ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/2022 от 08.06.2022 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

УИД 11RS0010-01-2022-000026-88

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар 8 июня 2022 года

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Арефьевой Т.Ю., при секретаре Есеве К.Е., рассмотрев в судебном заседании дело № 12-87/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК», находящегося по адресу: ...

по жалобе защитника Акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» П.. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Коми по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу А.. №... от **.**.**,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу №... от **.**.** АО «Монди СЛПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.

В жалобе, поданной в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми, защитник АО «Монди СЛПК» П. просит указанное постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на недоказанность события (состава) правонарушения, истечение срока давности привлечения к административной ответственности, а также на возможность признать правонарушение малозначительным.

В судебном заседании защитник АО «Монди СЛПК» Г. доводы жалобы и дополнений к ней поддержала, просила постановление должностного лица административного органа отменить, производство по делу прекратить.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Л. действующий по доверенности от **.**.**., должностное лицо А.. в судебном заседании с жалобой не согласны, просят оставить постановление **.**.** г. в силе.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также - Федеральный закон №7-ФЗ) определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п.2 ст.39 Федерального закона №7-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон №89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно ст.2 указанного Закона правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу ч.2 ст.11 Федерального закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч.1 ст.13.4 Федерального закона №89-ФЗ).

Согласно ст.24.6 Федерального закона №89-ФЗ транспортирование твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч.4 ст.24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В п.5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, по итогам плановой проверки Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (акт №... от **.**.** в отношении АО «Монди СЛПК» установлено, что в результате ведения хозяйственной деятельности АО «Монди СЛПК» образуются, в том числе, твердые коммунальные отходы, ведется учет в области обращения с отходами производства и потребления. АО «Монди СЛПК» имеет документ об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №... от **.**.** на период с **.**.**

На основании приказа Росприроднадзора от **.**.**№... «...», лицензии №... от **.**.** в области обращения с отходами, АО «Монди СЛПК» включено в перечень организаций, имеющих собственный полигон промышленных отходов с правом захоронения мусора, в том числе от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) (код ...) (сведения внесены в ГРОРО приказом Росприроднадзора №... от **.**.** приказом Росприроднадзора №... от **.**.**

Приказом Минприроды Республики Коми от **.**.**№... утверждена территориальная схема обращения с отходами в Республике Коми, содержащая перечень объектов размещения отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, в том числе полигон промышленных отходов АО «Монди СЛПК», ..., где на объекте размещаются твердые коммунальные отходы, образованные в результате хозяйственной деятельности эксплуатирующей организации.

Основная промплощадка АО «Монди СЛПК», на территории которой образуются, в том числе твердые коммунальные отходы, расположена на земельном участке с кадастровым номером .... Полигон промышленных отходов АО «Монди СЛПК» расположен на земельном участке с кадастровым номером .... Смежными земельными участками являются земельные участки, имеющие общую границу. Земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... не имеют общей границы и, соответственно, не являются смежными.

Между тем, АО «Монди СЛПК» письмом от **.**.** уведомило регионального оператора ООО «...» об отказе заключить договор, мотивируя ссылкой на положения ч.6 ст.24.7 Федерального закона №89-ФЗ, закрепляющие, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

Согласно ч. 6 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

Письмом Минприроды России №... от **.**.** разъяснено, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы (ст.24.7 Федерального закона №89-ФЗ).

Вместе с тем Минприроды России в Письме от **.**.**№... также отмечает, что статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. В случае если у юридического лица в указанных нормативах и лимитах прописаны ТКО, в этом случае юридическое лицо обязано заключить договор с региональным оператором.

Таким образом, исходя из положений ч. 6 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, приведенных разъяснений, предусмотренных законом оснований, позволяющих АО «Монди СЛПК» отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не имеется, в связи с чем АО «Монди СЛПК» будучи собственником твердых коммунальных отходов обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

В то же время, начиная с **.**.** по **.**.** (день составления протокола об административном правонарушении) АО «Монди СЛПК» не заключило с региональным оператором на территории Республики Коми, а именно с ООО «...»), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в нарушение п.1 ст.34, ст. 39, 51 Федерального закона №7, ч.2 ст.11 ч.4 ст.24.7 Федерального закона №89-ФЗ.

Таким образом, вывод должностного лица о наличии в деянии АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы жалобы о пропуске срока привлечения к административной ответственности судом отклоняются.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, указанных в данной норме, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Коми, обнаружив достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 названного Кодекса возбудило дело об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области, урегулированной законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Административное правонарушение выявлено в рамках мероприятия по контролю **.**.**

Таким образом, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности начал исчисляться с указанной даты и на момент рассмотрения дела должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Коми **.**.** г. не истек.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Вместе с тем, суд усматривает основания для прекращения производства по делу в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При определении возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, следует учитывать также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в постановлениях от 15 июля 1999 года N 11-П и от 17 января 2013 г. N 1-П, о том, что конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения, а также о том, что в качестве единственной альтернативы назначению административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи при привлечении к ответственности за совершение административных правонарушений КоАП РФ допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

С учетом оценки всех обстоятельств по настоящему делу, допущенное АО «Монди Сыктывкарский ДПК» нарушение, хотя и содержит признаки состава административного правонарушения, но учитывая отсутствие негативных последствий при наличии собственного полигона промышленных отходов с правом захоронения мусора, в том числе от офисных и бытовых помещений предприятия, следует признать малозначительным.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в силу которого по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу защитника АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» П.. удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу А.№... от **.**.** года, вынесенное в отношении акционерного общества «Монди Сыктывкарский ЛПК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить.

На основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» от административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ограничиться устным замечанием.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Мотивированное решение изготовлено **.**.**

Судья Т.Ю. Арефьева