ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/2021 от 11.05.2021 Обнинского городского суда (Калужская область)

УИД 40RS0026-01-2021-000889-81 Дело № 12-87/2021

РЕШЕНИЕ

11 мая 2021 года город Обнинск Калужской области

Судья Обнинского городского суда Калужской области Филатова С.В., рассмотрев жалобу председателя правления Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай» ФИО1 на постановление № 05-35/178 по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ по г. Москве и Калужской области ФИО2 от 12 марта 2021 года, старшего помощника прокурора г. Обнинска Мячиной М.М.,

Установил:

Постановлением № 05-35/178 по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ по г. Москве и Калужской области ФИО2 от 12 марта 2021 года председатель правления Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 0000 рублей.

ФИО1 была подана жалоба на вышеуказанное постановление, в которой он просит его отменить, как незаконное, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Обнинска проведена проверка исполнения СДНТ «Урожай» законодательства о недропользовании с нарушением закона, поскольку перед проведением проверки ему не был предъявлен приказ или распоряжение прокурора о ее проведении; ему не были известны основания проверки, предмет проверки, дата начала и окончания проверки, а также лица, привлеченные к ее участию. Также в жалобе ФИО1 указал, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку он вступил в должность только 24 марта 2020г. и при вступлении в должность бывший председатель СДНТ предоставил ему информацию о том, что СДНТ получена лицензия на добычу подземных вод. Использование недр без соответствующего разрешения допущено в состоянии крайней необходимости, поскольку в силу закона и Устава СДНТ «Урожай» председатель не имеет права не поставлять воду для обеспечения деятельности СДНТ «Урожай».

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, от получения судебной корреспонденции уклонился, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Старший помощник прокурора г. Обнинска Мячина М.М. судебном заседании полагала, что жалоба ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения, а постановление без изменения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав заключение старшего помощника прокурора г. Обнинска Мячиной М.М., судья приходит к следующему:

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 3 статьи 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

В силу статьи 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Согласно статьи 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 18 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

На основании статьи 19.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" садоводческое некоммерческое товарищество и (или) огородническое некоммерческое товарищество (далее для целей настоящей статьи - товарищество) имеют право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ.

Под использованием подземных вод для питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ для целей настоящего Закона понимается их использование товариществами и правообладателями садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в целях ведения садоводства или огородничества и создания для этого благоприятных условий, а также обеспечения освоения земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Добыча подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ осуществляется без проведения геологического изучения недр, проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласования и утверждения технических проектов и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также без представления доказательств того, что товарищества обладают или будут обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. Добыча подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ должна осуществляться с соблюдением правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.

В силу статьи 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основным требованием по рациональному использованию и охране недр является, в частности, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 996 утверждено Положение о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр на основании утвержденного технического проекта (далее Положение).

Согласно пункта 3 Положения основанием для осуществления права пользования недрами с целью добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд является наличие у пользователя недр лицензии на пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых или совмещенной лицензии с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, или лицензии с целью разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии с целью разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, и утвержденного технического проекта на добычу подземных вод.

С 01 января 2019г. вступил в силу упрощенный порядок оформления товариществами лицензий на пользование недрами.

Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 5 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами".

Из материалов дела усматривается, что 10 декабря 2002г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании Садового-дачного некоммерческого товарищества «Урожай», расположенного по адресу: <...>.

Протоколом № 3/2019 внеочередного выборного общего собрания СДНТ «Урожай» избран ФИО1

24 марта 2020г. в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что ФИО1 является председателем правления Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай».

На основании указания прокурора Калужской области от 19.08.2016г. № 136/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере недропользования», распоряжения прокурора Калужской области от 31.07.2020г. № 148/20р «Об организации исполнения коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.06.2020г. « О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр», задания прокуратуры Калужской области от 21.11.2019г. № 7-9-2019 «О проведении проверки исполнения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» 27 января 2021г. заместителем прокурора г. Обнинска принято решение о проведении проверки соблюдения СНТ «Урожай» исполнения законодательства в сферах недропользования, обращения с отходами производства и потребления в период с 27.01.2021г. по 25.02.2021г.

В ходе проведенной прокуратурой г. Обнинска совместно с государственным инспектором в области охраны окружающей среды Калужской области ФИО3 проверки было установлено, что в границах СНТ «Урожай» оборудована и используется водозаборная скважина для добычи подземных вод, расположенная на землях общего пользования товарищества (земельный участок с кадастровым номером 40:27:10502:204) между земельными участками с кадастровыми номерами 40:27:010502:189 и 40:27:10502:49 в целях организации технического водоснабжения земельных участков. Скважина находится в рабочем состоянии, снабжена насосом, обеспечена электроэнергией.

Однако, в нарушение части 3 статьи 9 Водного Кодекса Российской Федерации, статей 9, 11, 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" по состоянию на 11 февраля 2021г. лицензия на право пользования недрами Садовым дачным некоммерческим товариществом «Урожай» в установленном порядке не получена.

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для возбуждения 18 февраля 2021г. и.о. заместителя прокурора г. Обнинска дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай» ФИО1, и привлечения его 12 марта 2021г. постановлением № 05-35/178 по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ по г. Москве и Калужской области ФИО2 к административной ответственности, установленной данной нормой.

Событие административного правонарушения и вина ФИО1 в его совершении подтверждается совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает: копией постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.02.2021г. (л.д. 32-36); копией решения о проведении проверки от 27.01.2021г. № 37 (л.д. 37); копией справки об участии в прокурорской проверке (л.д. 38-40); копией акта проверки № 7-39-2021/558-1 от 11.02.2021г. (л.д. 41-43); копией экспертного заключения № 975 от 18.10.19г. (л.д. 44); копией протокола лабораторных испытаний (исследований) № 975 от 18.10.2019г. (л.д. 45); копией экспертного заключения № 9720 от 18.10.2019г. (л.д. 46); копией протокола лабораторных испытаний (исследований) № 9720 от 18.10.2019г. (л.д. 47-48); копией протокола № 3/2019 внеочередного выборного общего собрания СДНТ «Урожай» от 09.11.2019г. (л.д. 49-55); копией Устава (л.д. 56-83); копией Выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 84-91); копией представления об устранении нарушений законодательства от 04 февраля 2021г., копией ответа на представление; копиями объяснений ФИО1 от 07 февраля 2021г., согласно которым на территории СДНТ «Урожай» организовано центральное водоснабжение из скважины, лицензия на добычу подземных вод обществом не получена.

Поскольку председателем правления Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай» было допущено пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вывод должностного лица о наличии в действиях председателя правления Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным, он соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы ФИО1 о том, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку он вступил в должность только 24 марта 2020г., а правонарушение было выявлено 11 февраля 2021г. по результатам проведенной прокурорской проверки, а также о том, что бывший председатель правления предоставил ему информацию о том, что Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай» получена лицензия на добычу подземных вод, судья находит несостоятельными, поскольку на момент обнаружения административного правонарушения – 11 февраля 2021г., он являлся председателем правления Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай», в границах которого оборудована и используется водозаборная скважина для добычи подземных вод в целях организации технического водоснабжения земельных участков в отсутствие лицензии на пользование нардами.

Кроме того, из протокола № 3/2019 внеочередного выборного общего собрания СДНТ «Урожай» от 09.11.2019г., которым ФИО1 был избран председателем правления, следует, что 8 вопросом повестки дня являлось лицензирование скважины.

Доводы жалобы о том, что ФИО1 допустил использование недр без соответствующего разрешения в состоянии крайней необходимости, поскольку в силу законодательства он не имеет права не поставлять воду для обеспечения деятельности Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай», основаны на ошибочном толковании закона и опровергаются имеющимися материалами дела.

Так, в силу статьи2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.

По смыслу приведенной нормы закона опасность, угрожающая личности, интересам общества и государства, должна быть реальной, а не мнимой и не предполагаемой; действия, совершаемые в обстановке крайней необходимости, по времени должны совпадать с реально существующей угрозой причинения вреда; существовавшая опасность не могла быть устранена иными средствами; квалифицируемые как административное правонарушение действия лица являлись единственно возможными, которые могли привести к устранению опасности.

В материалы дела не представлено доказательств совершенияпредседателем правления Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай» ФИО1действий в состоянии крайней необходимости применительно к положениям статьи2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно наступление опасности, угрожающей правам граждан, а также охраняемым законом интересам общества и государства.

Доводы жалобы онарушении порядкапроведенияпроверки, судья находит несостоятельными, поскольку копия решения о проведении проверки заместителя прокурора г. Обнинска от 27.01.2021г. № 37, в котором указаны, в частности цель и предмет проверки, срок ее проведения, была получена ФИО1 лично, что подтверждается его подписью (л.д. 37). При проведении проверки ФИО1 участвовал лично, что следует из материалов дела.

Каких-либо иных доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого постановления, ФИО1 не приведено.

Наказание ФИО1 назначено в минимальном размере санкции вышеуказанной статьи с учетом положений статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественном положением лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вследствие которых могут быть применены положения части 2.2. статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФИО1 не представлено.

Судья также полагает, что с учетом характера совершенного правонарушения, его отнести в соответствии статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к малозначительным, нельзя.

Нарушение порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение постановления, при рассмотрении дела не установлено.

Неправильное указание должностным лицом в обжалуемом постановлении наименования должности ФИО1- председатель правления СНТ «Урожай», тогда как согласно Выписке из ЕГРЮЛ полное и сокращенное наименование общества - Садового дачного некоммерческого товарищества, на законность принятого должностным лицом постановления не влияет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Решил:

Постановление № 05-35/178 по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора РФ по г. Москве и Калужской области ФИО2 от 12 марта 2021 года оставить без изменения, а жалобу председателя правления Садового дачного некоммерческого товарищества «Урожай» ФИО1 без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Калужский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья: С.В. Филатова