ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-886/16 от 02.12.2016 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №12-886/2016РЕШЕНИЕпо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

424028

город Йошкар-Ола 02 декабря 2016 года

ул.Баумана 91-А

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием лица, привлеченного к административной ответственности, - Бахматова А.А.,

представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Короткова А.С., действующего на основании доверенности от 24 июня 2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении по жалобе Бахматова А.А. на постановление начальника отдела надзора за водными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 10 ноября 2016 года, которым

Бахматов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, являющийся главным энергетиком АО <данные изъяты>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшийся,

привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее по тексту - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела за водными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл ФИО4 от 10 ноября 2016 года Бахматов А.А., как должностное лицо – главный энергетик АО <данные изъяты> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Бахматов А.А. подал жалобу в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ в Йошкар-Олинский городской суд РМЭ, в которой просил признать незаконным и отменить данное постановление, применить в его отношении статью 2.9 КоАП РФ и освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В обоснование жалобы указал, что АО <данные изъяты> 05 июля 2004 года была получена лицензия на право пользования недрами с целью добычи питьевых подземных вод для хозпитьевых и производственных нужд, выданная «Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу», сроком действия до 01 апреля 2013 года, срок действия которой был продлен решением Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Марий Эл, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (протокол от 12 августа 2011 года) по заявке от 14 июля 2011 года ОАО <данные изъяты>, с оформлением Приложения к вышеуказанной лицензии, сроком действия до 23 сентября 2016 года включительно. Переоформление (продление) лицензии на целевое использование подземных вод невозможно без предоставления документов, свидетельствующих о выполнении всех работ в соответствии с разделом «Права и обязанности» Приложения к лицензии , в том числе работ по оценке запасов по всем водозаборам (пункт 7.317). Окончательная дата подписания актов выполненных работ по проведению оценки запасов по водозабору – 29 июня 2016 года. После чего полученный отчет был сдан на проведение экспертизы проектной документации зон санитарной охраны по результатам оценки запасов подземных вод в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» - получено экспертное заключение от 29 августа 2016 года, также отчет был сдан на проведение экспертизы деятельности по использованию водного объекта для питьевых и хозяйственно-бытовых целей по результатам оценки запасов подземных вод в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл» - получено экспертное заключение от 29 августа 2016 года. Следующим этапом является получение санитарно-эпидемиологического заключения экспертизы проектной документации зон санитарной охраны по результатам оценки запасов подземных вод у Управлении Роспотребнадзора по РМЭ, которое было получено 27 сентября 2016 года – заключение , а также получение санитарно-эпидемиологического заключения на деятельность по использованию водного объекта для питьевых и хозяйственно-бытовых целей по результатам оценки запасов подземных вод в Управлении Роспотребнадзора по РМЭ, которое было получено 27 сентября 2016 года – заключение . По его мнению можно квалифицировать совершение им деяние, как малозначительное, поскольку отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям. Весь комплект документов для переоформления лицензии на право пользования недрами по водозаборам представлен в отдел геологии и лицензирования «Марийскнедра» и в Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения РМЭ.

В судебном заседании Бахматов А.А. доводы и требования жалобы поддержал.

Представитель Управления Росприроднадзора по РМЭ Коротков А.С. в судебном заседании считает, что постановление является законным и обоснованным, разрешение вопроса о малозначительности предъявленного правонарушения оставил на усмотрение.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела Управления Роспотребнадзора по РМЭ, дополнительно предоставленные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, административным правонарушением признается пользование недрами без лицензии на пользование недрами, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 5 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.

Пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса РФ установлено, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон РФ "О недрах" от 21 февраля 1992 года N 2395-1.

В соответствии со статьями 1.2, 2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью и составляют государственный фонд недр.

В соответствии со статьей 11 Закона "О недрах" предоставление участка (участков) недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1 статьи 23 Закона "О недрах").

Согласно пункта 10 части 2 статьи 22 Закона "О недрах", пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как следует из материалов дела, при проведении плановой выездной проверки по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере недропользования АО <данные изъяты>», Управлением Росприроднадзора по РМЭ 28 октября 2016 года установлено, что АО <данные изъяты> нарушает требования статьи 11 Закона «О недрах», а именно осуществляет безлицензионное пользование недрами на водозаборах (основная площадка <адрес>) и (<адрес>).

В настоящее время АО <данные изъяты> не имеет лицензии на пользование недрами по водозаборам (основная площадка <адрес>) и (<адрес>). Фактически объем водопотребления по водозабору составил: за III квартал 2016 года - 3,774 тыс.м?, за сентябрь месяц 0,109 тыс.м?, в том числе за период с 23 сентября по 28 сентября 2016 года – 0,028 тыс.м?, по водозабору - за III квартал 2016 года - 1,747 тыс.м?, за сентябрь месяц 0,589 тыс.м?, в том числе за период с 23 сентября по 04 октября 2016 года – 0,648 тыс.м?, согласно представленным сведениям, полученным в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов за III квартал 2016 года и журналов учета объемов забираемых подземных вод по водозаборам.

05 июля 2004 года АО <данные изъяты> была получена лицензия на право пользования недрами с целью добычи питьевых подземных вод для хозпитьевых и производственных нужд в <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>х Республики Марий Эл, сроком действия до 01 апреля 2013 года.

Согласно Дополнения №1 к указанной лицензии, указанная лицензия действует с момента её государственной регистрации и по 23 сентября 2016 года.

Таким образом, срок действия, имеющейся у АО <данные изъяты> лицензия на право пользования недрами с целью добычи питьевых подземных вод для хозпитьевых и производственных нужд, закончился 23 сентября 2016 года, то есть на момент проведения Управлением Росприроднадзора по РМЭ проверки у АО <данные изъяты> отсутствовала лицензия на пользование недрами на водозаборе.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами административного правонарушения являются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснением лица, привлекаемого к административной ответственности, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Факт совершения Бахматовым А.А. вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 08 ноября 2016 года, актом проверки от 28 октября 2016 года; сведениям, полученным в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов за III квартал 2016 года; книгой учета показания счетчиков на скважинах , , ; показаниями счетчика водомера ВНС эксплуатации пл. <адрес>; приказом от 01 июля 2008 года; должностной инструкцией главного энергетика АО <данные изъяты>

Согласно статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом от 01 июля 2008 года Бахматов А.А. назначен главным энергетиком ОАО <данные изъяты>

Согласно должностной инструкции, главный энергетик организует бесперебойное обеспечение предприятия электроэнергией, тепловой энергией, паром, природным газом, водой и другими видами энергоресурсов; организует работу энергетической службы.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Кроме того, исходя из положений раздела 5 должностной инструкции, Бахматов А.А. несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных инструкцией, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

Таким образом, Бахматов А.А., будучи должностным лицом, обоснованно привлечен к административной ответственности за пользование АО «ММЗ» недрами без разрешительных документов.

Доводы Бахматова А.А. о том, что им предпринимались все меры по получению лицензии, отклоняются, поскольку данное обстоятельство не освобождает его от ответственности за совершенное правонарушение.

Вместе с этим суд считает необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статью 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.

Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушений не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов, вместе с этим учитывается небольшой срок использование водозабора без лицензии пять и одиннадцать дней. Приняты меры к получению новой лицензии со сроком по 01 июля 2040 года.

Учтено также и то обстоятельство, что как пояснил представитель административного органа, при проведении ими проверки Бахматов А.А. способствовал раскрытию правонарушения, вся необходимая информация была предоставлена.

Указанные основания с учетом всех обстоятельств данного дела свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела надзора за водными ресурсами, геологического надзора и охраны недр Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 10 ноября 2016 года, которым Бахматов А.А., как должностное лицо, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ, объявив Бахматову А.А. - устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов