ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/2022 от 01.08.2022 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 12-87/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

город Кандалакша

01 августа 2022 года

Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области, Каторова Ирина Васильевна,

с участием защитника АО «РУСАЛ Урал» - филиала «РУСАЛ Урал» в Кандалакше «Объединённая компания РУСАЛ Кандалакшский алюминиевый завод» ФИО1,

рассмотрев жалобу защитника АО «РУСАЛ Урал» - филиала «РУСАЛ Урал» в Кандалакше «Объединённая компания РУСАЛ Кандалакшский алюминиевый завод» ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадора от 10 июня 2022 года № 03-07/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 10 июня 2022 года № 03-07/2022 по делу об административном правонарушении юридическое лицо – акционерное общество «Объединённая компания РУСАЛ Уральский алюминий» (далее – АО «РУСАЛ Урал», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В жалобе, поданной в Кандалакшский районный суд Мурманской области, защитник АО «РУСАЛ Урал» - филиала «РУСАЛ Урал» в Кандалакше «Объединённая компания РУСАЛ Кандалакшский алюминиевый завод» ФИО1 просит постановление по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В обоснование жалобы защитник АО «РУСАЛ Урал» ФИО1 указывает, что инвентаризация выбросов загрязняющих веществ выполнена до вступления в действие приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 июля 2018 года № 341 (далее - Приказ №341) по действующей на тот момент нормативной базе. Корректировка инвентаризации, выполненной в 2018 году, в связи с вступлением в законную силу приказа № 341 в ноябре 2018 года была невозможна, поскольку в перечень были включены устаревшие версии методик, перечень методик был пополнен 28 июня 2021 года. Инвентаризация выбросов АО «РСУАЛ Кандалакша» была согласована в составе материалов проекта предельно допустимых выбросов органами Роспотребнадзора и Росприроднадзора Мурманской области.

Ссылается на то, что замены сырья в технологическом процессе не было, возможно только изменение процентного содержания примесей в зависимости от пека, используемого производителем при производстве анодной массы. В 2019 году произошла смена производителя анодной массы, используемой при производстве алюминия, а не самого сырьевого компонента. Методиками инструментального контроля определены требования к местам отбора проб, при этом размеры штуцеров носят рекомендательный характер. По данным инструментальных замеров, проводимых дважды в год, превышений установленных нормативов ПДВ для источников выбросов от электролизного производства не выявлено, в связи с чем корректировка инвентаризации не требуется.

Обращает внимание, что согласно пункту 7.3.1 ГОСТ Р 58577-2019 контроль за выбросами загрязняющих веществ и соблюдением допустимых выбросов на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при проведении инвентаризации. Данные инвентаризации, проведённой в 2018 году достоверны. НИИ Атмосфера в Методическом пособии по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб, 2012 год раздел 1.2 п. 2 стр. 20 относит аэрационные фонари к основным источникам с организованным выбросом, в связи с чем утверждение Росприроднадзора о ненаправленных потоках газов и неприменении специального оборудования для отвода загрязняющих веществ для аэрационных фонарей некорректно.

Приводит доводы о том, что на содержание бенз/а/пирена в контрольных створах ручья без названия, протекающего по территории города Кандалакша, могут оказывать влияние не только выбросы от электролизных корпусов предприятия, но и выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта, железнодорожных объектов, котельной и других источников выбросов. При проведении проверки были представлены нормативные документы предприятия по деятельности, связанной с обращением с отходами, а именно: И КАЗ 039-2020 (пункт 7.4. равила обращения с отходами); И КАЗ 028-2018 (пункт 6 требования безопасности при работе с ртутьсодержащими отходами), не указанные в акте проверки. В Отчёте по производственному экологическому контролю отсутствуют данные по выбросам загрязняющего вещества диАлюминий триоксид (в перерасчёте на алюминий) от источника выбросов № 6095 по причине некорректной работы Личного кабинета природопользователя при занесении данных Отчёта за 2020 год. На основании инструментальных замеров рассчитана и внесена в полном объёме плата за выбросы загрязняющих веществ по ИЗА № 6095 за 2020 год.

Указывает, что план-график контроля на ИЗАВ «РУСАЛ Кандалакша» разработан и утверждён в составе «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ атмосферу филиала АО «РУСАЛ Урал» в Кандалакше «Объединённая компания РУСАЛ Кандалакшский алюминиевый завод», в котором содержится информация о применяемых методиках инструментальных измерений, а также информацию о применении расчётных методик для источников загрязнения атмосферы, инструментальные замеры для которых не применимы. Координаты точек сброса сточных вод с промплощадки предприятия (выпуск № 1) площадки ЖДУ (выпуск № 2) установлены в 2009 году ФКУ «Мурманрыбвод» в рамках обследования ручья без названия и ручья «ЖДУ». В соответствии с действующими разрешительными документами данные координаты были внесены при актуализации сведений по объекту негативного воздействия за 2020 год. Программа производственного экологического контроля «РУСАЛ Кандалакша», утверждённая 18 августа 2018 году генеральным директором «РУСАЛ Кандалакша» ФИО3, включает приложения Г, Д, где содержится План-график контроля стационарных источников выбросов, включая сведения о периодичности и методиках измерений, используемых на источниках выбросов.

В судебном заседании защитник юридического лица ФИО1 доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, сообщил об обжаловании в Арбитражном суде предписания, выданного управлением Росприроднадора по результатам проведённой проверки. Дополнительно указал на неприменение административным органом положений, предусмотренных ч.5 ст.4.4 КоАП РФ при решении вопроса о назначении наказания, с учетом того, обстоятельства, что при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля одного юридического лица выявлены иные административных правонарушения, предусмотренные одной статьей КоАП РФ.

Представитель административного органа о дате, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, в суд не явился.

Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Из протокола об административном правонарушении от 26 января 2022 года № 03-07/2022 следует, что 08 декабря 2021 года в 15 часов 45 минут на основании решения от 20 октября 2021 № , решения о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 16 ноября 20221 года № Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «РУСАЛ Урал» на промплощадке «РУСАЛ Кандалакша», в результате которой выявлены следующие нарушения:

- не проведена корректировка данных инвентаризации в связи с использованием методик, не включённых в Перечень методик расчёта выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, чем нарушены требования пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 5, 10, 42, 45 Приказа Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», пункта 15 Правил разработки и утверждения методик расчёта выбросов загрязняющих веществ, утверждённые постановлением Правительства России от 16 мая 2016 года № 422;

- не проведена корректировка данных инвентаризации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух после замены сырья в технологическом процессе анодной массы на массу с повышенным содержанием серы, то есть нарушены пункт 4 статьи 22 Федерального закона № 96-ФЗ, пункт 42 Приказа Минприроды № 352;

- места отбора проб промышленных выбросов на источниках №, выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух не соответствует требованиям, установленным к местам отбора проб, достоверность инструментальных измерений не обеспечивается, чем нарушены пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункт 1 статьи 15, пункт 16.1, пункт 1 статья 30 Федерального закона № 96-ФЗ, пункт 20 Приказа Минприроды № 352, пункт 13 Приказа Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа», раздел 2 ГОСТ 17.2.4.06-90;

- расчёт нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух произведён на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, то есть нарушены статья 12, пункт 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ, пункты 10, 20, 28, 42 Приказа Минприроды № 352, пункт 9 Приказа Минприроды России от 11 августа 2020 года № 581 «Об утверждении методики разработки (расчёта) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух»;

- разработка программы производственного экологического контроля произведена на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, то есть нарушены пункты 2, 3, 6 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ, пункты 1, 2, 4 Приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчёта об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля»;

- производственный экологический контроль осуществляется в соответствии с программой производственного экологического контроля, утверждённой управляющим директором ФИО4 09 марта 2021 года, содержащей недостоверные сведения, чем нарушены пункт 1 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ, пункт 2 статьи 25 Федерального закона № 96-ФЗ, пункт 9.1 Приказа Минприроды № 74;

- предприятием осуществляется деятельность, связанная с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то есть нарушена статья 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ;

- в материалах инвентаризации отсутствует обоснование применения расчётных методик определения показателей выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на организованных ИЗА №№ 0201, 0202, 0203, 055, 0105, 0031, 0032, 0037, 0026, 0044, 0045, 0046, 0047, 0050, 0102, 0103, 0104, 0109, 0020, 0038, 0024, 0040, 0206, 0033, 0034, 0036, 0049, 0054, 0085, 0090, 0088, 0089, 0117, чем нарушены пункт 4 статьи 22 Федерального закона № 96-ФЗ, пункты 17, 25, 27 Приказа Минприроды № 352;

- по результатам инвентаризации неорганизованным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №№ 0002, 0003, 0007, 0008, 0013 присвоены порядковые номера, соответствующие организованным источникам ИЗА, то есть нарушены пункт 4 статьи 22 Федерального закона № 96-ФЗ, пункт 14 Приказа Минприроды № 352;

- эксплуатация объекта НВОС осуществляется в отсутствие нормативов допустимых сбросов через выпуск № 1 в водный объект ручей без названия бассейна Кандалакшского залива Белого моря по загрязняющему веществу бенз/а/пирен, чем нарушены статьи 21, 22, 34, 39, 67 Федерального закона № 7-ФЗ, статьи 35, 56 Водного кодекса Российской Федерации;

- отсутствует план мероприятий по предупреждению и ликвидации ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, плана ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций, то есть нарушен пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления»;

- с 2020 года и по настоящее время не осуществляется производственный экологический контроль промышленных выбросов на источнике выбросов по загрязняющему веществу диАлюминий триоксид в пересчёте на алюминий (отсутствуют данные в отчёте ПЭК, периодичность отбора предусмотрена 1 раз в год), чем нарушены статьи 34, 39, 67 Федерального закона № 7-ФЗ, статьи 25, 30 Федерального закона № 7-ФЗ;

- план-график контроля нормативов выбросов на источниках загрязнения атмосферного воздуха не содержит сведений об используемых методиках измерений от каждого источника загрязнения атмосферного воздуха, то есть нарушены пункты 4, 6 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ, пункт 9.1 Приказа Минприроды № 74;

- предоставление недостоверные сведения о местах источников сброса № 1 и № 2, то есть нарушен пункт 1 статьи 69 Федерального закона № 7-ФЗ;

- в программе производственного экологического контроля объекта НВОС отсутствуют сведения в разделе № 5,6 о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений, чем нарушены статья 67 Федерального закона № 7-ФЗ, Приказ Минприроды № 74.

Как следует из копии решения заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 октября 2021 года № , из копии решения заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 16 ноября 2021 года № , плановая выездная проверка проведена по месту нахождения промплощадки «РУСАЛ Кандалакша», расположенного согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 30 марта 2022 года № , по адресу: 184046, <...>, в деятельности которого нарушения были выявлены.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 10 июня 2022 года по делу об административном правонарушении АО «РУСАЛ Урал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

С состоявшимся постановлением административного органа нельзя согласиться по следующим основаниям.

Как следует из статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа пришло к выводу о наличии вины Общества в совершении инкриминируемого административного правонарушения и привлечении указанного юридического лица к административной ответственности.

Между тем, данные выводы должностного лица административного органа основаны без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу.

Так, в ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, АО «РУСАЛ Урал» отрицает, ссылаясь на отсутствие вины Общества в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, отсутствие события административного правонарушения.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частями 1 – 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В материалы настоящего дела в подтверждение обстоятельств вменяемого АО «РУСАЛ Урал» административного правонарушения Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора представлены копии ряда процессуальных документов, в том числе решения заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 октября 2021 года № , решения заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 ноября 2021 года № , акта проверки АО «РУСАЛ Урал» от 08 декабря 2021 года .

Согласно пункту 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Однако, исходя из имеющихся в настоящем деле об административном правонарушении материалов, должностным лицом административного органа вышеуказанное обстоятельство надлежащей оценки не получило.

Таким образом, выводы должностного лица административного органа о доказанности обстоятельств совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вины юридического лица в совершении данного правонарушения нельзя признать основанными на достоверных доказательствах.

Указанная правовая позиция соответствует позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 5-АД17-73.

В соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.

В рамках рассмотрения настоящего дела, Балтийско-Арктическим межрегиональным управлением Росприроднадзора не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение требований статьи 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при проведении плановой выездной проверки в отношении АО «РУСАЛ Урал».

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 указанного закона.

В представленных мерилах отсутствуют сведения об уведомлении юридического лица о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.

Кроме того, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам действие закона, отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 06.04.2022, статья 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частями 5 и 6 названного Кодекса, согласно которым:

- если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

- если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

Изложенное свидетельствует о том, что 06.04.2022 вступил в силу закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, а поэтому имеющий обратную силу.

Из материалов дела следует, что на основании решения заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 октября 2021 года № в отношении АО «РУСАЛ Урал» проведена одна выездная плановая проверка. В ходе проверки был составлен один акт проверки и выявлено более одного административного правонарушения по предмету проверки. Выявленные нарушения явились основанием для составления в отношении юридического лица ряда протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных различными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения вышеуказанных протоколов должностными лицами административного органа вынесено не менее трех постановлений о назначении юридическому лицу административных наказаний по статье 8.1, ст.8.14 и 8.2 названного Кодекса.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что при проведении одного контрольного мероприятия являющегося одним из видов государственного контроля выявлено не менее трёх административных правонарушений, совершенных АО «РУСАЛ Урал», ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, при назначении наказания подлежат применению правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 ст. 4.4. КоАП РФ.

Сведения об исполнении АО «РУСАЛ Урал» обжалованного постановления о назначенном ему административном наказании и уплате административного штрафа в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах дополнение статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частью 6 является основанием для применения положений части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса и отмены постановления о назначении административного наказания.

Между тем, с учетом того, что обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении АО «РУСАЛ Урал» протокола об административном правонарушении, имели место 08.12.2021 – дата выявления нарушения, то есть годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, возможность возвращения дела на новое рассмотрение для приведения в соответствие в связи с изменившимся законодательством в настоящий момент не утрачена.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Мурманской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области ФИО5 о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «РУСАЛ Урал» подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение должностному лицу административного органа.

При новом рассмотрении дела должностному лицу административного органа следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное постановление, при назначении наказания учесть положения ч. 6 ст.4.4 КоАП РФ. Кроме того, необходимо дать оценку доводам защитника юридического лица о возможности применения положений ч.5 ст.4.4. КоАП РФ, с учетом выявленных правонарушений, предусмотренных одной статьей КоАП РФ в рамках одной проведенной проверки в отношении одного юридического лица.

Другие доводы жалобы подлежат оценке при новом рассмотрении дела.

Руководствуясь статьями 30.3, 30.6 – 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 10 июня 2022 года № 03-07/2022, вынесенное в отношении АО «РУСАЛ Урал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья И.В. Каторова