ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/2021 от 05.05.2021 Ивановского районного суда (Ивановская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Ивановского районного суда Ивановской области Смолина Е.Е., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Прозументовой И.В., старшего помощника прокурора Лежневского района Ивановской области Подковыриной М.А., рассмотрев жалобу Прозументовой И.В. на постановление заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и качества зерна Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 15.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

В Ивановский районный суд Ивановской области поступила жалоба Прозументовой И.В. на постановление заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и качества зерна Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям Прониной Н.Ю. от 15.01.2021, которым она привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ, с наказанием в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

В жалобе указывает, что с вынесенным постановлением не согласна, просит признать его незаконным и отменить по следующим основаниям: 1) о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении она не была извещена, что повлекло нарушение её прав на предоставление доказательств, дачу пояснений; 2) в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку неизвещение административного органа о доставке подкарантинной продукции и непогашение карантинных сертификатов не образует объективную сторону административного правонарушения, материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о нарушении ею правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), также административным органом не представлены доказательства, что указанная в постановлении продукция была подкарантинной. Фрукты и овощи поступают в магазин «Магнит» с распределительного центра г. Ярославль со всеми необходимыми документами (товарными накладными, декларациями о соответствии, сертификатами качества и т.д.). Указанные документы в момент проверки находились в магазине, но ввиду большого количества проверяемых товарных позиций, большого объема сопроводительных документов при ежедневных поставках товара, а также ограниченном времени проведения проверки (30 минут), представить указанные документы проверяющим не представилось возможным, в последующем при подготовке документов представители административного органа и прокуратуры в телефонном разговоре отказались принимать указанные документы. Ярославская область не была объявлена карантинной фитосанитарной зоной. Таким образом, указанные в постановлении товарные позиции не являлись подкарантинной продукцией; 3) административным органом и Ивановской межрайонной прокуратурой в нарушение требований ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проведена без вынесения соответствующего распоряжения или приказа руководителя; 4) в материалах административного дела отсутствует протокол осмотра помещений и находящихся там вещей и документов, имеющиеся фотографии стикеров на овощи и фрукты, не позволяют определить, когда они были сделаны, кем и где, в связи с чем фотографии подлежат исключению из числа доказательств.

В судебном заседании Прозументова И.В. поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила её удовлетворить. Пояснила, что по телефону она была уведомлена о проведении проверки, однако в силу своей занятости присутствовать во время её проведения не могла. На проверке присутствовал Страхов А.В., который замещал её на время отсутствия. О времени рассмотрения дела об административном правонарушении она была также уведомлена по телефону, ходатайства о рассмотрения дела в её отсутствии ею не направлялось.

Старший помощник прокурора Лежневского района Ивановской области Подковырина М.А., действующая на основании доверенности и.о. Ивановского межрайонного прокурора Белянина И.Е., возражала против удовлетворения жалобы Прозументовой И.В., поскольку, как пояснила в судебном заседании сама Прозументова И.В., она была уведомлена о проведении проверки и о времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Проверка проводилась в рамках ФЗ «О прокуратуре РФ» с привлечением соответствующего специалиста. Решение о проведении проверки было доведено до Прозументовой И.В. Составление акта в ходе проведения данной проверки не является обязательным в силу ФЗ «О прокуратуре РФ». Необходимые документы Прозуменовой И.В. в ходе проведения проверки и после неё предоставлены не были.

Лицо, вынесшее оспариваемое постановление – Пронина Н.Ю., в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. Пояснила, что Прозументова И.В. была уведомлена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается телефонограммой. На дату проведения проверки АО «Тандер», осуществляющий торговлю в магазине «Магнит», расположенном по адресу: Ивановская область, Ивановский район, г. Кохма, ул. Ивановская, д. 44 осуществляло реализации подкарантинной продукции без документов, удостоверяющих её фитосанитарное состояние (акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) или карантинного сертификата или заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции). В ходе проведения проверки данные документы директором магазина Прозументовой И.В. не предоставлены. В пп. 4.1.35, 4.1.40 должностной инструкции на директора магазина возложены обязанности оформлять и извещать о поступлении подкарантинной продукции, а также соблюдать требования фитосанитарного законодательства. Тем самым Прозуменова И.В. нарушила правила хранения и реализации подкарантинной продукции. На дату проведения проверки действовал порядок немедленного извещения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, утвержденный приказом Минсельхоза России от 10.08.2017 № 390. Акты государственного карантинного фитосаниратного контроля (надзора) на указанную в постановлении импортную продукцию директором магазина предоставлены не были, в связи с чем установить, что о доставке данной продукции ранее извещался Россельхознадзор, не представляется возможным. Проверка проведена в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» с участием сотрудника Управления Ладкина Д.В. Имеющиеся фотографии подтверждают факт наличия продукции, её наименование и её происхождение в торговом зале. Приложенные к дополнениям к жалобе документы, не относятся к документам, которые должны отражать факт происхождения каратинного фитосанитарного контроля и соответствовать карантинным фитотосанитарным требованиям, утвержденным решением Совета ЕЭК от 30.11.2016 № 157.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доводы представленной жалобы, ознакомившись с представленными материалами, считаю установленными следующие обстоятельства.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 10.3 КоАП РФ,нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей.

Согласно сообщению М. ею в магазине «Магнит» была обнаружена продукция не соответствующая фитосанитарным требованиями. Данная информация была направлена в Россельхознадзор по Костромской и Ивановской областям.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно пп. 2 и 3 ст. 21 указанного Федерального закона, проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

Решением заместителя Ивановского межрайонного прокурора Белянина И.Е. постановлено провести проверку АО «Тандер» по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 44 с участием специалиста; цель проведения – исполнение фитосанитарного законодательства; основание проверки – приказ-поручение прокурора области. Данное решение было доведено до Страхова А.В. и Прозументовой И.В., что не отрицалось в судебном заседании самой директором магазина – Прозументовой И.В.

29.12.2020 постановлением заместителя Ивановского межрайонного прокурора Белялина И.Е. в виду выявления в ходе проверки 16.11.2020 магазина «Магнит» нарушений требований фитосанитарного законодательства в отношении директора магазина Прозументовой И.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ, о чем в этот же день была уведомлена Прозументова И.В. В объяснениях ею указано, что нарушения она не признает.

12.01.2021 определением заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и качества зерна Прониной Н.Ю. назначено рассмотрение дела об административном правонарушении директора магазина «Магнит» АО «Тандер» Прозументовой И.В. на 15.01.2021 в 10:30 часов.

О дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Прозументова И.В. была уведомлена телефонограммой от 12.01.2021 № 9 по телефону: 89203595896. В судебном заседании Прозументова И.В. также не отрицала то, что ей было известно о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

На рассмотрение дела об административном правонарушении Прозументова И.В. не явилась, об отложении рассмотрения дела не просила, в связи с чем дело было рассмотрено без её участия.

Согласно оспариваемому постановлению от 15.01.2021, на момент проведения проверки – 16.11.2020 директором магазина «Магнит» АО «Тандер» Прозументовой И.В. документов, подтверждающих карантинное фитосанитарное состояние винограда - страна происхождения Турция, производитель Исаком Дыш Тиджарет Итхалят Ихраджат Лимитед Ширкети; винограда – страна происхождения Иран, производитель Navid Khan Vohammadi Commercial; яблок – страна происхождения Иран, производитель Mahmaud Rouhani, яблок - страна происхождения Азербайджан, производитель ООО «Ланд Ложистик»; груш – страна происхождения ЮАР, производитель Ideafruit Export; мандаринов – страна происхождения Турция, производитель Учак Кардешлер Гида Серачилык; чеснока – страна происхождения Китай, производитель Shandong Youshu Internacional Trade Co. LTD; хурмы – страна происхождения Азербайджан; томатов – страна происхождения Россия, Краснодарский край, производитель ООО «Тепличный комплекс «Зеленая линия»; огурцов – страна происхождения Россия, Московская область, производитель ООО «Агрокультура Групп»; лука репчатого – страна происхождения Россия. Краснодарский край, производитель ООО ТК «Прод»; грибов шампиньонов – страна происхождения Россия, Тульская область производитель ООО «Агро Гриб» не предоставлено.

К материалам дела приложены фотографии с указанием наименования продукции.

Таким образом, АО «Тандер» в магазине «Магнит» осуществляло хранение и реализацию подкарантинной продукции с нарушением карантинных фитосанитарных требований, а именно: отсутствовали документы, подтверждающие проведение лабораторных исследований в целях выявления наличия или отсутствия зараженности данной подкарантинной продукции карантинными объектами. Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям о доставке данной подкарантинной продукции на территорию Ивановской области не извещалось.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» установлено: карантинные фитосанитарные требования к подкарантинной продукции и связанные с данными требованиями к такой продукции, процессам и способам её реализации, должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований (п. 1 ст.15); п. 2 ст. 15 – выпуск в оборот подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами её хранение, перевозка, реализация, использование в качестве семян (семенного материала) или посадочного материала не допускаются. Хранение, перевозка подкарантинной продукции зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, допускаются только в целях проведения её карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающих лишение карантинных объектов жизнеспособности. Хранение, перевозка такой подкарантинной продукции должны осуществляться изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов; п. 2 ст. 2 – акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) - документ, который отражает результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции, подкарантинного объекта и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений; п. 15 ст. 2 – карантинный сертификат – документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантиной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным opганом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации; пп. 1 п. 3 ст. 26 – лабораторные исследования в области карантина растений проводятся с целью установления соответствия состояния подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям; пп. 7 п. 3 ст. 26 лабораторные исследования в области карантина растений проводятся в случае перемещения подкарантинной продукции по территории Российской Федерации и вывоза её из зон, свободных от карантинных объектов; п. 7 ст. 26 – заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции на бумажном носителе оформляется с использованием программных средств единой федеральной государственной информационной системы учета лабораторных исследований в области карантина растений и подписывается экспертом; пп. 1 п. 1 ст. 32 – граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, осуществляют производство, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования; пп. 2 п. 1 ст. 32 – граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

АО «Тандер» в магазине «Магнит» нарушило указанные требования Федерального закона «О карантине растений» от 21.07.2014 № 206-ФЗ, а именно: допустило реализацию подкарантинной продукции (винограда, яблок, груш, мандаринов, чеснока, хурмы, томатов, огурцов, лука репчатого, грибов (шампиньонов) без документов, удостоверяющих ее фитосанитарное состояние, что может повлечь за собой угрозу проникновения и распространения карантинных объектов на территории Ивановской области и причинения вреда объектам растительного мира. Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям о доставке данной подкарантинной продукции на территорию Ивановской области не извещалось.

Согласно приказу о переводе работника на другую работу от 16.01.2020, Прозументова И.В., переведена на должность директора магазина «Магнит» АО «Тандер» по адресу: Ивановская область, Ивановский район, г. Кохма, ул. Ивановская, д. 44.

В соответствии с должностной инструкции директора магазина «Магнит» АО «Тандер», Прозументова И.В. обязана оформлять и предоставлять в органы государственной власти, осуществляющие карантинный фитосанитарный контроль (надзор), заявлений на получение карантинных сертификатов на партии подкарантинной продукции, извещать их о поступлении подкарантинной продукции на магазин (п. 4.1.35); соблюдать требования фитосанитарного законодательства (п. 4.1.40).

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Директор магазина «Магнит» АО «Тандер» Прозументова И.В. имела возможность для соблюдения требований фитосанитарного законодательства, однако ею не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению, темсамым, Прозументова И.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 10.3 КоАП РФ, а именно хранение и реализация подкарантинной продукции с нарушением карантинных фитосанитарных требований.

Довод Прозументовой И.В. о том, что она не была уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения дела опровергается её собственными показаниями в ходе рассмотрения настоящего дела, а также журналом регистрации телефонограмм, в котором отражено, что в 15:50 часов 12.01.2021 она была уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения дела, ходатайство об отложении рассмотрения дела ею не заявлялось. Таким образом, её права на дачу объяснений и предоставление доказательств нарушены не были. О проведении проверки Прозументовой И.В. также было известно, что она сама подтвердила в судебном заседании.

Довод о том, что проверка была проведена без соответствующего распоряжения или приказа руководителя, в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является необоснованным, поскольку проверка проведена на основании решения заместителя Ивановского межрайонного прокурора Белянина И.Е., в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1.

Доводы жалобы о том, что в ходе проверки протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов не составлялся, является необоснованным, поскольку действующее законодательство не содержит требование об обязательном составлении протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей.

Суд критически относится к доводу о том, что приложенные фотографии стикеров на продукцию не позволяют определить, когда они были сделаны и кем, поскольку изначально Прозументова И.В. отрицала только факт выявленных нарушений, не отрицала того, что данная продукция была обнаружена не в магазине «Магнит» по указанному выше адресу. При этом к фототаблицам законодательством каких-либо обязательных требований не предъявляется.

Приложенные к дополнениям к жалобе документы – декларации о соответствии, товарные накладные не относятся к документам, подтверждающим факт прохождения карантинного фитосанитарного контроля и соответствия карантинным фитосанитарным требованиям. Акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), карантинный сертификат, заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции Прозументовой И.В. ни в ходе проведения проверки, ни в ходе рассмотрения дела предоставлены не были.

Наличие в действиях Прозументовой И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.3 КоАП РФ подтверждается вышеизложенными доказательствами.

Доводы заявителя жалобы не содержат аргументов, ставящим под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.

Наказание назначено в пределах санкции статьи, процессуальных нарушений не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела фитосанитарного надзора и качества зерна Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям от 15.01.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.3 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу директора магазина «Магнит» АО «Тандер» Прозументовой И.В. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.Е. Смолина