ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-881/2021 от 07.10.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ 12-881/2021

66RS0001-01-2021-007881-53

РЕШЕНИЕ

07.10.2021 гор. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Красноуфимский гравий» Горвиц М.Н. на постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №С01-401/2021-05 от 10.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №С01-401/2021-05 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Красноуфимский гравий» по части 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе защитник ООО «Красноуфимский гравий» Сабрекова О.В., действующая на основании доверенности, просит об отмене постановления должностного лица с прекращением производства по делу, ссылается на недоказанность вины юридического лица в совершении административного правонарушения и процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении. Указывает на то, что ООО «Красноуфимский гравий» не производилась добыча общераспространённых полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси) путем выполнения дноуглубительных работ. В отношении Бисертского участка Уфимского месторождения был составлен рабочий проект разработки и рекультивации, в который вошла так же часть 4 «Охрана окружающей среды», содержащая ч. 8.1 «Оценка мероприятий по охране растительного покрова и животного мира», а также ч. 9.3 «Плата за пользование водными объектами». Как следует из содержания указанных частей, при разработке Бисертского участка животному миру ущерба не наносится, плата за пользование водными объектами не начисляется, о получении дополнительных согласований так же не указано. В отношении рабочего проекта разработки и рекультивации Бисертского участка Уфимского месторождения песчано-гравийных смесей получено заключение экспертизы рег. ПД-02131-2010 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что проект выполнен в соответствии с требованиями нормативных документов и правил промышленной безопасности, рекомендуется для передачи в производство. Таким образом, правовые основания для принятия ООО «Красноуфимский гравий» мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания отсутствовали, следовательно, отсутствуют и правовые основания для привлечения ООО «Красноуфимский гравий» к административной ответственности.

В судебном заседании защитник ООО «Красноуфимский гравий» Сабрекова О.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила жалобу удовлетворить, постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №С01-401/2021-05 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. Дополнительно пояснила, что обстоятельства, указанные в обжалуемом постановлении не соответствуют действительности, а именно, земельный участок с кадастровым номером 66:14:0101017:113, как следует из кадастровой выписки о земельном участке, имеет следующий адрес: «Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 0,5 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: обл. Свердловская, р-н Красноуфимский, <адрес>». Очевидно, что фактический адрес земельного участка, на котором вменяется совершение административного правонарушения, существенно отличается от указанного административным органом в обжалуемом постановлении: «расположенный в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес>, на правом берегу <адрес>». На том земельном участке, на котором по утверждению административного органа совершено административное правонарушение, расположен Бисертский участок Уфимского месторождения по добыче ПГС, действительно, представленный ООО «Красноуфимский гравий» на основании лицензии на пользование недрами СВЕ ТР от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ООО «Красноуфимский гравий» самостоятельно никогда не выполняло разработку месторождения, каких-либо работ не производило. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Красноуфимский гравий» и ИП Антроповым А.И. заключен договор, согласно которому ИП Антропов А.И. принял на себя обязательства по выполнению работ по добыче ПГС на Бисертском участке Уфимского месторождения, расположенного в 2,1 км северо-восточнее села Крылово на территории МО <адрес> Свердловской области и участке Зюрзя IV Красноуфимского месторождения. ИП Антроповым А.И. всегда выполнялся и выполняется полный объем работ, необходимых для добычи ПГС, имеется штат работников для выполнения таких работ, собственные контрагенты. При этом, ООО «Красноуфимский гравий» не имеет работников, кроме директора, что подтверждается Расчетом по страховым взносам за 2020 год; не имеет никаких основных средств, что подтверждается Оборотно-сальдовой ведомостью по счету 01 за период 2 месяцев 2021 года. Поскольку ООО «Красноуфимский гравий» не имеет ресурсов для самостоятельного выполнения работ по добыче, самостоятельно добычу ОПИ не осуществляет, то сторонами договора от ДД.ММ.ГГГГ в п. 3.1.5. было предусмотрено положение следующего содержания: подрядчик обязан при выполнении работ соблюдать существующие экологические требования, санитарные нормы, правила охраны труда, правила пожарной безопасности, иные обязательные нормы и правила, установленные для осуществляемого подрядчиком вида деятельности, а также правила и регламенты, установленные на территории выполнения работ, и самостоятельно нести гражданскую, административную и уголовную ответственность за несоблюдение указанных требований. Таким образом, ООО «Красноуфимский гравий» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как им является лицо, деятельность которого осуществляется с нарушением законодательства. Кроме того, разработка Бисертского участка Уфимского месторождения производится ООО «Красноуфимский гравий» на основании лицензии СВЕ 07966 ТР, выданной в порядке переоформления правопреемства от ДД.ММ.ГГГГ, на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ. В приложении к указанной лицензии для ООО «Красноуфимский гравий» не предписано получать разрешение на пользование водными объектами. То есть, по мнению защитника, ООО «Красноуфимский гравий» в полном объеме выполняет требования лицензии.

В судебном заседании должностное лицо заместитель начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Елисеева О.Ю. просила постановление №С01-401/2021-05 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу ООО «Красноуфимский гравий» без удовлетворения. Дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении должностными лицами планового рейдового мероприятия по контролю обязательных требований наводных объектов рыбохозяйственного значения - в границах водоохранных зон реки Уфа и ее притока реки Бисерть, на участке территории (акватории), расположенном в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес>, на правом берегу <адрес>, зафиксировано осуществление работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси). ООО «Красноуфимский гравий» на основании лицензии на пользование недрами СВЕ ТР от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в границах горного отвода к лицензии на пользование недрами, оформленной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляло работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси), сопровождающиеся дноуглублением, связанного с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта - реки Уфа без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а именно: без проведения оценки воздействия деятельности на водный объект река Уфа, без определения последствий негативного воздействия от деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси) на состояние биоресурсов и среды их обитания, без разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания. Таким образом, ООО «Красноуфимский гравий» в период с ДД.ММ.ГГГГ (даты получения лицензии) до ДД.ММ.ГГГГ (даты выявления правонарушения), не приняв мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, осуществляя деятельность по добыче песчано-гравийной смеси в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта рыбохозяйственного значения - реки Уфа, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ. Также в судебном заседании должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, пояснило, что ООО «Красноуфимский гравий» совершило правонарушение на участке с описанием «в 2.1 км северо-восточнее села Крылово на территории муниципального образования <адрес> Свердловской области», при этом данный участок имеет другой кадастровый номер (номера 1 и 215 на карте). Указание кадастрового номера земельного участка 66:14:0101017:113 является технической ошибкой. Также, из представленных доказательств к данному участку (номера на карте 1 и 215) относится только акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований С01-401 2021/02 от ДД.ММ.ГГГГ, видеозапись. Должностными лицами производился осмотр двух участков (номера на карте 258 и 1, 215). Не отрицает, что работа экскаватора зафиксирована на земельном участке с кадастровым номером 66:14:0101017:258. Нарушения на участке (номер на карте 258) в вину ООО «Красноуфимский гравий» не вменяются. На земельном участке (номера 1 и 215) был обнаружен земснаряд в разобранном виде.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника, должностного лица, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Объектом правонарушений, по данной норме, являются общественные отношения в области использования и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания и обеспечения правомерных видов пользования ими.

Объективная сторона правонарушения, вмененного в вину обществу, выражается в нарушении именно лицом требований к охране водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Как следует из материалов административного дела, в оспариваемом постановлении указано, что ООО «Красноуфимский гравий» ДД.ММ.ГГГГ при проведении должностными лицами планового рейдового мероприятия по контролю обязательных требований наводных объектах рыбохозяйственного значения - в границах водоохранных зон реки Уфа и ее притока реки Бисерть, на участке территории (акватории), расположенном в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес> на правом берегу <адрес>, с кадастровым номером 66:14:0101017:113, зафиксировано осуществление работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси). Лицензию на пользование недрами СВЕ ТР от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: на геологическое изучение, разведку, добычу песчано-гравийных смесей Бисертского, Крыловского участков Уфимского месторождения, расположенных в 2,1 км северо-восточнее <адрес>, в <адрес> Свердловской области, имеет OOО «Красноуфимский гравий». OOО «Красноуфимский гравий» на основании лицензии на пользование недрами СВЕ ТР от ДД.ММ.ГГГГ, договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в границах горного отвода к лицензии на пользование недрами, оформленной сроком до ДД.ММ.ГГГГ, осуществлял работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси), сопровождающиеся дноуглублением, связанного с изменением дна и берегов поверхностного водного объекта - реки Уфа без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, а именно Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: без проведения оценки воздействия деятельности на водный объект река Уфа, без определения последствий негативного воздействия от деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси) на состояние биоресурсов и среды их обитания, без разработки мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среду их обитания.

Таким образом, должностное лицо пришло к выводу, что OOО «Красноуфимский гравий» в период с ДД.ММ.ГГГГ (даты получения лицензии) до ДД.ММ.ГГГГ (даты выявления правонарушения), не приняв мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, осуществляя деятельность по добыче песчано-гравийной смеси в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосы водного объекта рыбохозяйственного значения - реки Уфа, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.48 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласиться с постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №С01-401/2021-05 от ДД.ММ.ГГГГ нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются, в частности, событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

В оспариваемом постановлении, а также в протоколе об административном правонарушении № С01-401/2021-05 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо указывает, что основаниями для возбуждения дела послужили факты, установленные в 12:09 ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в связи с проведением планового рейдового мероприятия, на основании приказа Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ-рз, с целью осуществления контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания на водных объектах рыбохозяйственного значения – <адрес>. На участке территории (акватории), расположенных в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес>, на правом берегу <адрес>, с кадастровым номером 66:14:0101017:113, зафиксировано осуществление работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси). Лицензию на пользование недрами СВЕ ТР от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением и видами работ: на геологическое изучение, разведку и добычу песчано-гравийной смеси Бисертского, Крыловского участков Уфимского месторождения, расположено в 2.1 км северо-восточнее <адрес> в <адрес> Свердловской области, имеет ООО «Красноуфимский гравий».

Однако как следует из Кадастровой выписки, земельный участок с кадастровым номером 66:14:0101017:113, указанный в протоколе и постановлении должностным лицом, имеет следующий адрес (описание местоположения): «Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Участок находится примерно в 0,5 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: обл. Свердловская, р-н Красноуфимский, <адрес>». Таким образом, фактический адрес земельного участка, на котором вменяется совершение административного правонарушения, существенно отличается от указанного административным органом в обжалуемом постановлении: «расположенный в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес>, на правом берегу <адрес>».

Фактическое несовпадение местонахождения земельного участка с кадастровым номером 66:14:0101017:113 и Бисертского участка Уфимскогоместорождения подтверждается сведениями публичной кадастровой карты,планом и схемой расположения участка недр (Бисертский участок Уфимского месторождения), прилагаемых к Лицензии на пользование недрами СВЕ ТР от ДД.ММ.ГГГГ, а так же схемой Бисертского участка Уфимского месторождения, наложенной на публичную кадастровую карту.

В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление, подтвердило, что земельный участок с кадастровым номером 66:14:0101017:113 не осматривался. Его указание в постановлении и протоколе является технической ошибкой.

Кроме того, как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Красноуфимский гравий» (Заказчик) и ИП Антроповым А.И. (Подрядчик), Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по добыче ПГС на Бисертском участке Уфимского месторождения, местоположение: в 2,1 км северо- восточнее села Крылово на территории муниципального образования <адрес> Свердловской области и на участке Зюрзя IV Красноуфимского месторождения, местоположение: в 1 км севернее села Крылово на территории муниципального образования <адрес> Свердловской области, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ в соответствии с порядком, предусмотренным Договором.

Согласно п. 3.1.5 вышеуказанного договора, подрядчик обязан привыполнении работ соблюдать существующие экологические требования, санитарные нормы, правила охраны труда, правила пожарной безопасности, иные обязательные нормы и правила, установленные для осуществляемого подрядчиком вида деятельности, а также правила и регламенты, установленные на территории выполнения работ, и самостоятельно нести гражданскую, административную и уголовную ответственность за несоблюдение указанных требований.

В судебном заседании защитник ООО «Красноуфимский гравий» Сабрекова О.В., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что ИП Антроповым А.И. всегда выполнялся и выполняется полный объем работ, необходимых для добычи ПГС, имеется штат работников для выполнения таких работ, собственные контрагенты. При этом, ООО «Красноуфимский гравий» не имеет работников, кроме директора, что подтверждается расчетом по страховым взносам за 2020 года, не имеет основных средств для производства работ, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 01 за период 2 месяцев 2021 года.

Кроме того, в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №СО1-40/2021/02, составленном ДД.ММ.ГГГГ с 12:10 до 13:00, указано, что к нему приложена схема и видеозапись.

В судебном заседании была просмотрена видеозапись, записанная должностным лицом при осуществлении рейда ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с номерами 1 и 215, из которой следует отсутствие техники, работников ООО «Красноуфимский гравий» на данном земельном участке. На данной видеозаписи зафиксировано наличие земснаряда в разобранном виде, бытовки. Из представленной видеозаписи следует, что на земельном участке, расположенном в 2,1 км северо- восточнее села Крылово на территории муниципального образования <адрес> Свердловской области (номера 1 и 215 на карте), не зафиксирована какая-либо активная деятельность по добыче песчано-гравийной смеси. Указанная деятельность (наличие экскаватора, техники, работников ИП Антропова) зафиксирована на земельном участке с номером 258 - Зюрзя IV Красноуфимского месторождения.

На представленной в судебное заседание план-схеме к акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют какие-либо замеры, позволяющие определить расстояние между указанными предметами и устьем реки Уфа, водоохраной зоной и прибрежной защитной полосой водного объекта рыбохозяйственного значения.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что разработка Бисертского участка Уфимского месторождения производится ООО «Красноуфимский гравий» на основании лицензии СВЕ 07966 ТР, выданной в порядке переоформления правопреемства ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ. Лицензия ООО «Красноуфимский гравий» получена в порядке правопреемства от предыдущей лицензии СВЕ ТР, выданной ООО «Профтехсервис-М» ДД.ММ.ГГГГ, дочернему обществу ООО «Красноуфимский гравий».

Факт дочернего статуса подтверждается договором об учреждении ООО «Красноуфимский гравий» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого учредителем с долей 80% уставного капитала выступает ООО «Профтехсервис». В приложении к указанной лицензии, полученной ООО «Профтехсервис», не предписано получение разрешения на пользование водными объектами.

Согласно ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания".

В силу ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

Согласно ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии с п. 9 ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Лицензия на пользование недрами СВЕ ТР от ДД.ММ.ГГГГ, выданная в порядке переоформления ООО «Красноуфимский гравий», не содержит в Приложении требования о согласовании деятельности по разработке Бисертского участка Уфимского месторождения и принятия мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В отношении Бисертского участка был составлен Рабочий проект разработки и рекультивации, в который вошла так же часть 4 «Охрана окружающей среды», содержащая ч. 8.1. «Оценка мероприятий по охране растительного покрова и животного мира» и ч. 9.3. «Плата за пользование водными объектами». Как следует из содержания указанных частей, при разработке Бисертского участка животному миру ущерба не наносится, плата за пользование водными объектами не начисляется, о получении дополнительных согласований так же не указано.

В отношении Рабочего проекта разработки и рекультивации Бисертскогоучастка Уфимского месторождения песчано-гравийных смесей получено Заключение экспертизы рег. -ПД-02131-2010 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что проект выполнен в соответствии с требованиями нормативных документов и правил промышленной безопасности, рекомендуется для передачи в производство.

Вышеуказанные выводы по сегодняшний день используются и действительны при утверждении Плана развития горных пород для Бисертского участка Уфимского месторождения, что подтверждается таким планом на 2021 год, утвержденным Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Так же в отношении разработки Бисертского участка Уфимского месторождения была разработана Программа мониторинга состояния окружающей среды, согласно которой в отношении разрабатываемого участка недр необходимо вести только мониторинг, о результатах которого подавать статистические отчеты.

Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", под сохранением водных биоресурсов понимается поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.

Судья соглашается с доводами защитника ООО «Красноуфимский гравий» о том, что получение лицензии на пользование недрами само по себе не является основанием для получения разрешения на пользование водным объектом, так как именно осуществление активной деятельности по добыче ОПИ в водоохранной зоне является условием привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ.

Следовательно, безусловным основанием для привлечения ООО «Красноуфимский гравий» к ответственности является именно осуществление деятельности в виде осуществления работ по добыче ОПИ в водоохранной зоне.

В судебное заседание должностным лицом не представлено доказательств осуществления активной деятельности ООО «Красноуфимский гравий» по добыче общераспространенных полезных ископаемых в водоохранной зоне на участке, расположенном в <адрес> Свердловской области, 2.1 км северо-восточнее <адрес>.

Представленные должностными лицами доказательства являются противоречивыми, не отвечают требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях ООО «Красноуфимский гравий» состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №С01-401/2021-05 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Красноуфимский гравий» отменить, жалобу директора ООО «Красноуфимский гравий» Горвиц М.Н. – удовлетворить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «Красноуфимский гравий» состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.

Судья Черных О.А.