Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Центральный районный суд <адрес>Литвиненко Е.В.
с участием представителей заявителя Фролкова Д.В. и Швейцер М.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - директора ООО «Финансовая экспертиза» Яковлевой Е. А. на постановление №П заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Некрасова С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГг. заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Некрасов С.Ю. вынес постановление №П по делу об административном правонарушении о привлечении должностного лица – директора ООО «Финансовая экспертиза» Яковлевой Е. А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ и наложении на нее административного наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
С вынесенным постановлением не согласилась Яковлева Е.А., подала жалобу, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что должностным лицом неправомерно договоры уступки прав (цессии) квалифицированы как договоры финансирования под уступку денежного требования и как следствие, неправомерно отнес в связи с этим ООО «Финансовая экспертиза» к организациям, являющимся финансовыми агентами.
В судебное заседание заявитель не явился, уведомлен, направил своих представителей Фролкова Д.В. и Швейцер М.В. по доверенности, которые доводы жалобы поддержали, дали соответствующие пояснения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Как следует из содержания оспариваемого постановления выездной проверкой исполнения ООО «Финансовая экспертиза» требований Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» за период 06.12.2013г. по 13.08.2015г. проведенной на основании пункта 9 статьи 7 Федерального закона, и приказа МРУ Росфинмониторинга по СФО от 19.02.2015г. №, установлено следующее:
ООО «Финансовая экспертиза» является юридическим лицом, зарегистрировано 06.12.2013г. Межрайонной ИФНС № по <адрес> ОГРН 1135476181235.
Руководство текущей деятельностью ООО «Финансовая экспертиза» в соответствии с Уставом осуществляет директор. С момента образования и по настоящее время директором ООО «Финансовая экспертиза» является Яковлева Е. А., назначенный на должность решением единственного учредителя от 20.11.2013г. №.
ООО «Финансовая экспертиза» является коммерческой организацией.
ООО «Финансовая экспертиза» заключает с организациями договоры, предметами которых является уступка организациями ООО «Финансовая экспертиза» прав требования денежных средств к физическим лицам - должникам организаций, за которые ООО «Финансовая экспертиза» обязано произвести оплату.
В частности, в соответствии с п. 1 договора от ДД.ММ.ГГГГ № Ц-03/2013-12-12, заключённого с ООО «Пешеход», ООО «Пешеход» уступает ООО «Финансовая экспертиза», а ООО «Финансовая экспертиза» принимает права требования уплаты денежных средств к должникам по договорам займа и (или) договорам купли-продажи товара в рассрочку. Общая сумма передаваемых и зафиксированных на дату заключения договора требований составляет 1457 973,00 руб. ООО «Финансовая экспертиза» обязано произвести оплату стоимости прав (требований) в течение 90 рабочих дней с момента заключения договора. Стоимость прав (требований) составляет 1 180 360,00 руб.
Согласно п. 1 договора от ДД.ММ.ГГГГ № Ц-06/2014-05-20, заключённого с ООО «Обувь России», ООО «Обувь России» уступает ООО «Финансовая экспертиза», а ООО «Финансовая экспертиза» принимает права требования уплаты денежных средств к должникам по договорам займа и (или) договорам купли-продажи товара в рассрочку. Общая сумма передаваемых и зафиксированных на дату заключения договора требований составляет 31 901 938,00 руб. ООО «Финансовая экспертиза» обязано произвести оплату стоимости прав (требований) в течение 90 рабочих дней с момента заключения договора. Стоимость прав (требований) составляет 25 580 694,00 руб.
Данные договоры расценены административным органом как договоры финансирования под уступку денежного требования в соответствии со ст. 824 ГК РФ.
Статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» установлено, что коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых установленных статьей 7 Федерального закона.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012г. №.
Правила внутреннего контроля в ООО «Финансовая экспертиза» не разработаны (отсутствуют).
Специальное должностное лицо, ответственное за реализацию в ООО «Финансовая экспертиза» правил внутреннего контроля, не назначено.
Постановлением Правительства РФ от 05.12.2005г. №, действовавшим до 10.06.2014г., определено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ установлено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, включая условия и порядок аккредитации организаций, осуществляющих обучение, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу,
В соответствии с Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, утверждённым Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу --от ДД.ММ.ГГГГ№ (вступило в действие ДД.ММ.ГГГГ), однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации). Указанные лица, назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу данного Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.
Административный орган вменил Яковлевой Е.А. то, что она являясь директором ООО «Финансовая экспертиза» бучение в форме целевого инструктажа не проходила, следовательно ООО «Финансовая экспертиза» не соблюдались требования Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к подготовке и обучению кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма.
Суд не соглашается с выводами административного органа в оспариваемом постановлении.
Согласно статье 1 Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» данный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу статьи 2 Закона № настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления, и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со ст. 3 Закона № под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Исходя из ст. 5 Закона №115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом относятся:
кредитные организации;
профессиональный участники рынка ценных бумаг;
страховые организации и лизинговые компании;
организации федеральной почтовой связи;
ломбарды;
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, числе и в электронной форме;
организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
операторы по приему платежей;
коммерческие организации, заключающие договора финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
кредитные потребительские кооперативы;
микрофинансовые организации.
Таким образом, субъектов административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ может быть лицо, которое указано в перечне, установленном статьей 5 Закона №115-ФЗ, при совершении операций, понятие которых дано в статье 3 этого же закона.
Привлекая руководителя ООО «Финансовая экспертиза» к административной ответственности, административный орган пришел к выводу, что совершенные ООО «Финансовая экспертиза» сделки - заключенные с другими организациями договора уступки прав требований (цессии) являются договорами финансирования под уступку денежного требования.
Однако административный орган не учел следующее.
Согласно ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
В соответствии со ст.388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
В соответствии с п.1 ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.
Проводя различия между договором цессии договором финансирования под уступку права требования (финансовый факторинг) следует отметить, что одним из условий финансирования под уступку денежного требования является размер вознаграждения финансового агента за предоставляемые услуги.
По смыслу главы 43 ГК РФ финансовый агент, по сути, так или иначе кредитует своего клиента, получая право требования по некоторым его обязательствам в качестве возврата или обеспечения своего кредита. Именно поэтому факторинговые обязательства включены законом в группу обязательств по предоставлению кредитно-финансовых услуг, а не рассматриваются в качестве особого случая уступки права требования (цессии).
По договору финансирования под уступку денежного требования клиент получает от финансового агента денежные средства в собственность с обязательством возврата. В этой части предмет указанного договора совпадает с предметом договора займа. Однако по договору займа (кредита) сумма долга заранее определена, за исключением процентов. По договору финансирования под уступку денежного требования возврат полученных денег осуществляется за счет текущих поступлений от предпринимательской деятельности клиента.
Имеющиеся в материалах дела заключенные ООО «Финансовая экспертиза» договоры уступки прав требования по своему содержанию являются договорами цессии и не содержат вышеперечисленных признаков договора финансового факторинга.
Кроме того, суды общей юрисдикции, рассматривая иски ООО «Финансовая экспертиза» к гражданам о взыскании задолженности, расценивают заключенные ООО «Финансовая экспертиза» договоры именно как договоры цессии. Например, решение мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. по делу №, решение Ординского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. по делу №, решение Полтавского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (л.д.48, 78, 110).То есть вступившими в законную силу судебными постановлениями уже дана оценка данным договорам, заключенным ООО «Финансовая экспертиза» как договорам цессии.
При установленных судом обстоятельствах с учетом приведенных норм права суд приходит к выводу об отсутствии объективной стороны вмененного состава административного правонарушения.
В силу статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СФО Некрасова С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ№П о привлечении должного лица – директора ООО «Финансовая экспертиза» Яковлевой Е. А. к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, удовлетворив жалобу Яковлевой Е.А.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня получения копии настоящего решения.
Судья