ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/2022 от 31.05.2022 Назаровского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

31 мая 2022 г. г. Назарово

Судья Назаровского городского суда Красноярского края Фроленко Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «Гляденское» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 01.04.2022 № АТ-1030/2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении

юридического лица: Закрытого акционерного общества «Гляденское» (ЗАО «Гляденское»), юридический адрес: Россия, Красноярский край, Назаровский район, п. Глядень, ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/245601001,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 01.04.2022 № АТ-1030/2 ЗАО «Гляденское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, за нарушение природоохранного законодательства, что выразилось в том, что:

- руководитель ЗАО «Гляденское» и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не имеют подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, предприятием не представлены подтверждающие документы, в нарушение п. 1 ст. 73 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- ЗАО «Гляденское» не разработана и не утверждена Программа производственного экологического контроля по объекту № 04-0124-000892-П, в нарушение п. 1 ст. 39, п. 4 ст. 67 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России № 74 от 28.02.2018 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;

- ЗАО «Гляденское» не проводится контроль за соблюдением установленных нормативов ПДВ на стационарном источнике загрязнения атмосферы № 0008, в нарушение ст. 25 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

- ЗАО «Гляденское» не обеспечена корректировка инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденной в 2018 г., с учетом изменений требований к порядку проведения инвентаризации в 2018 г., а также с учетом изменения режима работы технологического оборудования, в нарушение ч.ч. 1,3,4 ст. 22, ч. 1 ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 42 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденных Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352;

-с 2019 г. деятельность по обращению с отходами производства и потребления ЗАО «Гляденское» на объекте НВОС 04-0124-000892-П (промплощадка № 6) осуществляется в отсутствие нормативно-разрешительной документации: без нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; комплексного экологического разрешения, в нарушение требований ч. 1 ст. 31.2, ст. 34, ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 2-5 ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- ЗАО «Гляденское» утилизация отхода III класса опасности – навоз свиной свежий (код ФККО 11251001333) на объекте НВОС 04-0124-000892-П осуществляется в отсутствие проекта технической документации, получившего государственную экологическую экспертизу, в нарушение требований ч. 2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5 ст. 11 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «б экологической экспертизе»;

- ЗАО «Гляденское» не разработан план мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций, в нарушение ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

За совершение данного правонарушения ЗАО «Гляденское» назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Защитник ЗАО «Гляденское» по доверенности ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, как необоснованное, производство по делу прекратить, ссылаясь на следующие основания: о проведении проверки Общество никто не уведомил, при привлечении ЗАО к административной ответственности административным органом не соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, установленная КоАП РФ (не раскрывая, в чем именно не соблюдена), получение представителем регистрируемых почтовых отправлений возможно при наличии доверенности, также ссылается на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение. также просит приобщить документы о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением лица, привлекаемого к ответственности, в целях выяснения судом возможности назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, с учетом того, что ЗАО «Гляденское» является градообразующим предприятием.

В судебное заседание законный представитель либо защитник ЗАО «Гляденское», представитель Росприроднадзора не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки не известили, ходатайств не направили.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6, ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4 КоАП судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствии указанных лиц.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ, несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно ст. 65. ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», организация и осуществление государственного экологического контроля (надзора) регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Из решения о проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО «Гляденское» от 08.11.2021 следует, что оно принято на основании ФЗ от 31.07. 2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Согласно ч. 6 ст. 73 ФЗ от 31.07. 2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

В силу ч. 4 ст. 21 данного ФЗ, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Как следует из ч. 5 ст. 21 данного ФЗ, контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:

1) сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 настоящей статьи. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.

Согласно ч. 9 ст. 98 ФЗ от 31.07. 2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", до 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Контрольный (надзорный) орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.

Из ч. 1 ст. 91 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" следует, что решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.

Согласно п. 3 ч. 2 данной статьи, грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является: нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным.

Как следует из материалов дела, копия решения руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от 08.11.2021 № 1030-р/п о проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО «Гляденское», принятого на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", была направлена ЗАО «Гляденское» по электронной почте на электронный адрес zaoglyadenskoe@yandex.ru. (л.д. 53-55, 56). Сведений о направлении копии решения иным путем материалы дела не содержат, как не содержат и сведений о том, что копия направленного по электронной почте решения была получена ЗАО «Гляденское». В жалобе защитник ссылается на то, что о проведении проверки ЗАО не было уведомлено.

Указанный выше адрес электронной почты в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ЗАО «Гляденское» не указан, также он отсутствует в информации о контрольно-надзорном мероприятии от 17.11.2021, материалы дела не содержат сведений о том, что данный адрес электронной почты был представлен Енисейскому межрегиональному управлению Росприроднадзора ЗАО «Гляденское» и внесен в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), либо был предоставлен при государственной регистрации юридического лица.

Из чего следует, что копия решения о проведении проверки была направлена контролируемому лицу с нарушением требований ч. 5 ст. 21 ФЗ от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на неподтвержденный адрес электронной почты, данных о получении и прочтении копии решения материалы дела не содержат, - что в силу п. 3 ч. 2 ст. 91 данного ФЗ является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора).

В связи с чем результаты проверки, проведенной на основании решения от 08.11.2021 № 1030-р/п, являются недопустимыми доказательствами по делу, при таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 01.04.2022 № АТ-1030/2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, вынесенное в отношении ЗАО «Гляденское», - отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Назаровский городской суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья подпись Л.Н. Фроленко

копия верна. решение не вступило в законную силу.

Судья Л.Н. Фроленко