Дело №
66RS0№-59
Р Е Ш Е Н И Е
20 октября 2021 года г. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Красноуфимский гравий" <ФИО>2 на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Красноуфимский гравий"
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № № Общество с ограниченной ответственностью "Красноуфимский гравий"(далее по тексту-ООО "Красноуфимский гравий") привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО "Красноуфимский гравий" обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку ООО «Красноуфимский гравий» не производилась добыча общераспространённых полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси) путем выполнения дноуглубительных работ.
В письменных пояснениях защитник ООО «Красноуфимский гравий» <ФИО>3, действующая на основании доверенности, указала, что земельный участок с кадастровым номером №, как следует из кадастровой выписки о земельном участке, имеет следующий адрес: «Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 0,5 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: обл. Свердловская, р-н Красноуфимский, <адрес>». Фактический адрес земельного участка, на котором вменяется совершение административного правонарушения, существенно отличается от указанного административным органом в обжалуемом постановлении: «расположенный в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес>, на правом берегу <адрес>». На том земельном участке, на котором по утверждению административного органа совершено административное правонарушение, расположен Бисертский участок Уфимского месторождения по добыче ПГС, действительно, представленный ООО «Красноуфимский гравий» на основании лицензии на пользование недрами СВЕ № ТР от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ООО «Красноуфимский гравий» самостоятельно никогда не выполняло разработку месторождения, каких-либо работ не производило. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Красноуфимский гравий» и ИП <ФИО>4 заключен договор, согласно которому ИП <ФИО>4 принял на себя обязательства по выполнению работ по добыче ПГС на Бисертском участке Уфимского месторождения, расположенного в 2,1 км северо-восточнее села Крылово на территории МО <адрес> Свердловской области и участке Зюрзя IV Красноуфимского месторождения. Разработка Бисертского участка Уфимского месторождения производится ООО «Красноуфимский гравий» на основании лицензии СВЕ 07966 ТР, выданной в порядке переоформления правопреемства от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№. В приложении № к указанной лицензии для ООО «Красноуфимский гравий» не предписано получать разрешение на пользование водными объектами. То есть, по мнению защитника, ООО «Красноуфимский гравий» в полном объеме выполняет требования лицензии.
ИП <ФИО>4 и заместитель начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству <ФИО>5 в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения которого извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, сведений об уважительных причинах неявки не сообщили.
Проверив представленные материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8.48 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Как следует из ч.1 и ч.2 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Осуществление деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания осуществляется по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 384 "О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания".
Как следует из п. 3 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 384 территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование:
а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации;
б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, в оспариваемом постановлении указано, что ООО «Красноуфимский гравий» ДД.ММ.ГГГГ при проведении должностными лицами планового рейдового мероприятия по контролю обязательных требований наводных объектах рыбохозяйственного значения - в границах водоохранных зон реки Уфа и ее притока реки Бисерть, на участке территории (акватории), расположенном в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес> на правом берегу <адрес>, с кадастровым номером № зафиксировано осуществление работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси). Лицензию на пользование недрами СВЕ № ТР от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: на геологическое изучение, разведку, добычу песчано-гравийных смесей Бисертского, Крыловского участков Уфимского месторождения, расположенных в 2,1 км северо-восточнее <адрес>, в <адрес> Свердловской области, имеет OOО «Красноуфимский гравий».
Таким образом, должностное лицо пришло к выводу, что OOО «Красноуфимский гравий» в период с ДД.ММ.ГГГГ (даты получения лицензии) до ДД.ММ.ГГГГ (даты выявления правонарушения) не исполнило обязанность по согласованию деятельности по добыче песчано-гравийной смеси в водоохраной зоне и прибрежной полосе водного объекта рыбохозяйственного значения- <адрес>, оказывающей влияние на водные биологические ресурсы и среду их обитания, с Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в нарушение ч. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 4 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 384.
С выводами должностного лица о виновности ООО «Красноуфимский гравий» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласиться нельзя, поскольку данные выводы опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В оспариваемом постановлении, а также в протоколе об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо указывает, что основаниями для возбуждения дела послужили факты, установленные в 12:09 ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в связи с проведением планового рейдового мероприятия, на основании приказа Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ№-рз, с целью осуществления контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения – <адрес>. На участке территории (акватории), расположенных в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес>, на правом берегу <адрес>, с кадастровым номером №, зафиксировано осуществление работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси). Лицензию на пользование недрами СВЕ № ТР от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: на геологическое изучение, разведку и добычу песчано-гравийной смеси Бисертского, Крыловского участков Уфимского месторождения, расположено в 2.1 км северо-восточнее <адрес> в <адрес> Свердловской области, имеет ООО «Красноуфимский гравий».
Как следует из кадастровой выписки, земельный участок с кадастровым номером № имеет следующий адрес (описание местоположения): «местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 0,5 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: обл. Свердловская, р-н Красноуфимский, <адрес>». Таким образом, фактический адрес земельного участка, на котором вменяется совершение административного правонарушения, существенно отличается от указанного административным органом в обжалуемом постановлении: «расположенный в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес>, на правом берегу <адрес>».
Фактическое несовпадение местонахождения земельного участка с кадастровым номером 66:14:0101017:113 и Бисертского участка Уфимского месторождения подтверждается сведениями публичной кадастровой карты, планом и схемой расположения участка недр (Бисертский участок Уфимского месторождения), прилагаемых к Лицензии на пользование недрами СВЕ № ТР от ДД.ММ.ГГГГ, а так же схемой Бисертского участка Уфимского месторождения, наложенной на публичную кадастровую карту.
Из представленных стороной защиты доказательств следует и судом установлено, что указанный в оспариваемом постановлении участок, предоставленный ООО "Красноуфимский гравий" на основании лицензии на пользование недрами СВЕ № ТР, находящийся в 2,1 км северо-восточнее <адрес> на территории муниципального образования <адрес> Свердловской области, расположен на земельных участках с кадастровыми номерами: №:1 (на цветном снимке публичной кадастровой карты указаны только последние цифры кадастровых номеров). Осмотром должностных лиц Агентства установлено, что на данном участке находятся части земснаряда в разобранном виде, трубы. Ведение какой-либо деятельности на момент осмотра должностными лицами Агентства не зафиксировано.
Земельный участок с кадастровым номером № территориально удален от указанного выше лицензионного участка. Данный участок находится в пользовании ООО "Красноуфимский гравий" на основании договора аренды. Ведение какой-либо деятельности на нем на момент осмотра не зафиксировано.
Кроме этого, из письменных объяснений защитника <ФИО>3 следует, что экскаватор осуществлял добычу песчано-гравийной смеси в районе земельного участка с кадастровым номером №.
Как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Красноуфимский гравий» (Заказчик) и ИП <ФИО>4 (Подрядчик), Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по добыче ПГС на Бисертском участке Уфимского месторождения, местоположение: в 2,1 км северо- восточнее села Крылово на территории муниципального образования <адрес> Свердловской области и на участке Зюрзя IV Красноуфимского месторождения, местоположение: в 1 км севернее села Крылово на территории муниципального образования <адрес> Свердловской области, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ в соответствии с порядком, предусмотренным Договором.
Согласно п. 3.1.5 вышеуказанного договора, подрядчик обязан при выполнении работ соблюдать существующие экологические требования, санитарные нормы, правила охраны труда, правила пожарной безопасности, иные обязательные нормы и правила, установленные для осуществляемого подрядчиком вида деятельности, а также правила и регламенты, установленные на территории выполнения работ, и самостоятельно нести гражданскую, административную и уголовную ответственность за несоблюдение указанных требований.
Кроме того, в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №№, составленном ДД.ММ.ГГГГ с 12:10 до 13:00, указано, что к нему приложена схема и видеозапись.
При просмотре видеозаписи, осуществлённой должностным лицом при осуществлении рейда ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с номерами 1 и 215, видно отсутствие техники, работников ООО «Красноуфимский гравий» на данном земельном участке. На данной видеозаписи зафиксировано наличие земснаряда в разобранном виде, бытовки. Из представленной видеозаписи следует, что на земельном участке, расположенном в 2,1 км северо- восточнее села Крылово на территории муниципального образования <адрес> Свердловской области (номера 1 и 215 на карте), не зафиксирована какая-либо активная деятельность по добыче песчано-гравийной смеси. Указанная деятельность (наличие экскаватора, техники, работников ИП ФИО2) зафиксирована на земельном участке с номером 258 - Зюрзя IV Красноуфимского месторождения.
На представленной план-схеме к акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют какие-либо замеры, позволяющие определить расстояние между указанными предметами и устьем реки Уфа, водоохраной зоной и прибрежной защитной полосой водного объекта рыбохозяйственного значения.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что разработка Бисертского участка Уфимского месторождения производится ООО «Красноуфимский гравий» на основании лицензии СВЕ 07966 ТР, выданной в порядке переоформления правопреемства ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Лицензия ООО «Красноуфимский гравий» получена в порядке правопреемства от предыдущей лицензии СВЕ № ТР, выданной ООО «Профтехсервис-М» ДД.ММ.ГГГГ, дочернему обществу ООО «Красноуфимский гравий».
Факт дочернего статуса подтверждается договором об учреждении ООО «Красноуфимский гравий» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого учредителем с долей 80% уставного капитала выступает ООО «Профтехсервис». В приложении № к указанной лицензии, полученной ООО «Профтехсервис», не предписано получение разрешения на пользование водными объектами.
В силу ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Согласно ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с п. 9 ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Лицензия на пользование недрами СВЕ № ТР от ДД.ММ.ГГГГ, выданная в порядке переоформления ООО «Красноуфимский гравий», не содержит в Приложении № требования о согласовании деятельности по разработке Бисертского участка Уфимского месторождения и принятия мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В отношении Бисертского участка был составлен Рабочий проект разработки и рекультивации, в который вошла так же часть 4 «Охрана окружающей среды», содержащая ч. 8.1. «Оценка мероприятий по охране растительного покрова и животного мира» и ч. 9.3. «Плата за пользование водными объектами». Как следует из содержания указанных частей, при разработке Бисертского участка животному миру ущерба не наносится, плата за пользование водными объектами не начисляется, о получении дополнительных согласований так же не указано.
В отношении Рабочего проекта разработки и рекультивации Бисертского участка Уфимского месторождения песчано-гравийных смесей получено Заключение экспертизы рег. №-ПД-02131-2010 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что проект выполнен в соответствии с требованиями нормативных документов и правил промышленной безопасности, рекомендуется для передачи в производство.
Вышеуказанные выводы по сегодняшний день используются и действительны при утверждении Плана развития горных пород для Бисертского участка Уфимского месторождения, что подтверждается таким планом на 2021 год, утвержденным Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так же в отношении разработки Бисертского участка Уфимского месторождения была разработана Программа мониторинга состояния окружающей среды, согласно которой в отношении разрабатываемого участка недр необходимо вести только мониторинг, о результатах которого подавать статистические отчеты.
Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Так, из актов, составленных по результатам осмотров территории, фотографий и видеозаписи, не представляется возможным достоверно установить, на каком именно участке была зафиксирована противоправная деятельность, и причастность к этой деятельности привлекаемого лица. Протокол об административном правонарушении и постановление в качестве места совершения правонарушения содержат противоречивое указание на один участок, однако фактически сообщается местоположение двух удаленных друг от друга участков. При этом деятельность экскаватора по добыче песчано-гравийной смеси обнаружена на участке, вообще не указанном в процессуальных документах. Также представленными документами не подтверждено, что выявленная противоправная деятельность осуществлялась в водоохранной зоне, которая составляет 200 м от <адрес>.
При этом безусловным основанием для привлечения ООО «Красноуфимский гравий» к ответственности является именно осуществление деятельности в виде осуществления работ по добыче ОПИ в водоохранной зоне.
В материалы дела должностным лицом не представлено доказательств осуществления активной деятельности ООО «Красноуфимский гравий» по добыче общераспространенных полезных ископаемых в водоохранной зоне на участке, расположенном в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес>.
Представленные должностными лицами доказательства являются противоречивыми, не отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.
Таким образом, обстоятельства, на основании которых должностным лицом Агентства вынесено постановление являются недоказанными, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ и прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Красноуфимский гравий» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, жалобу - удовлетворить
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.
Судья. Подпись:
Копия верна. Судья: