиста-эксперта Ставропольского территориального отдела Депатамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 № 18-0/Ф-111/3 от 16 марта 2018 года,

установил:

Постановлением Государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу – главного специалиста-эксперта Ставропольского территориального отдела Депатамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО4 № 18-0/Ф-111/3 от 16 марта 2018 года, о назначении административного наказания ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в обоснование своих доводов указал, что считает постановление незаконными, не обоснованным, без учета фактических обстоятельств дела и подлежащим отмене.

В ходе проведения проверки Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу установлено, что им допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемилолгических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно:

- с 07.06.2017г. по 31.12.2017г. не ведется учет образовавшихся в МБУ по благоустройству города Невинномысска отходов, а также переданных другим лицам отходов, согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 (№ 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Что не является действительностью, так как МБУ по благоустройству города Невинномысска 02.06.2017г. заключило Муниципальный контракт № 0121300003217000075 «По размещению (захоронению,I хранению) отходов IV класса опасности» с ООО «Югагролизинг». Согласно актов приема-передачи отходов, учет переданных отходов МБУ по благоустройству города Невинномысска ведется ежедневно.

В 2017г. муниципальным бюджетным учреждением по благоустройству города Невинномысска превышены установленные нормативы образования отходов и лимитов на их размещения.

Муниципальное бюджетное учреждение по благоустройству города Невинномысска в своей деятельности руководствуется Уставом, а так же Муниципальным заданием. Основными задачами МБУ по благоустройству города Невинномысска являются:

1) уборка территории и аналогичная деятельность (эксплуатация автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города, удаление и обработка твердых отходов);

2) благоустройство и содержание муниципальных кладбищ, выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту элементов благоустройства кладбищ.

Согласно, утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, для 4 класса опасности отходов был установлен осредненный норматив в количестве 22,604 т/год, для 5 класса опасности отходов осредненный норматив в количестве 102,816т/год, образованных муниципальным бюджетным учреждением по благоустройству города Невинномысска.

Таким образом, МБУ по благоустройству города Невинномысска в 2017г. превысило установленный лимит на размещение отходов в 3,5 раза, так как выполняло уборку городских территорий от случайного мусора (бумаг, веток, бутылок, мусора, смета уличного, и т.д.), согласно Муниципального задания на 2017г.

Считаю, что доводы, изложенные в Постановлении № 18-0/Ф-111/3 от 16.03.2018г. носят формальный характер и не имеют под собой допустимых доказательств, подтверждающих мою вину, влекущие за собой нарушение ст.8.2КоАПРФ.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.

Вынесенное Постановление нарушает конституционный принцип справедливости. Считает, что характер и степень допущенного несоблюдения экологических и санитрано-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в рассматриваемом случае носит формальное наличие признаков состава вмененного правонарушения, не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества, также не повлекло за собой вреда общественным интересам, в связи с чем полагаю, что при данном административном правонарушении с учетом статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеется возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Кроме того, при принятии решения судом о привлечении ФИО1, к административной ответственности по ст.8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прошу применить норму части 3.2., 3.3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Из сказанного выше следует, что административное правонарушение в области несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления отсутствует.

Просит суд, признать постановление о назначении административного наказания № 18-0/Ф-111/3 от 16 марта 2018 г, вынесенное Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу - специалистом-экспертом Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 в отношении должностного лица - ФИО1 незаконным и отменить.

2. Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, хотя надлежаще был уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, о причинах неявки суд не уведомил.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержала, просил жалобу удовлетворить.

Представитель Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в судебное заседание не явился о причине не явки суд не уведомил.

Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения допустимости, относимости, достоверность каждого доказательства в отдельности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1.4 Устава МБУ по благоустройству города Невинномысска, утвержденного приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Невинномысска от 21.09.2017 №103 и согласованного распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска от 21.09.2017 №Р-309 (далее Устав) целью МБУ по благоустройству города Невинномысска является уборка территории и аналогичная деятельность, благоустройство и содержание муниципальных кладбищ, выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту элементов благоустройства кладбищ.

Основными задачами МБУ по благоустройству города Невинномысска (п. 2.1.1, п. 2.1.3 Устава) являются, в том числе:

уборка территории и аналогичная деятельность (эксплуатация автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города, удаление и обработку твердых отходов);

- благоустройство и содержание муниципальных кладбищ, выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту элементов благоустройства кладбищ.

Кроме того согласно п.2.2.5 Устава МБУ по благоустройству города Невинномысска может осуществлять производство общестроительных работ но строительству автомобильных дорог.

В соответствии с постановлением о назначении административного наказания № 18-0/Ф-111/3 от 16 марта 2018 г, вынесенным Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу - специалистом-экспертом Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 должностное лицо – начальник участка МБУ по благоустройству города Невинномысска ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических и сангитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, и подвергнут наказанию, административному штрафу в размере 10000 рублей.

Проанализировав представленные материалы, судом установлено, что местом совершения административного правонарушения является юридический адрес МБУ по благоустройству города Невинномысска, расположенное по адресу: 357100, <...>.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, послужили обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, выразившихся в том, что ответственным должностным лицом - начальником участка МБУ по благоустройству города Невинномысска ФИО1, допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно:

- с 07.06.2017 по 31.12.2017 не ведется учет образовавшихся в МБУ по благоустройству города Невинномысска отходов, а также переданных другим лицам отходов, согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" (данные учета образовавшихся, переданных другим лицам отходов юридическим лицом МБУ по благоустройству города Невинномысска в адрес Департамента не представлены);

- в 2017 году юридическим лицом МБУ по благоустройству города Невинномысска превышены установленные нормативы образования отходов и лимитов на их размещения.

Так, согласно письма от 07.11.2017 № 403 юридическое лицо МБУ по благоустройству города Невинномысска на основании муниципального задания осуществляет ежедневную уборку городских территорий от случайного мусора (бумаг, веток, пакетов, бутылок и др. предметов), погрузку мусора и его транспортировку на полигон твердых бытовых отходов.

На сбор и транспортирование отходов I-IV класса опасности МБУ по благоустройству города Невинномысска имеет лицензию №(2б)-4651-СТ от 26.10.2017. На размещение (захоронение, хранение) отходов IV класса опасности на полигоне ТБ© юридическим лицом МБУ по благоустройству города Невинномысска заключены муниципальные контракты №0121300003217000075 от 02.06.2017, №0121300003216000127-0404667-02 от 20.06.2016 с ООО «Югагролизинг».

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края юридическому лицу МБУ по благоустройству города Невинномысска утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение № 10524 от 30.12,2016, сроком действия по 29.12.2021, согласно которым в результате деятельности МБУ по благоустройству города Невинномысска норматив образования отходов осреднённый за период 2016-2021 годы установлен для 21 вида отходов (в том числе для 1 класса опасности отходов 0.022 т/год, для 2 класса опасности отходов 0,604 т/год, для 3 класса опасности отходов 2,519 т/год, для 4 класса опасности отходов 22,604 т/год, для 5 класса опасности отходов 104,995 т/год), а лимит на размещение отходов на период 2016-2021 годы установлен для 9 видов отходов (в том числе для 4 класса опасности отходов 20,879 т/год, для 5 класса опасности отходов 102,816 т/год).

Несмотря на утвержденные нормы, ООО «Югагролизинг» согласно актов выполненных работ (акты от 28.06,2017 №637, от 31.07.2017 №814, от 31,08.2017 №883, от 30.09.2017 №972, от 31.10.2017 №1118) оказал услуги МБУ по благоустройству города Невинномысска по захоронению твердых коммунальных отходов (ТКО) в 2017 году в количестве 436,64 тонн.

Таким образом, МБУ по благоустройству города Невинномысска в 2017 году превысило установленный лимит на размещение отходов в 3,5 раза, а норматив образования отходов в 3,4 раза.

Кроме того, твердые коммунальные отходы, образовавшиеся в МБУ по благоустройству города Невинномысска и переданные в ООО «Югагролизинг» подлежат учету согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Подлежат учету согласно Приказу Минприроды России от 01.09.2011 N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» и отход 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, образовавшиеся у МБУ по благоустройству города Невинномысска и переданные в ООО «Эколог» для обезвреживания.

Согласно договору №36 от 28.11.2016 и актов выполненных работ (оказанных услуг) от 10.04.2017 Ж6, от 19.09.2017 №253, от 11.01.2017 №1 в 2017 году отход - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства был передан в количестве 1224 шт. (в том числе лампы ртутьсодержащие РЛ - в количестве 879 шт., ДНаТ в количестве 246 шт., Энсб.-99 шт.).

Однако данных учета образовавшихся, переданных другим лицам отходов юридическим лицом МБУ по благоустройству города Невинномысска в адрес Департамента представлено не было.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц природопользователей устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления илимиты на их размещение.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия: на окружающую среду в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того из п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В целях исполнения п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 утвержден прилагаемый Порядок учета в области обращения с отходами.

Данный порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников в соответствии с п. 4 Порядка:

- технической и технологической документации;

- бухгалтерской документации;

- актов приема-передачи; -договоров.

Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (п.5 Порядка).

Проведенной главным специалистом-экспертом Ставропольского территориального отдела Депатамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО4, проверкой было установлено, что юридическим лицом МБУ по благоустройству города Невинномысска нарушаются требований действующих нормативно - правовых актов в части соблюдения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка учета отходов.

Ответственным лицом за ведение учета образовавшихся в МБУ по благоустройству города Невинномысска отходов, а также переданных другим лицам отходов, а также за соблюдением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (согласно Приказа МБУ по благоустройству - г. Невинномысска от 07.06.2017 №37/1) назначен начальник участка МБУ по благоустройству г. Невинномысска ФИО1

Данные обстоятельства в свою очередь указываю на то, что должностным лицом - начальником участка МБУ по благоустройству города Невинномысска ФИО1 в результате бездействия допущено нарушение требований: п. 1 ст. 19, ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ч. 3 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального Законаот 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Доказательств, свидетельствующих о принятии должностным лицом необходимых и достаточных мер по исполнению возложенных на него публично-правовых обязательств по соблюдению требований в области обращении с отходами производства и потребления, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения им норм действующего законодательства, не представлено.

Перечисленные обстоятельства, свидетельствует о наличии вины должностного лица - начальника участка МБУ по благоустройству города Невинномысска ФИО5 во вмененном ему правонарушении и подтверждает факт бездействия.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что должностным лицом Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения должностным лицом ФИО1 административного правонарушения. Действия должностного лица квалифицированы правильно по ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ правонарушениях для данной категории дел, наказание назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в минимальном размере, с учетом характера совершенного должностным лицом административного правонарушения, последствий совершения административного правонарушения, отношение к содеянному, имущественное и финансовое положение должностного лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Доводы заявителя о том, что характер и степень допущенного несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в рассматриваемом случае носит формальное наличие признаков состава вмененного правонарушения, не содержит какой либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества, а так же не повлекло за собой вреда общественным интересам, по мнению суда, преследуют цель смягчить свое положение, оправдать противоправных действий, и направлены на избежание административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований к отмене постановления Государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу – главного специалиста-эксперта Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 № 18-0/Ф-111/3 от 16 марта 2018 года, не имеется, обстоятельства совершения административного правонарушения доказаны, доводы жалобы необоснованны.

Руководствуясь ст. 30.6, п.1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление Государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу – главного специалиста-эксперта Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 № 18-0/Ф-111/3 от 16 марта 2018 года, оставить без изменения.

Жалобу ФИО1 на постановление Государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому Федеральному округу – главного специалиста-эксперта Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 № 18-0/Ф-111/3 от 16 марта 2018 года, без удовлеторения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии, путем подачи жалобы в Невинномысский городской суд.

Судья Ю.Н. Васькин